Пылова Ирина Михайловна
Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ирина Пылова
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Мы, педагоги и родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Работать в этом направлении надо начинать уже с младш. дошкольного возраста. Ребёнок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.
Публикация «Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2020
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального, познавательного развития. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, стремясь создать условия для их экспериментальной деятельности необходимо начинать работу с построения предметно – развивающей среды: обустройство уголка экспериментирования, подбор оборудования и материалов, изготовление игр – экспериментов, оформить картотеку игр экспериментов по экспериментальной деятельности в соответствии с возрастом детей, разработать перспективные планы по экспериментальной деятельности.
Необходимо разработать карточки – конспекты игр - экспериментов с использованием художественного слова и соответственно составить картотеку. Почему в работе по экспериментальной деятельности желательно использовать художественное слово? Расскажу на примере нашей группы Слушая сказку, стихотворение маленький ребёнок с удовольствием вовлекается в эксперимент. Младшие дошкольники очень робко делают свои первые предположения (гипотезы, затем всё больше детей откликаются, предположения становятся смелее, т. к. дети постоянно ощущают поддержку педагога. Правильных и неправильных высказываний нет. Детская гипотеза, пусть даже самая маленькая – это результат самостоятельного поиска, индивидуальной мыслительной деятельности. Дети сами находили и узнавали истину, ведь в эксперименте участвовали они тоже сами Выводы даются нам ещё с трудом, пока остаётся основная роль за педагогом, но дети участвуют, помогают, поправляют, подсказывают. Затем мы все вместе повторяем, что же предполагали и, что получилось.
Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Ответ- обучение детей дошкольного возраста посредством худ. Слова, сказки
Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец, имеется наличие тайны и волшебства.
Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Когда ребёнок слушает увлекательную историю он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая, логически обосновывает свои действия.
Применяя сказки в своей работе с дошкольниками, наблюдается положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению Работу с младшими дошкольниками по сказкам следует начинать с использования сюжетов народных сказок, знакомых детям из программного материала.
Важно к проведению игр – экспериментов привлекать родителей. В нашей группе были предложены буклеты родителям «Поиграйте дома», «Эксперименты». Прочитав их, родители могли узнать, как и какие опыты можно провести с детьми вместе и как полезно и важно, начиная с младшего дошкольного возраста предоставлять детям возможность задумываться, предполагать и экспериментировать. Необходимо проводить консультации с родителями какие игры можно подобрать для совместных занятий дома со своим ребёнком для развития внимания, мышления, исследовательских навыков. Рекомендовать подборки стихов, поговорок, закличек, познавательных сказок, которые можно использовать при проведении опытов, игр-экспериментов.