МААМ-картинки

Консультация «Готовность ребенка к школе»

Оксана Морош
Консультация «Готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

До школы только один год. Вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ребенок успешно справлялся с программой первого класса и сохранил свое здоровье. Родители будущих первоклассников должны понять, что школа очень серьезный, переломный этап для ребенка.

Ребенок, привыкший много играть, двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко сокращается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Первокласснику нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Для детей семилетнего, а тем более шестилетнего возраста это большой труд. Чтобы ребенок смог превозмочь все трудности, требуется определенная зрелость всех систем организма. И в основе этого – здоровье. Больной, ослабленный, быстро утомляющийся ребенок столкнется в школе с большими трудностями. Сохранить здоровье своего ребенка – основная задача и обязанность родителей. Подорвать его легко, а вот восстановить, избавиться от различных нарушений очень сложно. Необходимо беречь здоровье ребенка. Беречь – значит, твердо знать, как организовать режим дня, труд и отдых своего ребенка, как научить его усидчиво работать, как правильно закаливать и многое другое.

Публикация «Консультация „Готовность ребенка к школе“» размещена в разделах

Первое, что надо сделать при подготовке ребенка к школе, - объективно оценить его здоровье. Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением. У него прекрасный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться и двадцать минут работать внимательно, не отвлекаясь. Он не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогание, боли в животе, у него нет хронических заболеваний, постоянных простуд. Много ли таких здоровых детей приходит в школу? Увы, только 20 – 25 %. Для остальных школьные нагрузки могут стать сложными, трудными, а порой и непосильными.

Важно не забывать, что здоровье ребенка, а значит, и его школьные успехи закладываются еще в раннем детстве. Тем не менее, редко, какая мама вспомнит о различных нарушениях в развитии ребенка и уже совсем не свяжет возникающие школьные трудности с такими мелочами, как собственное здоровье, течение беременности и родов. Еще реже видят родители связь между состоянием здоровья ребенка и семейным климатом, взаимоотношениями родителей и детей. Уже давно доказано, что здоровье ребенка во многом зависит от эмоционального и психологического состояния матери во время беременности.

С поступлением в детский сад начинается цепь вирусных инфекционных заболеваний. Постоянные ОРВИ, гриппы, ангины, бронхиты – все это очень серьезно. Частые заболевания значительно снижают функциональные возможности организма ребенка, создают фон для возникновения других, нередко хронических заболеваний.

Чаще всего дети приходят в школу с больными зубами. Больные зубы – это различные воспалительные очаги в организме, и ревматизм, и болезни почек.

Следующее, о чем необходимо сказать, - это осанка. Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.

Особую группу составляют дети с нарушениями нервно-психического здоровья. У них чаще всего возникают в школе различные проблемы, они выделяются уже в детском саду, доставляя много хлопот родителям, воспитателям, они чересчур живые, напоминают модель перпетуум-мобиле. Их невозможно удержать на одном месте, заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким-то делом. Они плаксивы, раздражительны, суетливы, драчливы. Родители и воспитатели выбиваются из сил, требуя послушания, но, видя, что все напрасно, вынуждены признаться в собственном бессилии.

Или, наоборот, застенчивые до пугливости, нерешительные, робкие. Такие дети, еще не начав выполнять задание, пасуют, оправдываясь, что оно очень трудное, вокруг шумят, болит голова. В результате ребенок все разбрасывает и отталкивает задание в сторону. Очень часто эти дети плохо спят, боятся темноты, у них отмечаются тики, ночное недержание мочи, различные вредные привычки (откусывание ногтей, покашливание, накручивание волос на палец и т. д.).

Очень часто родители не всегда правильно понимают и оценивают поведение ребенка, считая эти особенности поведения избалованностью или характером, проходящими недостатками дошкольного возраста, порой поддаются чувству раздражения, показывают свое нетерпение и нетерпимость. Конечно, такие дети часто вызывают раздражение у педагогов и даже любящих родителей. Частые окрики, желание настоять на своем во что бы то ни стало, в подобных случаях не помогают, а только провоцируют ухудшение состояния ребенка. Прежде чем наказывать, обвинять его, строго требовать подчинения, необходимо разобраться – не связано ли его поведение с нарушением здоровья и не требуется ли помощь врача. В таких случаях рекомендуется показать ребенка детскому психиатру.

Среди детей, поступающих в первый класс, подобные нарушения встречаются у 20 – 25 % детей. Неправильный педагогический подход, отсутствие своевременной коррекции и лечения чаще всего приводят к ухудшению состояния здоровья ребенка, к усилению невротических проявлений. Конечно, ребенку всегда нужно объяснить, в чем он ошибся, что нужно исправить. Но делать это терпеливо, тактично, не оскорбляя и не унижая его достоинства. Не откладывайте визит к врачу. Только своевременно принятые меры помогут вашему ребенку преодолеть все трудности, которые ждут его в начале учебы.

Перед школой необходимо сформировать у ребенка выносливость, организованность, аккуратность, проявления воли. В этом вам поможет четко организованный распорядок и режим дня. Шестилетние дети должны самостоятельно, без напоминания и контроля со стороны взрослых умываться, чистить зубы, причесываться, одеваться и обуваться, пользоваться носовым платком, а также туалетом.

Задолго до школы ребенка нужно приучить к режиму дня, особенно в субботние и воскресные дни.

Переход от дошкольного детства к школьному обучению – качественный скачок в развитии ребенка. Определяется он не просто фактом зачисления в школу или возрастом, а созреванием физиологических систем организма, сформированностью определенных качеств психики и личности. Не все дети, переступившие школьный порог, психологически являются школьниками.

Готовность к школе зависит от большого числа самых различных факторов:

- образовательного уровня родителей, состава семьи,

- методов воспитания,

- состояния здоровья ребенка, особенностей его развития, начиная с внутриутробного.

Готовность к школе условно можно представить в виде нескольких составляющих:

1. Готовность организма, или школьная зрелость, рассматривается гигиенистами как уровень морфологического и функционального развития.

Для здорового ребенка нагрузки, новый режим дня не будут чрезмерно обременительными.

2. Сформированности психических функций:

- восприятия,

- мышления,

- памяти,

- речи.

Основными критериями готовности выступает :

- произвольность познавательной деятельности,

- способность к обобщениям,

- развернутая речь и использование сложно-подчиненных предложений,

- большое значение имеет развитие эмоционально-волевой сферы:

способность ребенка соподчинять мотивы, управлять своим поведением.

Если готовность психических процессов рассматривать как инструмент для овладения новыми знаниями, умениями, навыками, то базой для успешного усвоения учебных заданий можно назвать умственное развитие ребенка.

3. Умственное развитие ребенка :

- определенный запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах,

- явлениях живой и неживой природы,

- различных сторонах общественной жизни,

- моральных нормах поведения.

4. Готовность личности к обучению в школе включает в себя желание ребенка стать школьником, выполнять серьезную работу, учиться.

Появление такого желания к концу дошкольного возраста связано, как показали психологи с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра.

5. Важной стороной готовности является сформированность качеств личности, помогающих ребенку войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность.

Не имея таких качеств, ребенок работает в классе только в том случае, когда учитель обращается непосредственно к нему.

В психолого-педагогическом обследовании готовности к школе должны быть выявлены:

1. Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний.

2. Отношение к школе.

3. Уровень развития мышления и речи.

4. Уровень развития образных представлений.

5. Уровень развития общей и мелкой моторики.

Проверьте знания своего ребенка :

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Назови имена, отчества своих родителей.

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Назови домашних животных. Назови диких животных.

6. В какое время года на деревьях появляются листья?

7. Хочешь ли ты идти в школу?

8. Чем отличается лето от зимы?

При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит во время прогулок, экскурсий.

Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ.

Чаще читайте детям детские книги, смотрите мультфильмы и детское кино. Обсуждайте прочитанное и увиденное.

Уровень умственного и речевого развития ребенка определят тесты :

- На столе в беспорядке лежат карандаши. Учитель говорит ребенку : «Собери карандаши, сложи их в коробку, положи коробку на полку». После выполнения задания спросите: «Где теперь лежат карандаши?», «Откуда ты их взял?»

- Изменение существительных по числу:

Карандаш – карандаши, стул – стулья и т. д.

- Составление рассказа по серии картинок:

Ребенку дается четыре картинки, на которых изображена последовательность

событий. Взрослый просит разложить картинки в нужном порядке и

объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допускать

возникновения занижений самооценки. Для этого надо чаще хвалить ребенка

и показывать, как исправить допущенные ошибки.

Для проверки уровня развития образных представлений используются

задания:

- собирание разрезных картинок из четырех частей,

- рисование человека – мужчины, или женщины.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую.

Консультация для родителей детей старшей группы «Готовность ребенка к школе» Цель: сообщить родителям знания по проблеме подготовки детей к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать практические рекомендации.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Сейчас время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители, бабушки и дедушки занимаются с ребенком с утра до вечера,.

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ". Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным,.

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе. Задачи: Ознакомление.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к обучению в школе — мифы и реальность» Готовность ребёнка к школьному обучению — это необходимый уровень физического и психического развития ребёнка для освоения школьной программы.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе Шиф И. А., психолог ГБУ ЦСПСиД «Гелиос» Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Начало школьного обучения – естественный этап.

Консультация «Речевая готовность ребенка к школе» Речевая готовность ребенка к школе Готовность ребенка к школьному обучению определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем.

Консультация «Речевая готовность ребенка к школе» Родителям на заметку (или специалист советует) Речевая готовность ребенка к школе С момента начала школьной жизни многие дети сталкиваются.

Тест для родителей «Готовность ребенка к школе» Тест для родителей "Готовность ребенка к школе" 1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу? 2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Готовность ребенка к школе»
Опубликовано: 10 октября 2019 в 19:56
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Готовность ребенка к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Морош в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД