Кузьмичева Ольга
Интеллектуальное развитие детей посредством формирования математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Математика! Снова математика. Математика во все времена оставалась сложной наукой для детей и студентов. Об этом почти полтора века назад писал Д. И. Писарев.
Изменилось ли с тех пор восприятие математики? Не очень. Математика продолжает оставаться самым сложным учебным предметом в школе.
Публикация «Интеллектуальное развитие детей посредством формирования математических представлений» размещена в разделах
А что насчёт дошкольников? Они еще не знают, что математика - сложная дисциплина. Наша задача - развить творческую личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Не навязывайте ребенку свое мнение, а дайте ему возможность самостоятельно мыслить и получать удовольствие от преодоления трудностей.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует усидчивость, терпение и творческий потенциал личности. И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений открывает уникальные возможности для развития детей, а также является мощным фактором развития ребёнка, формирующим жизненно важные личностные качества воспитанников — внимание и память, мышление и речь, точность и усердие, алгоритмические навыки и креативность.
Реформирование системы дошкольного образования в связи с публикацией Федерального государственного образовательного стандарта ДО, пересмотр устоявшихся в теории и практике целей, содержания, методов и форм работы с детьми
ФЭМП у дошкольников входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие познавательных интересов детей и интеллектуальное развитие посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
. Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к образовательной деятельности только тогда, когда их что-то интригует и удивляет.
В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача учителя — сделать образовательную деятельность по математическому развитию увлекательной и необычной. .
А как сделать так, чтобы наши дети были внимательными, не отвлекались и выполняли задания правильно и с удовольствием? Что нужно для того, чтобы и педагоги, и дети получали удовольствие от образовательной деятельности? Я думаю, вы согласитесь, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности учителя в конкретной области знаний.
Вы любите играть? Я предлагаю поиграть в игры, и в итоге у нас получится модель успешной организации образовательной деятельности.
Первое задание «вопрос-ответ».
Какие общие дидактические принципы лежат в основе методики преподавания ФЭМП?
Ваши варианты:
Принципы:
Доступность;
Индивидуальный подход;
Последовательность и непротиворечивость;
Постепенность;
Наглядность;
Научные знания;
Интеграция.
Деятельностный подход
А теперь подробнее о вышеперечисленных принципах
Доступность и индивидуальный подход (необходимо учитывать способности каждого ребёнка и, исходя из этого, подбирать необходимые задания).
Системность (знания даются детям в строго определённой системе, и в то же время детям должен быть доступен новый материал)
Последовательность (каждое новое программное задание делится на более мелкие)
Постепенность (при переходе от одного программного задания к другому очень важно постоянно возвращаться к пройденному материалу. Это обеспечивает правильное усвоение материала).
Каменский назвал принцип наглядности «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо задействовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы хотим привить учащимся истинные и достоверные знания, то мы должны стремиться к тому, чтобы всё преподавалось через личное наблюдение и чувственную наглядность».
Интеграция развития математических представлений осуществляется во всех областях образования:
Социальное и коммуникативное развитие.
Когнитивное развитие,
речевое развитие,
художественное и эстетическое развитие,
физическое развитие.
и это проявляется во всех видах деятельности детей : как совместно со взрослыми, так и самостоятельно.
Игровой;
Общительный,
Образовательная и исследовательская деятельность,
Восприятие художественной литературы;
Самообслуживание и труд по дому;
Конструирование из различных материалов;
Изобразительная и музыкальная деятельность. Двигательная активность.
Необходимым условием математического развития на основе комплексного подхода является рациональное сочетание различных видов деятельности с привлечением детей к решению проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта.
А также — активизация познавательного интереса к математике у дошкольников путём создания предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников