Любовь Кондрашина
Консультация «Интеллектульная готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальная готовность к школе
В жизни любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда пора поступать в школу.
Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение.
Публикация «Консультация „Интеллектульная готовность к школе“» размещена в разделах
Каким же образом можно определить, готов ли малыш к новому жизненному этапу? Существуют специальные критерии готовности к школе : интеллектуальные, мотивационные, психологические, социальные, физические.
Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию. Этот вид готовности предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).
Например, сформированность памяти до уровня школьных требований проявляется в том, что ребенок способен к произвольному запоминанию, хранению и воспроизведению информации, владеет навыками запоминания.
Память
Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Задание: Подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.
Речь
Если ребенок понимает обращенную к нему речь, имеет определенный словарный запас и грамотную обиходную речь, если умеет четко воспринимать и произносить речевые звуки, различать на слух сходные звукосочетания, то это говорит о речевой готовности к обучению в школе.
1. «Назови слова наоборот» :
- Слон большой, а мышка …
- Подушка мягкая, а стол…
- Огонь горячий, а лёд…
Показатели развития мышления до уровня готовности к школьному обучению – способность ребенка осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и сформированность наглядно-образного мышления, позволяющего выполнять учебные задания, характерные для начального периода обучения.
Внимание
Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников. Задание: Рассмотреть образец и отметить заданными знаками геометрические фигуры.
Восприятие
Сущность восприятия отражается в получении и переработке полученных данных из внешнего мира. Дошкольник узнает, выделяет уникальные свойства объектов, их особенности, назначение. Активно развиваясь, восприятие позволяет детям узнавать интересующие их предметы, выяснять существующие связи.
3) На какой из картинок линейка шире ластика?
4) На какой из картинок кисточка короче карандаша?
Воображение
Развитие воображения влияет на формирование всей познавательной сферы, обуславливая мыслительную деятельность и способствуя расширению словарного запаса. Появление умения создавать замысел, достигать его, отражает рост воображения в дошкольном возрасте. Дошкольник фантазирует произвольно до начала деятельности, обдумывает ее ход, планирует процесс воплощения.
Игра – «Неоконченный рисунок».
Цель: развитие творческого воображения.
Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
Мышление
Показатели развития мышления до уровня готовности к школьному обучению – способность ребенка осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и сформированность наглядно-образного мышления, позволяющего выполнять учебные задания, характерные для начального периода обучения.
Потеряла крольчиха крольчат,
А крольчата лежат и молчат.
Один – за ветлой,
Двое – за метлой,
Один – под листом,
Двое под кустом.
Притаились они и молчат.
Сколько вы насчитали крольчат(6)
Таким образом, вы можете проверить развитие познавательных процессов у детей. И на основе этого спланировать работу по познавательному развитию в НОД, совместной деятельности, индивидуальную работу.
Для успешной организации работы по интеллектуальному развитию дошкольников в группе должна быть создана предметно-развивающая среда: оформлена зона познавательной деятельности, куда войдут познавательные развивающие игры, создание условий для экспериментирования.
Должна быть продумана работа с родителями. Это может быть анкетирование, индивидуальные консультации и рекомендации, оформление стендов и папок-передвижек.
2. Подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их. Затем должны назвать те, которые запомнили.
3. Рассмотреть образец и отметить заданными знаками геометрические фигуры.
4. «Назови слова наоборот» :
- Слон большой, а мышка …
- Подушка мягкая, а стол…
- Огонь горячий, а лёд…
- Река широкая, а ручеёк…
- Буратино весёлый, а Пьеро…
- нагревать – (охлаждать)
- чинить – (ломать)
- сухо - (мокро)
4. «Закончи рисунок»
5. Логические задачи:
Известно, что кошки
Не носят сапожки,
Но мама купила
Сапожке кошки.
Сколько сапожек мама купила,
Что б кошка лапок не замочила?
(4 шт. или 2 пары) Потеряла крольчиха крольчат,
А крольчата лежат и молчат.
Один – за ветлой,
Двое – за метлой,
Один – под листом,
Двое под кустом.
Притаились они и молчат.
Сколько вы насчитали крольчат(6) Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
о смотрите — у ведерка
Появился хитрый кот.
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?
(Нисколько)
В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке? (4 яблока, морковь – это овощи) Сколько газет прочитает папа за неделю, если каждый день он читает по одной газете? (7 газет) Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
(2 кошки)