Ирина Пушкарева
Интерактивные формы работы с педагогами как средство повышения качества образования
▼ Скачать
В настоящее время во всех дошкольных учреждениях присутствует синдром недостаточности педагогических кадров. Выпускники педагогических средних и высших учебных заведений не идут работать в дошкольные учреждения. Быть воспитателем - не престижно! Сегодня в детских садах работают либо учителя, либо люди без образования. Поэтому подготовкой педагогических кадров для системы дошкольного образования вынуждены заниматься сами детские сады.
Публикация «Интерактивные формы работы с педагогами как средство повышения качества образования» размещена в разделах
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Перед старшим воспитателем зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы молодой педагог стал активным, заинтересованным участником образовательного процесса? Как перевести его от репродуктивной деятельности к исследовательской? К формированию умения рефлектировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала.
Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать. (4)
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагога.
Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
В чем состоит суть интерактивного обучения?
Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. (4)
Интерактивные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.
В нашем учреждении используются следующие формы работы :
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками. (3)
Цель такой консультации – привлечь педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. В начале такой консультации старший воспитатель объявляет, что в изложении будет допущено определенное количество ошибок и предлагает фиксировать правильные и неправильные положения консультации. После изложения темы проводится работа над ошибками.
Например. Консультация «Организация прогулок – походов с детьми старшего дошкольного возраста»
Прежде чем отправится в первое путешествие, необходимо продумать общую систему прогулок-походов с перспективой на весь сезон. Предусмотреть цели, задачи, содержание, физические нагрузки, связь с другими формами работы.
Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты, обеспечивающие тесное общение с природой.
В прогулках-походах оптимальные физические нагрузки не предусматриваются (важно предусмотреть оптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья и двигательной подготовленности детей).
Физические нагрузки необходимы ребенку: они способствуют формированию всех органов и систем, созданию тех резервов организма, которые и определяют меру крепости здоровья.
Никаких задач прогулка-поход не преследует. (Одной из задач прогулок-походов является совершенствование движений в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта детей). Подчеркнутый текст является ошибкой, в скобках правильный вариант ответа.
Экспресс-опрос. Цель его проведения быстро и оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую на педсовете или семинаре проблему, чтобы потом при проверке, уточнить наиболее сложные вопросы. Задания предлагаются письменно или устно. (3)
Кроссворды включение этого вида деятельности в консультации или семинары не только поддерживает интерес педагогов к проблеме. Но и позволяет выявить уровень её понимания педагогами. (1)
Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей сложных задач, формируют их практические умения и навыки. По определению А. А. Балуева, существует пять модификаций деловой игры. Н. С. Голицына, считает, что в работе с педагогами можно использовать две из них. Это – имитационные игры и метод инсценировки. (2)
Имитационные игры. В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, т. е. как бы руководят этими процессами, но с воображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого-либо процесса, вида детской деятельности. В нашем учреждении имитационные игры хорошо себя зарекомендовали при проведении школы молодого педагога, на семинарах-практикумах по оздоровлению детей. (4)
Метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя при этом знание педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал. В этих играх может быть отработано поведение педагога в определенных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т. д.
В последнее время в методической литературе описываются деловые игры, основанные на телевизионных передачах. По мнению Н. С. Голицыной, они не укладываются в традиционную классификацию деловых игр, но оказывают существенную помощь в совершенствовании педагогического мастерства, сплочении коллектива. (4)
Игра КВН чаще всего используется для уточнения и закрепления знаний педагогов. Содержание вопросов и заданий посвящается одной теме, что позволяет более полно охватить разные аспекты проблемы. (2, (4)
Турнир-викторина проводится как сочетание вопросов и ответов в несколько туров. Вопросы для каждого тура подбираются в соответствии с небольшой тематике исходя из основной темы. (1)
Турнир-эрудитов также проводится между двумя или тремя командами. Выбирается общая тема, а задания подбираются из разных областей знаний. (3)
Устный журнал - форма проведения педсовета или семинара. На его страницах воспитатели могут познакомиться с наиболее значимыми вопросами, уточнить некоторые аспекты, расставить акценты. (3)
«Мозговая атака (мозговой штурм)» - это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме. (4)
Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно, в соответствии с темой и задачами проводимого мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.
Широко в нашем учреждении используются игровые приемы как часть методического мероприятия.
Знатоки методики - игровой прием, который может быть использован для уточнения и закрепления знаний педагогов. (3)
Древо мудрости – педагогам предлагается записать на «листочках» трудные, непонятные спорные вопросы в реализации определенной темы, и прикрепить их к Древу мудрости. Затем каждый по очереди подходит к дереву, «срывает листок», пытается ответить на вопрос. При затруднении обращаются к другим педагогам или к Мудрецу (ведущему игры). Данный прием использовался на педсовете по народной культуре «Диво-дивное, чудо-чудное». (3)
Дотошный педагог - каждому педагогу предлагается составить список вопросов по выбранной теме, побеждает тот, чей список логичнее и длиннее. На педсовете «презентация форм и методов работы с детьми и родителями по охране прав детей» педагогам предлагалось представить себя в роли методиста отдела образования и составить список вопросов для проверки системы работы по правовому воспитанию в ДОУ. (3)
«Педагогический салат» - на столе находится салатница. Педагоги, представляя идею по вопросам воспитания и образования детей, опускают в салатницу жетон, символизирующий идею. Затем жетоны перемешиваются, получается «салат», рецепт записывается и выбирается оптимальное решение. (5)
Очень хорошо зарекомендовали себя игры-упражнения, проводимые во вводной части методического мероприятия, что позволяет формировать чувство принадлежности к группе, формировать позитивное отношение к своему «Я», эмоционально настроить на мероприятие.
Упражнение «Свеча» Начать встречу мне поможет свеча. Свеча – камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу комплименты и пожелания.)
Упражнение «Имена прилагательные» - каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника.
Упражнение «Приветствие» - поздороваться с группой не повторяясь ли поздороваться мимикой, жестами.
В завершении методического мероприятия также используются игры-упражнения для логического завершения, для повышения эмоционального состояния или наоборот для расслабления, отдыха.
Упражнение «Я в лучах солнца» Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и лучиками. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого лучика напишите что-то хорошее о себе.
Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучики. А если станет особенно плохо на душе, достаньте солнце, посмотрите на лучики, и вспомните, о чем думали, когда записывали что-то хорошее о себе.
Упражнение «Ладонь». Инструкция. Обведите свою ладонь. Напишите свои положительные качества. Затем по команде передаем листок соседу справа. Задача соседа написать несколько положительных качеств об этом человеке. Листки по команде передаются дальше, пока не вернутся к владельцу. Посмотрите на записи и почувствуйте свои ощущения. Упражнение «Достижение состояния покоя».
Инструкция. Сядьте в удобную позу и сосредоточьтесь на рассматривании горящей свечи (картины, репродукции) в течение некоторого времени. Постарайтесь достичь ощущения полного покоя, когда нет ни мыслей, ни чувств - только созерцание. Пусть это чувство останется с Вами до конца дня.
Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы. При систематическом групповом взаимодействии у педагогов формируется культура общения, независимое мышление. Творчески организованная методическая работа обеспечивает профессиональный рост педагогов, нацеливает на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.
Список используемой литературы:
1. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении : Подготовка и проведение. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 48с.
2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
3. Голицына Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 80с.
4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2008. – 176с.
5. Научно-практический журнал «Управление ДОУ». 2007. - №1 с. 83.