Кутырева Юлия
Игры при адаптации детей к условиям ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Игры, сближающие малышей (адаптация)
К-1
«Будем знакомы»
К детям приходит зайчонок (игрушка, ее озвучивает воспитатель).
Зайчонок. Меня зовут Пушонок. А тебя, девочка, наверно, зовут Лена… Так, попробую угадать, ты – Алеша и т. д.
Если вы знаете, что дети бойкие – их имена можно «подзабыть» и «перепутать», чтобы дать им возможность вас поправить. Имена скромных воспитанников, чтобы не вводить их в смущение, лучше называть правильно.
«Кто у нас тут»
Публикация «Игры при адаптации детей к условиям ДОУ» размещена в разделах
На следующих занятиях зайчонок «забывает» имена детей : «Кто тут у нас… (называет имя? Что-то я забыл, есть тут … (имя?»
Дети должны подсказать, т. е. указать на того ребенка, чье имя было названо. Когда малыш найден, все хором повторяют за зайчонком: «Это… (называют имя). Это… (имя)» и т. д.
Игры, сближающие малышей (адаптация)
К-2
«Представляемся»
Дети должны встать в круг. Воспитатель держит зайчонка (игрушку) в руках.
Воспитатель. Меня зовут… (называет свое имя).
Потом передает игрушку ребенку и предлагает ему назвать свое имя, тот передает соседу и т. д.
«Назови имя»
Дети встают в круг. Воспитатель подходит к одному из малышей, кладет ему руку на плечо и спрашивает: «Как зовут этого мальчика (девочку?» дети хором должны назвать имя. Воспитателю нужно обойти всех детей.
Игры, сближающие малышей (адаптация)
К-2
«Мы любим - любим»
Воспитатель и дети встают в круг и берутся за руки и хором говорят о каждом малыше. Например:»Мы любим-любим… (имя)» и т. д.
Вместо «любим-любим» в следующий раз можно говорить «мы рады-рады».
«Надень шляпу»
Все встают в круг. Воспитатель с яркой шляпой в руках поворачивается к соседнему ребенку и надевает ему шляпу. Тот в свою очередь передает ее следующему. Так дети учатся делиться друг с другом.
«Мячик, катись!»
Дети и воспитатель садятся в круг на пол. Воспитатель катит мяч одному из детей со словами : «На, … (называет имя!» Ребенок ловит мяч и катит его кому-нибудь другому со словами: «На, … (называет имя)». Вместо «на» можно говорить «лови».
Игры, сближающие малышей (адаптация)
К-3
«Передай игрушку»
Воспитатель с зайчиком в руках и дети встают в круг.
Воспитатель. Зайчик, подойди к (называет имя).
Подходит к ребенку и отдает игрушку. В свою очередь ребенок выбирает, кому бы он хотел передать зайчика.
Ребенок. Зайчик, подойди к … (называет имя) и т. д.
«Поздоровайся с каждым»
Дети встают в круг. Воспитатель обходит детей и здоровается с каждым за руку. Потом дети по очереди проходят по кругу и здороваются со всеми за руку и т. д.
«Цветочки»
Воспитатель. Ребята, сегодня вы цветочки: девочки – розы, мальчики – колокольчики. А вы знаете, что цветы хорошо растут, когда вокруг много свободного места? Рассаживайтесь на полу так, чтобы не мешать друг другу.
Дети садятся на корточки.
И начинайте расти.
Дети медленно поднимаются все выше и выше.
Вот какие красивые выросли наши цветочки.
Игру можно проводить под спокойную мелодичную музыку.
Игры, сближающие малышей (адаптация)
К-4
«Семена»
Воспитатель. Ребята, а теперь вы – семена разных растений: подсолнуха, моркови, репы, свеклы, укропа. Скажите, чтобы из семян выросли растения, корнеплоды, что нужно?
Дети отвечают.
Правильно, им нужно много места, тепла и влаги. И вы рассаживайтесь на полу так, чтобы вам никто не мешал. Молодцы! А теперь покажите, как из семян вырастают побеги.
Дети медленно поднимаются выше и выше, пока не «вырастут» в полный рост, подняв руки. В конце игры можно обойти детей и спросить, что из них выросло.
«Курочки и цыплятки»
Дети – цыплята, ходят по комнате. Воспитатель – курочка (надевает накидку-крылья) читает стихотворение В. Берестова:
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка, к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
Цыплята бегут к курочке и прячутся под крыльями. Ни один цыпленок (ребенок) не должен остаться без защиты.
Игры, сближающие малышей (адаптация)
К-5
«В одной лодке»
На полу (это вода) нужно расстелить коврик – это лодка (или плот). Вода прибывает и детям нужно уместиться всем на одном коврике. Если коврик большой – они могут сидеть, если маленький – стоять. Далее по хлопку дети прыгают «в воду» и «плавают» (ходят, бегают по комнате, а по следующему хлопку все должны забраться обратно «в лодку» (на коврик).
«Домики и гости»
На полу нужно разложить обручи – домики. Их должно быть в два раза меньше, чем детей. В каждый «домик» «заселяется» ребенок. Воспитатель предлагает каждому хозяину пригласить к себе гостей (кого-нибудь из оставшихся детей). Для этого нужно подойти к ребенку, взять его за руку и привести к себе «домой».
Игру можно разнообразить тем, что, «погостив», дети отправляются парами на прогулку, а потом (по команде – звук колокольчика, хлопок в ладоши и т. п.) снова вдвоем должны оказаться в своем домике.
Игры, сближающие малышей (адаптация)
К-6
«Делаем, как…»
Все дети встают в круг. Воспитатель выполняет произвольные действия: берет себя за ухо, хлопает в ладоши, гладит себя по голове, ноге и т. д. детям нужно повторить его движения. Затем движения показывает один из воспитанников, дети повторяют все за ним.
«Паровоз»
Дети выстраиваются друг за другом «паровозиком», руки согнуты в локтях.
Воспитатель (идет по комнате со словами из стихотворений Э. Мошковской)
Чух-чух, чух-чух.
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит
- Тороплюсь! – гудит, -
Тороплюсь, тороплюсь,
Тороплю – у-усь!
Дети могут повторять слова за воспитателем.
Игра усложняется, если расставить по комнате препятствия: стул, столик, табуретку, коробку. Поезду придется их «объезжать». Игры, сближающие малышей (адаптация)
К-7
«Змейка»
Дети встают друг за другом и кладут руки на талию впереди стоящему – это длинная змейка. Воспитатель возглавляет колонну. Змейка двигается зигзагами по комнате, а в конце «скручивается» в клубок.
«Нитка и иголка»
Воспитатель – иголка. Дети встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего – это длинная нитка. Иголка с ниткой будут «шить», двигаясь в разных направлениях по комнате.
«Самолетики»
Способом оригами нужно сложить самолетики (по количеству детей) и раскрасить их. Раздать самолетики детям. Попросить малышей внимательно рассмотреть их и сказать: какого они цвета, размера и т. д.
Воспитатель. Молодцы! А теперь поднимите свои самолетики и помашите ими. Чей самолетик «летает» выше всех? А сейчас давайте запустим наши самолетики. Чей самолетик дальше всех улетел?
Запуск самолетов можно повторить несколько раз.
«Кто быстрее?»
С детьми можно устраивать различные соревнования: кто быстрее сядет на свой стульчик, выше подпрыгнет, громче затопает ногами, тише позовет «мама», веселее засмеется и т. д.
Игры, сближающие малышей (адаптация)
К-8
«Лягушата»
Дети – лягушата. В комнате выкладывается в линию стартовая веревка, на которую они встают. Напротив веревки – «болото» (ковер). Дети по команде должны как можно быстрее допрыгать до болота.
«Зоопарк»
Дети сидят на стульях, у каждого в руках игрушка или карточка с изображением животного (кошка, собака, лев, волк, петух, свинья, лошадь и т. д.). воспитатель подходит к ребенку, дотрагивается до него. Малыш должен встать и громко «заговорить» от имени своего животного («мяу», «гав» и т. д.)
К-9
«Храбрые лягушата»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений.
Оборудование: бумага в рулоне, корзина.
Ход игры
(От рулона каждому участнику отрывается кусок бумаги и кладется на пол.)
Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушата разговаривают? Правильно, ква-ква-ква… И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными; скомкали свои листочки и стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся.
А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют. Результат салюта собираем в корзину, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто».
В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых.
Игры в период адаптации
К-10
«Дышим животиком»
Обычно это упражнение делают лежа, а мы попробуем выполнить его сидя.
Детям предлагается положить ладонь на животик.
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох,
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.
Игры в период адаптации
К – 11
«Бабочки на весеннем лугу»
Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.
Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.
Ход игры : А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые – а в прозрачные. Детям раздаются прозрачные платки, которые они накидывают на лицо, а затем превращаются в крылья бабочек:
Мы – бабочки весенние, на листиках сидели (ребенок сидит на корточках).
Ветер дунул – полетели (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).
Мы летели и летели
И на землю тихо сели (садится на корточки, замирает).
Ветер снова набежал,
Высоко он нас поднял (встает, поднимает руки вверх).
Он вертел нас и кружил
И на землю опустил (кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).
Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляет крылья» во время потягивания.