Анастасия Шилова
Искусство гжели и разновидность программ по нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.
Публикация «Искусство гжели и разновидность программ по нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Использование гжельского народного искусства в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно-прикладному искусству. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно - прикладного искусства.
Одной из важных задач, стоящих перед каждым педагогом, является задача патриотического воспитания обучающихся. Невозможно представить себе патриотизм и чувство любви к Родине без национальной самоидентификации человека, которая базируется не просто на знании национальной культуры, традиций, обычаев, но и на принятии их. Важной составной частью национальной культуры является народное искусство, в том числе — народные художественные промыслы. Как отмечает отечественный педагог Т. С. Комарова, создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников, «народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему». Народный художественный промысел Гжель лаконичен, но при этом — праздничен, композиция совершенна и очень узнаваема. Произведения русского народного искусства, его форма выражения и отношения к реальности, воспринимаемой через богатство тем, уникальное содержание, влияют на ребенка и могут научить образно думать. Они способны через творческое восприятие обычных предметов или явлений заложить основы нравственной культуры, сформировать уважение к результату деятельности многих поколений. Посредством образцов народного искусства, педагог формирует в дошкольнике способность не только действовать по образцу, но и творчески применять опыт. Декоративно-прикладное искусство выступает одним из действенных средств в воспитании детей. Как отмечают видные ученые в области художественного образования, декоративно-прикладное творчество, через свою многомерность, простоту образов, их яркость и элегантность воплощения, близко детскому восприятию. Оно развивает их сенсорную чуткость, познавательное мышление, эстетические опыт.
В последнее время в условиях вариативности образования, закрепленной в ФЗ-№ 273 «Об образовании в Российской Федерации», появилось много разнообразных программ, которые предусматривают различные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Отметим некоторые программы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народной культуры:
• «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Программа направлена на становление личности ребенка, его индивидуальных особенностей; развитие общечеловеческих и духовных ценностей, разнообразных видов деятельности. Культуросообразие — это принцип программы, который обеспечивает учет традиций в образовании и национальных ценностей, восполняет недостатки эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей.
• «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук. Программа нравственно-патриотического воспитания, направленная на приобщение детей к национальной культуре, формирование любви и уважения к России, как к своей родине, и социализации личности дошкольников. Направления работы по программе : воспитание любви к семье, дому, малой родине, к своему краю и большой Родине - России; развитие межличностных отношений, приобщение к основам национальной культуры и быта; развитие желания и потребности в творческом, активном преобразовании окружающего пространства в духе народных традиций.
• «Наследие» под редакцией М. Ю. Новицкой, Е. В. Соловьевой. Парциальная программа патриотического воспитания направлена на восстановление преемственности в воспитании, освоении традиционной отечественной культуры; приобщение дошкольников к традиционной русской культуре; формирование дружбы и уважения между людьми разных национальностей, основ национального самосознания и любви к Родине.
• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой. Целью программы является ознакомление с жизнью и бытом родного народа, присущими ему нравственными ценностями, особенностями и традициями, формирование у дошкольников «базиса культуры». Авторы программы сделали акцент : на предметы, которые окружают ребенка, должны быть национальными, соответствовать культуре народа, быть направлены на использование фольклора, народных традиций и праздников.
• «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» под редакцией Н. Б. Кутьиной, науч. ред. В. В. Селиванов. Целью программы является развитие и воспитание у детей дошкольного возраста интереса к объектам мировой и национальной культуры, способности воспринимать их в музейном пространстве, воспитание начал толерантности и патриотизма, развитие творческих и интеллектуальных способностей.
Проанализировав цели данных программ, направленных на нравственное воспитание дошкольников, можно сделать вывод - во многих программах разработана модель нравственного воспитания посредством народной культуры. Однако, воспитание нравственности не приведет к желаемому результату, если не затрагивать переживания, эмоции ребенка, не обращаться к его душе. Поэтому в работе с детьми необходимо использовать культурологический подход, т. е. рассматривать воспитание как культурный процесс, основанный на ценностях национальной и общечеловеческой культур. Важнейшая задача воспитания на сегодняшний день — это осознание детьми, какой культуре мы принадлежим, где мы живем.