Татьяна Рассказова
Исследование объектов неживой природы и экспериментирование с ними «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Цель: побуждение детей старшего дошкольного возраста к исследованию объектов неживой природы и экспериментированию с ними.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами песка
2. Расширять общий кругозор детей представлениями об использовании песка.
3. Учить детей нетрадиционным способам рисования с использованием песка.
4. Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, составлению небольшого описательного рассказа.
Публикация «Исследование объектов неживой природы и экспериментирование с ними „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
5. Активизация словарного запаса: введение в лексический оборот детей имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
6. Формирование основ деятельностной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
7. Достижение интеграции образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
8. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Развивающие:
1. Развивать наглядно – образное и словесно – логическое мышление посредством использования разнообразных изображающих материалов.
2. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений и слуховое внимание.
3. Развивать умение сосредоточиться.
4. Планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты.
5. Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать активность, инициативность.
2. Воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки позитивной коммуникации.
Здоровьесберегающие:
1. Сохранение уровня здоровья детей.
2. Обеспечение смены динамических поз в непосредственно образовательной деятельности.
Информационные:
Обеспечение необходимого уровня информационно- коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Взаимодействие со специалистами:
музыкальный руководитель, воспитатели, старший воспитатель.
Демонстрационный материал: песок для опытов в поддонах, мольберт с картой подсказок, капсулы с крышками разных цветов.
Раздаточный материал: песок в стаканчиках, тарелки с песком, стаканы с водой, шаблоны для раскрашивания, клей.
Предварительная работа:
• опыты с песком;
• беседа «Как появился песок»;
• просмотр мультфильма «Откуда берется песок»;
• беседа «Где используется песок».
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, аудиосистема.
Ход занятия.
Воспитатель привлекает внимание детей паровозным гудком и читает стихотворение.
Летел, спешил наш паровоз,
Он важный груз в Моршанск привез.
В вагоне почтовом из города Сочи
Посылка для сада доставлена срочно.
В посылке - сыпучий, шуршащий,
Недавно в прибое у моря лежащий.
Для игр, развлечений, он прислан для вас.
Так что же в посылке? Узнаем сейчас!
Восп. Дети, а вы уже догадались, что было в посылке? (Песок).
Восп. Да, морской песок. А как вы догадались (предполагаемые ответы детей).И его уже доставили в наш детский сад. (Воспитатель снимает скатерть со стола с песком). Ребята, давайте с вами посмотрим мультфильм про то, откуда берется песок (показ фрагмента мультфильма «Откуда берется песок»).
Восп. Как и где используют люди песок? ( Предполагаемые ответы детей: в строительстве дорог, зданий, для производства стекла, кирпича, асфальта, для игр в песочнице и т. д.)
Восп. Все правильно, молодцы, а еще песок используют для обработки улиц во время гололеда, для купания таких зверьков, как шиншилла, песчанка, в медицине.
Восп. Песок, который нам прислали, непростой, он хранит в себе тайну (загадку, которую мы постараемся разгадать. Кто первый попробует найти в песке загадку? (Выбираются 2 ребенка, которые аккуратно обследуют песок на столе и находят капсулу).
Восп. Вот и первая загадка. Давайте посмотрим. (Дети и воспитатель видят капсулу с колпачком красного цвета).Еще одна загадка и здесь нам не обойтись без карты подсказок. (Дети рассматривают карту подсказок и обращают внимание, что напротив красного цвета изображена геометрическая фигура «круг»).
Восп. Кто догадался, что это значит? (Ответы детей)
Восп. Нам нужно подойти к столу с изображением геометрической фигуры «круг».
На столе все приготовлено для проведения эксперимента.
Эксперимент 1. "Песчаный конус".
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение.
Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться.
Восп. Мы узнали первое свойство песка. У вас все замечательно получилось! А теперь посмотрим есть ли еще загадка для нас. (Следующие 2 ребенка обследуют песок и находят новую капсулу с крышкой желтого цвета. По карте подсказок они определяют, что нужно подойти к столу с изображением геометрической фигуры «треугольник»).
На столе все приготовлено для следующего эксперимента.
Эксперимент 2. "Разный песок".
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на стол что вы видите (ответы детей). У нас на столе сахарный песок и речной песок.
Предложить детям насыпать сахарный песок в воду и речной песок насыпать в воду, помешать.
Что у нас получилось (ответы детей).
Вывод: сахарный песок растворился в воде, речной песок не растворился.
Восп. Вот мы с вами и узнали еще одно свойство песка. А теперь нам пора отдохнуть.
Физкультминутка.
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания – руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся).
Восп. Мы с вами отдохнули и нам пора искать следующую загадку. (Следующие 2 ребенка обследуют песок и находят капсулу с крышкой фиолетового цвета. Дети, опираясь на карту подсказок, делают вывод, что нужно подойти к столу с изображением геометрической фигуры «квадрат»).
На столе все приготовлено для следующего эксперимента.
Эксперимент №3 «Мокрый песок принимает любую нужную форму».
Насыплем сухой песок в формочки что у нас получилось? (ответы детей). Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки. Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму. (Показ слайдов «Замки из песка»).
Практическая деятельность.
Восп. Сегодня мы узнали о многих свойствах песка и сейчас я покажу вам еще одно его свойство: песком можно рисовать. Посмотрите,пожалуйста,.(Показ видео «Рисование песком»).
Для того, чтобы начать рисовать, нам нужно разработать пальчики.
Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
- Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
- То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
Восп. Мы с вами подготовили морское дно, а теперь нам нужно его заселить. Давайте мы с вами нарисуем морских обитателей и отправим посылкой в город Сочи. Берем кисточки обмакиваем в клей и наносим клей, не выходя за контур, на картинку. Затем посыпаем песком.
Восп. Наши рисунки готовы теперь мы можем стряхнуть с них лишний песок и посмотреть что у нас получилось.
Рефлексия.
Ребята скажите, вам понравилось сегодняшнее занятие (ответы детей). Что вам понравилось больше всего? (ответы детей) А что для вас было трудным (ответы детей)
Список используемой литературы:
1. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников» (4-7 лет);
2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом»;
3. А. И. Иванова «Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду».