Светлана Пермякова
Интервьюирование как образовательный прием в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Интервьюирование как образовательный прием в детском саду
В современном образовании активно используются различные методы и приемы для развития детей. Одним из таких приемов является интервьюирование, которое находит свое применение даже в работе с дошкольниками. Этот метод помогает не только развивать речь и коммуникативные навыки у малышей, но и способствует их личностному росту.
Что такое интервьюирование?
Интервью – это беседа между двумя людьми, одна из которых задает вопросы (интервьюер, а другая отвечает на них (респондент). В образовательной среде детского сада роль интервьюера может выполнять воспитатель, педагог-психолог или другой взрослый, работающий с детьми. Респондентами же становятся сами дети.
Цели использования интервьюирования
Развитие речи. Интервью позволяет детям учиться выражать свои мысли словами, строить предложения, использовать новые слова и фразы. Это особенно важно для тех ребят, которые еще только начинают осваивать устную речь.
Социальное развитие. Дети учатся вести диалог, слушать собеседника, уважительно относиться к его мнению. Они также получают опыт общения со взрослыми вне привычного круга семьи.
Расширение кругозора. Вопросы могут касаться различных тем: от простых бытовых до более сложных научных понятий. Таким образом, дети узнают новое о мире вокруг себя.
Формирование уверенности в себе. Ответы на вопросы помогают ребенку осознать свою значимость, почувствовать себя важным участником процесса обучения.
Выявление интересов и потребностей. Воспитатели могут лучше понять интересы и потребности каждого ребенка, что поможет им эффективнее планировать образовательные мероприятия.
Как проводится интервьюирование в детском саду?
Подготовка вопросов. Важно заранее подготовить список вопросов, чтобы беседа была структурированной и направленной. Вопросы должны быть простыми и понятными для детей, соответствовать их возрасту и уровню развития. Примерные вопросы:
"Какое твое любимое занятие?"
"Какой твой любимый цвет?"
"Что тебе нравится делать вместе с друзьями?"
Создание комфортной атмосферы. Интервью должно проходить в спокойной обстановке, где ребенок чувствует себя уверенно и безопасно. Можно провести беседу в игровой комнате или на прогулке.
Постепенное вовлечение. Не стоит сразу начинать с сложных вопросов. Лучше начать с чего-то простого и знакомого, чтобы ребенок привык к процессу.
Активное слушание. Очень важно внимательно слушать ответы ребенка, проявлять интерес к тому, что он говорит. Это помогает установить доверительные отношения и мотивирует малыша продолжать разговор.
Обратная связь. После завершения интервью можно обсудить с ребенком его ответы, предложить ему поделиться своими мыслями с другими детьми или родителями.
Примеры использования интервьюирования
Тематические недели. Например, во время недели экологии можно проводить интервью на тему природы, животных и окружающей среды.
Проекты и исследования. Если группа работает над каким-либо проектом, например, изучает транспорт, можно взять интервью у детей по этой теме.
Психологическая поддержка. Интервью может использоваться для выявления эмоционального состояния ребенка, его страхов и тревог.
Преимущества метода
Индивидуальный подход. Каждый ребенок получает возможность выразить себя, рассказать о своих интересах и потребностях.
Развитие критического мышления. Задавая открытые вопросы, взрослые стимулируют детей думать, анализировать и делать выводы.
Усиление мотивации к обучению. Интересные и увлекательные беседы способствуют повышению интереса к учебе и развитию познавательной активности.
Заключение
Интервьюирование – это эффективный и универсальный метод работы с детьми в детском саду. Оно помогает развивать речь, социальные навыки, расширять кругозор и формировать уверенность в себе. Главное – правильно организовать процесс, учитывая возрастные особенности и индивидуальные потребности каждого ребенка.