Махрова Анастасия
Исследование отечественных и зарубежных педагогов по проблеме эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Исследование отечественных и зарубежных педагогов по проблеме эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Эстетика – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.
Публикация «Исследование отечественных и зарубежных педагогов по проблеме эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине 18 века немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен. Термин происходит от греческого слова aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.
В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В. Н. Шацкой эстетическому воспитанию дается такая формулировка: «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства».
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Д. Б. Лихачев определяет эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить
по законам красоты. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому, же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б. Т Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считают, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры, - одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Н. Джола, Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, М. Д. Таборидзе, В. Н. Шацкая, А. Б. Щербо и другие.
Эстетическое чувство, сформированное в сознании ребенка, выступает как одно из самых духовных человеческих чувств. Его нельзя считать «слепым», «инстинктивным». Разумность, сознательность – его отличительная особенность. Крупнейший отечественный исследователь в области эстетики Ю. Б. Бореев достоверно определяет, что эстетическое чувство есть результат длительного социально-исторического развития. От первоначальных примитивных реакций на красоту и гармонию форм человек постепенно приходил к содержательным и многообразным эстетическим переживаниям.
Эстетическое воспитание в самом общем смысле – формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Искусство понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось воспитательное значение разных видов искусства: напр., музыки – в античности, литературы – в 19 в.
Тайна красоты тревожит человечество веками. В истории о ней было высказано множество суждений. Гуманисты Возрождения утверждали красоту самой природы и ра-дость ее восприятия. Эстетика Возрождения продолжает античные традиции; прекрасное отождествляется с нравственным и справедливым. Внешняя красота считается атрибутом добродетели.
Эстетика классицизма (ее каноническое выражение дал Буало) отождествляла прекрасное с изящным. Буало обосновывал принципы хорошего вкуса. Он считал, что прекрасно только правдивое. Вольтер (1694-1778) утверждал относительность представлений человека о прекрасном.
Французские просветители полагали, что красота — естественное свойство самой природы, такое же как вес, цвет, объем.
Ф. Шиллер (1759-1805) утверждал: красота — это свобода (согласованность с законами; ничем не стесненное развитие явлений по присущим им законам); основа красоты — простота; красота — естественное совершенство. Шиллер отличает изображение прекрасного от прекрасного изображения. То, что безобразно в природе, может быть прекрасно в искусстве (прекрасное изображение).
Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) видел в прекрасном один из этапов общемирового движения духа.
Идеи и механизмы эстетического воспитания были заметны в трудах выдающихся педагогов-мыслителей : Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Так, Ж. -Ж. Руссо считал, что «из всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, и следует прежде всего развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренебрегают, прежде всего». И. Г. Песталоцци отмечал, что все должно исходить, как из центра твоего чувственного восприятия. Он относил созерцание к чувственному восприятию и считал, что оно является единственным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является единственной основой человеческого познания. По его мнению, недуги школьного дела нельзя излечить, если не подчинить формы всего обучения тем вечным законам, по которым человеческое познание поднимается от чувственного восприятия действительности к четким понятиям.
Н. А. Дмитриева отмечает, что какие бы ни существовали воспитательные системы, главной задачей эстетического воспитания является – дать верное направление и развитие тому чувству прекрасного – эстетическому чувству, которое в каждом из нас заложено.
Эстетическое развитие ребенка осуществляется параллельно с развитием его познавательного интереса. Я. А. Коменский хотел на основании метода параллелизма естественного и искусственного «искусство духовного наслаждения поставить на столь твердые основы обучения, чтобы оно наверняка шло вперед и не обманывало в своих результатах».
Чувство прекрасного глубоко человечно и располагает к добру, поэтому эстетическое воспитание тесно связано с нравственным развитием личности. А. И. Герцин, Н. Г. Чернышевский, А. М. Горький называли эстетическое воспитание источником и школой нравственности, этикой будущего.
А. С. Макаренко видел в эстетическом воспитании один из действенных путей формирования нового человека. Он внес ценный вклад в теорию и практику эстетического воспитания. Гуманность Макаренко, его стремление сделать прекрасными и душу, и внешний облик ребенка обогащают теорию и практику эстетического воспитания.
Плодотворно разрабатывали вопросы эстетического воспитания С. Т. и В. К. Шатские. Многие из их положений, изложенных в работах В. Н. Шацкой, дают основание к построению теории эстетического воспитания.
В теории советской дошкольной педагогики вопросы эстетического воспитания подробно разрабатывались Е. А. Флериной и О. Н. Варшавской. Написанные ими главы в учебниках для высших учебных заведений – большой и важный материал, в котором изложены задачи, содержание и средства эстетического воспитания. Позднее эти вопросы освещались А. И. Сорокиной в учебниках для средних дошкольных учебных заведений.
Отсюда можно сделать вывод, что проблема эстетического воспитания тревожила мыслителей с самых древних времен. На протяжении многих лет эта проблема исследовалась как отечественными, так и зарубежными учеными. Они внесли в теорию эстетического воспитания новые идеи, разработали цели и задачи эстетического воспитания.