Татьяна Чупринина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Интересный мир бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности.
Тема: Интересный мир бумаги
Цель: Способствовать познавательно – исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
дать представление об истории происхождения бумаги и её свойствах; развивать познавательную активность детей;
способствовать активному участию каждого ребёнка в решении проблемных ситуаций;
формировать чувство уважения к истории и труду людей в освоении предметов окружения.
Темочки:
расширить словарный запас (слова древесина, целлюлоза, глянцевая бумага, береста, пергамент).
развивать у детей внимание к опасным свойствам бумаги – горение.
развивать мелкую моторику.
Предварительная работа:
1. Просмотр презентации «История появления бумаги».
2. Беседа «Спички детям не игрушка» .
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Оборудование : береста, восковая дощечка, пергамент бумажный, ветки сосны и ели, плоские камни, различные виды бумаги, гуашь, клей, бумажные предметы, настольная лампа.
(дети располагаются на небольшом отдалении от экрана и демонстрационных столов).
Восп. – Ребята, нас окружает множество бумажных предметов. Сегодня мы с вами узнаем о бумаге много нового и интересного.
-Люди научились писать гораздо раньше, чем появилась бумага. Рисунки и знаки высекались на камне. Письмо на камне было тяжёлым и его неудобно было носить (слайд изображение «каменного письма». Одни народы писали на сырой глине (демонстрация глиняной дощечки.) Предложить детям написать на глине.
Вопрос: «Почему отказались и от этого способы письма?» (ответы и предположения детей). Глиняное письмо, попав под дождь, размокало. (проводится опыт).
Восп. - А другие народы стали заливать дощечки воском – воск застывал, острой палочкой на ней процарапывался рисунок или буквы.
-А как вы думаете, почему и этот способ оказался не удобным? Под солнцем воск плавился и снова ничего не было видно. А мы, проверим это, опытным путём. (проводится опыт – восковую дощечку ставим под «солнце» - настольную лампу).
Восп: Следующий материал у нас – береста. Как вы, думаете как она использовалась? (дети предлагают способы и опытным путём, соблюдая меры предосторожности, процарапывают на бересте.
Вопросы: «Почему, отказались использовать берестяные грамоты? (ответы и предположения). Береста скручивалась и ломалась.
Восп: Затем люди придумали писать на пергаменте (пергамент, это кожа молодых животных). Но, чтобы пергамент не скручивался, его листы оковывали медью. Были даже книги, но это тоже было неудобно (предположения детей). Книга была очень тяжёлой.
-И вот тогда человек изобрёл бумагу. Рецепт бумаги придумали в Китае и очень долго хранили в секрете (почему)
- Ребята, сейчас это уже не секрет и мы с вами можем рассказать этапы изготовления бумаги.
-Дидактическая игра «Что сначала, что потом». (Дети находят слайд и располагают их в нужном порядке, объясняя свой выбор).
Физ. минутка.
-Сейчас мы с вами расскажем и покажем все этапы изготовления бумаги.
-Лесорубы дерево срубили (выполняются движение на каждое действие).
-на станке на части разделили (ребром ладони).
-чурбачки на щепки порубили (двумя руками).
- и в растворе долго их варили (размешивание).
- а потом всю жидкость отжимают, (жмут на ладони).
-валиком утюжат, сушат, гладят.
-Так выходит чистый лист бумаги (движение рук вперёд).
-для журнала, книги и тетради.
Восп. – А сейчас мы пройдём в лабораторию бумажной фабрики.
-Чем занимаются люди в лабораториях? Посмотрите, сколько здесь всяких предметов (дети называют) книги, тетради, картонные коробки, бумажные игрушки, газеты, журналы, салфетки, туалетная бумага и многие другие изделия из бумаги.
А почему такие разные предметы находятся в одной лаборатории бумажной фабрики? Что же их объединяет? (они все бумажные).
Вот сейчас, мы это и выясним. Прежде, чем зайти в лабораторию, нужно изучить правила безопасности. Какие? (ответы). Надеть фартуки или халаты, чтобы не занести пыль и микробы. А ещё нельзя бегать, шуметь и толкаться, не мешая работе.
-Итак, отправляемся. Проходим на выставку бумаги.
-Кто может назвать виды бумаги? (писчая, газетная, гофрированная, бархатная, альбомная, картон, санитарная бумага (туалетная и салфетки, копировальная, цветная, глянцевая).
(Дети садятся за столы).
-Обратите внимание на полоски бумаги, погладьте их и определите, какие они на ощупь. Вывод: гладкая и шершавая.
-А теперь, потрогайте полоски по очереди и скажите, одинаковые они по толщине? Вывод: бумага бывает тонкая и толстая.
-А сейчас сомните бумагу. Получилось? Что можете сказать? Вывод: тонкая бумага лучше мнётся, чем толстая, но всё-таки вся бумага мнётся.
-Давайте разгладим бумагу. Получилось? Вывод : бумага не разглаживается.
-У нас на столе лежат ножницы. Какой эксперимент можем провести? Мы можем проверить, режется ли бумага? (дети режут бумагу и делают вывод, что тонкая бумага режется легче, чем плотная и картон).
А сейчас, оторвём кусочек. Вывод: бумага рвётся.
Сюрпризный момент – появляется Лунтик (игрушка) : «Ребята, я хочу отправиться в морское путешествие, у меня есть кораблик» (он сделан из газетной бумаги).
Восп: Прежде чем выйти в море, кораблик должен пройти испытание на прочность. Давайте его проверим. Опыт – кораблик опускают в ёмкость с водой. Что вы видите? (кораблик впитывает воду и размокает). Вывод: бумага размокает в жидкости.
Сейчас определите опытным путём и объясните, какая бумага легче, картон или газетная (дуем на полоски). Вывод :бумага складывается, скручивается, склеивается.
(дети выполняют аппликацию «Зимний пейзаж»). А ещё на картине нужно нарисовать снег, но вот беда – нет кисточек. (дети сминают бумагу и комочком рисуют снег.
Подведё м итог нашим исследованиям: (дети подводят итог и озвучивают свои выводы). Вся бумага рвётся, мнётся, режется, размокает, складывается, склеивается, скручивается, тонет, горит.
-Да, ребята, бумага имеет опасное свойство гореть, но мы такой опыт проводить не будем, это очень опасно.
-Вот мы и познакомились с работой бумажной лаборатории и даже провели в ней опыты. А сейчас поиграем в игру «Найди бумажный предмет». (дети находят бумажные предметы).
-Как много бумажных предметов окружают нас. И мы без них уже не можем прожить. Дети делают вывод : «Если мы будем бережно относиться к книгам, тетрадям и всей бумаге, мы сможем сохранить деревья в природе.
«Когда тебе расскажут – ты забудешь,
Когда тебе покажут – ты запомнишь,
А когда ты сделаешь сам – ты будешь знать всегда».