Татьяна Писарева
Интеллектуально-развлекательная программа для детей дошкольников с ОВЗ «Родной свой край люби и знай!» (Ярославская обл.)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать чувство гордости за свой родной край, стремление сохранять и беречь традиции Ярославской области.
Задачи:
• формировать понятие о малой родине как части большой страны – России;
• воспитывать любовь детей к родному краю;
• изучать историю своей страны, своего народа, своего края;
• воспитывать уважение к прошлому и настоящему страны, края;
• формировать чувство ответственности за судьбу своей малой Родины;
• формировать навык работы в команде.
Публикация «Интеллектуально-развлекательная программа для детей дошкольников с ОВЗ „Родной свой край люби и знай!“ (Ярославская обл,)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование и материалы: сказочная карта Ярославской области, изображение Бабы Яги, Водяного, Курочки Рябы, Мышки-норушки, Емели, Алеши Поповича, Царевны-лягушки, музея «Рождение сказки», Берендея, разрезное изображение Алеши Поповича, два веника, две ложки и два шарика, листы бумаги, ватман с изображением водохранилища, фигурки рыбок из бумаги.
Ход мероприятия
Соц. педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Ярославской области не по обычной карте, а по сказочной. Давайте мы с вами посмотрим на нее. Кого вы здесь видите? (Ответы детей).
Соц. педагог: Много сказочных героев живут в нашей области. Давайте по порядку посетим разные места нашего края и узнаем о них побольше. На чем можно отправится в путешествие? (ответы детей)
Соц. педагог: Вот и первая остановка нашего автобуса. Мы прибыли в село Кукобой на родину Бабы-Яги.
Затерянный в лесах Кукобой - единственное место в России, где живет настоящая Баба-Яга. Как и положено, во владениях Бабы-Яги начинается аномальная зона – перестаёт работать мобильная связь, а у машин перегревается двигатель. Говорят, это шалят лесные и болотные жители: лешие, кикиморы и русалки.
Сама же Баба Яга, при всей своей внешней непривлекательности, давно уже старушка мирная, черной магии и колдовству она предпочитает пироги с чаем. Имеется у старушки и соответствующая сказочным описаниям избушка с красивой деревянной оградой, заповедная тропа, лесная резиденция «Медвежий угол», музей Сказки. В Кукобое создан образ Бабы Яги – дарительницы и советчицы: она указывает доброму путнику дорогу, дарит волшебного коня или орла, на которых можно добраться в тридесятое царство, даёт совет в беде. Она понимает язык леса, язык зверей и птиц, разговаривает с ветром и водой. Ей служат лесные духи, звери, птицы, рыбы и другие существа. Дружит с Лешим и Водяным. Баба Яга владеет волшебством, лечит травами, умеет перемещаться по воздуху на своей ступе и может казаться невидимой.
Соц. педагог: Давайте мы попробуем побывать в роли Бабки-Ёжки. Для этого нам нужно разделиться на две команды и посоревноваться. (Проводятся соревнования с вениками).
Соц. педагог: Отправляемся дальше в наше путешествие. И следующая наша остановка город Пошехонье. Здесь живет другой сказочный персонаж – Водяной.
Водяной (или водяник) - в мифологии это злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Крестьяне были уверены, что, когда река выходит из берегов в период половодья или от долгих проливных дождей, ломает мосты, плотины или мельницы, что это водяные подпили на свадьбе, предались буйному веселью и пляскам и в своей гульбе разрушили все встречные преграды.
Обыкновенно Водяной путешествует на гигантском соме, а потому в некоторых местностях рыбу эту, «чертова коня», не советуют употреблять в пищу. При дневном свете водяной большей частью скрывается в глубине, а в ночные часы выплывает: то в образе огромной обомшелой щуки, а то в своем истинном виде. Тогда можно увидеть, что при молодой луне волосы его свежи и зелены, будто водоросли, а на исходе месяца - седы.
Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды льдами. С началом же весны, в апреле, водяной пробуждается от зимней спячки, голодный и сердитый, как медведь: с досады ломает он лед, вздымает волны, разгоняет рыбу в разные стороны, а мелкую и совсем замучивает. В эту пору гневливого властелина реки ублажают жертвами: поливают воду маслом, даруют гусей - любимую птицу водяного.
Согласно местной легенде до 16 апреля Водяной спит, а проснувшись, разъезжает по своим угодьям на соме, как на лошади. В честь пробуждения Водяного проходит ежегодный праздник «Хозяин рек Пошехонских». Главный герой, естественно, сам Водяной. Мифологический персонаж русского фольклора наряжается в красную рубаху и пестрые штаны, покидает согретое местечко на дне омута и выходит к гостям.
Особенно внимателен сказочный персонаж к рыбакам, которым дает советы по части рыбной ловли.
Местные жители даже справили паспорт сказочному герою, согласно документу, его зовут Водовик Водяникович Пошехонский, а прописан по адресу местной детской библиотеки, где ему отвели собственную квартирку.
Соц. педагог: А теперь давайте поиграем в игру «Водяной».
Игра "Водяной"
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Выбирается водящий «водяной». Он в центре круга приседает на корточки.
Дети идут по кругу и говорят слова:
Дедушка водяной, что сидишь ты под водой?
Выйди хоть на час и поймай кого из нас!
После этих слов дети говорят хором «ночь» и приседают, а водяной идет закрытыми глазами в любую сторону, стараясь кого–нибудь поймать.
Поймав ребенка, водяной так же с закрытыми глазами старается узнать, кого он поймал. Если водяной узнал пойманного, то тот становится водяным. Если пойманного не узнал водяной, то он еще раз выполняет эту роль.
Соц. педагог: Прощаемся с Водяным и двигаемся дальше. Ярославская область не только место обитания Бабы-Яги и Водяного, также отсюда родом знаменитая курочка Ряба. Недалеко от Рыбинска расположен большой музей, посвященной известной птице. Родиной Рябы поселок Ермаково является, потому что действует этот музей. Рядом расположена птицефабрика, и кто знает может там на насестах потомки курочки Рябы несут яйца. Экспозиция музея большая – целых две тысячи экземпляров русского быта и различных фигур Рябы. Многие мастера России приносят в дар свои работы, связанные с героиней сказки, от того экспозиция регулярно пополняется. Традиционно, с 2008 года, в п. Ермаково отмечают праздник "В гостях у Курочки Рябы".
Соц. педагог: А теперь разделимся снова на две команды и проверим как вы ловко сможете донести яичко до финиша. (Проводятся соревнования)
Соц. педагог: Мы продолжаем наше путешествие. А название города, в который мы отправляемся, вы узнаете, отгадав загадку.
По берегам большой реки
Раскинулись домишки.
Известный город здесь стоит –
А в нем музей известной мышки.
Ну, разве кто подумать мог,
Что город назовут в честь мышки.
«Мышиным царством» назовут
Красивый русский город…. (Мышкин)
Соц. педагог: Как вы догадались, что загадка про город Мышкин? Как вы думаете, почему Мышкин назвали «Мышиным царством»? (ответы детей)
Существует несколько версий происхождения названия старинного города Мышкина. Согласно одному из преданий, князь Федор Михайлович Мстиславский прилег на волжском берегу отдохнуть. Через некоторое время его разбудила бежавшая мышка. Вначале князь был рассержен, но потом заметил подползавшую змею и понял, что мышь помогла ему избежать неприятностей. Поселение назвали Мышкиным, а в 1777 году оно получило статус города. В наши дни изображение мыши украшает герб Мышкина.
Музей мыши — единственный в мире музей, посвященный мышам. Он стал одним из символов небольшого города Мышкина. Музей разместился в одноэтажном бревенчатом деревянном доме, на уступе Никольской горы. Неподалеку от здания музея расположен «Дворец мыши» или «Мышкины палаты». Выставленные коллекции занимают четыре зала, и здесь можно увидеть множество фигурок мышей, выполненных из разных материалов.
Соц. педагог: А теперь давайте немного с вами поиграем.
Игра «Мышеловка».
Игроки делятся на две неравные подгруппы. Большая образует круг – мышеловку. Остальные – мыши. Игроки в кругу двигаются и приговаривают:
«Ах, как мыши надоели,
Развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут – вот напасть».
Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. После слов:
«Вот построим мышеловку
Переловим всех тотчас»,
дети опускают руки и приседают. Мыши, не успевшие выбежать, считаются пойманными. Они тоже встают в круг. Игра продолжается. Когда большая часть детей поймана, подгруппы меняются местами.
Соц. педагог: Нас встречает Ростов Великий. Здесь живут Емеля, Алеша Попович и Царевна-лягушка. Но обо всех по порядку.
В Ростове регулярно проводятся праздники «По щучьему велению». Фестиваль начинается конкурсом колокольных звонарей, продолжается торжественным парадом во главе, конечно, с самим Емелей, едущим, как ему и положено, на печи, а заканчивается массовыми плясками, играми и угощением щучьей ухой. Эта рыба - главная достопримечательность ростовского озера Неро, ведь по легенде именно здесь живет та самая волшебная щука.
Емеля приготовил для вас ребята задание «Заморочки из бочки».
Нам необходимо расшифровать перевёртыши, т. е. нужно подобрать слова с противоположным по смыслу значением:
1. Синяя бейсболка ("Красная шапочка")
2. Квадратик ("Колобок")
3. Мышка-домоседка ("Лягушка-путешественница")
4. Мышка в босоножках ("Кот в сапогах")
5. Собачья конура ("Кошкин дом")
6. Петушок бесцветный ("Курочка Ряба")
7. Девочка с ладошку ("Мальчик с пальчик")
8. Прекрасный лебедь ("Гадкий утёнок")
9. Чесночная девочка ("Чиполлино")
10. Свеколка ("Репка")
Второй герой города Ростова – Алеша Попович. Алеша Попович – герой русских былин, один из трех богатырей - любимых персонажей былин, младший в «богатырской троице» (вместе с Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем). Алеша Попович является главным героем двух былин. В последние годы он стал известен как персонаж популярных мультфильмов. Согласно современным данным, прототипом былинного богатыря стал ростовский боярин Александр (Олеша) Попович, погибший в 1223 году.
Соц. педагог: Ребята, давайте снова разобьемся на две команды и попробуем собрать Алешу Поповича из пазлов.
Соц. педагог: И последняя жительница Ростова – Царевна-лягушка. Здесь расположилась резиденция Царевны-лягушки и Ивана-царевича. Это целый туристический комплекс. Музей Царевны-лягушки – первый сказочный музей в городе Ростове Великом. Его открытие состоялось 23 марта 2012 года при гостевом доме «Царевна-лягушка». В музее проводится интерактивная игра-путешествие по сказке «Царевна-лягушка». Вас ждут испытания, как и царских сыновей, по выбору невест; вы покажете свое мастерство, подобно царским невесткам; вас ждет угощение чудо-печки, в которой выпекала свой хлеб Василиса Премудрая; вы побываете в Кощеевом царстве и сразитесь с грозным царем Кощеем Бессмертным. А еще в этом музее есть выставка фигурок лягушек. Их более 3500.
Соц. педагог: Давайте, сейчас мы превратимся с вами в лягушек и попробуем преодолеть болото. (Проводятся соревнования по прыжкам по листам бумаги).
Соц. педагог: Отправляемся мы дальше в Василево. Здесь находится музей «Рождение сказки и Славянской мифологии» - это уникальная коллекция образов низшей и высшей славянской мифологии, героев волшебных русских сказок ручной работы. Каждый экспонат, представлен с характерным декором, а помещения, где расположены экспонаты, оснащены музыкальным сопровождением.
Посещение музея вовлекает посетителей в удивительный, полный тайн и загадок мир доброй, мудрой сказки и красивых славянских легенд.
На территории туркомплекса расположены: здание-лабиринт с экспонатами духов природы и сказочных героев; здание с экспонатами славянских богов; царский дом с площадкой для проведения интерактивных программ; площадка под навесом; избушка на курьих ножках; сувенирная лавка; каскадный пруд с водяной мельницей.
Соц. педагог: Путешествие наше продолжается, и мы прибываем в Дом Берендея. Давайте послушаем о нем легенду.
Легенда
Давно это было, так давно, что мало кто помнит о том. Только память народная легенду сохранила, да из уст в уста передавать велела.
В те давние времена люди да звери в согласии жили, дети без опаски в чащу ходили. Волков да медведей никто не боялся, зайцев да уток за дичь не считали, а рыбы в реке было столько, что на лодке не переплыть, одним словом, хорошие то были времена.
Пробралась в царство Берендеево СИЛА ТЁМНАЯ, с сердцем чёрным. 99 дней бродила сила злая по царству, обманывая, обольщая, уговаривая, что жить без солнца лучше. Поселила в берендеях злобу, жадность да зависть. Перестали цвести сады, петь птицы, а звери разбежались по соседним царствам. Темнота из душ и сердец людских закрыла весь небесный свод, темно и страшно стало в царстве.
И вот однажды появился в царстве путник с лицом спокойным и мудрым, наверное, много видел и никому не завидовал. Удивился он темноте и попросил людей распахнуть сердца и выпустить кусочки солнца, которые осветят и обогреют царство БЕРЕНДЕЕВО. Красным светом озарилось небо и засияло солнце ярче прежнего. Остался путник жить с людьми добрыми, и нарекли его БЕРЕНДЕЕМ.
Живет себе царство заповедное, гостей встречает с сердцем чистым, ибо не ищет корысти да выгоды. А лжи и неправде ходу сюда нет. Уезжают гости, увозя с собой кусочки солнца и тепла БЕРЕНДЕЕВА.
Соц. педагог: Ребята, Берендей приготовил для нас загадки.
Неизвестно, где живёт,
Налетит - деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (Ветер)
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло в небе коромысло. (Радуга)
Среди поля голубого –
Яркий свет огня большого,
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце,
Что же это? (Солнце)
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез. (Туча)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)
Он всю зиму спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной… (Медведь)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Соц. педагог: Возвращаемся в наш родной город Рыбинск. Ребята, как вы думаете, кто может являться символом нашего города? Правильно, это рыба. Когда-то рыбинских осетров и стерлядей поставляли к царскому столу. Ценной рыбы здесь было так много, что леща и налима и за рыбу-то не считали. Постепенно какие-то виды рыб уходили и замещались новыми. Другие исчезали со дна Волги навсегда.
Соц. педагог: Есть и у нас большой водоем, где обитает много разных рыб. Как он называется? Давайте мы с вами заселим рыбками наше водохранилище. (Дети прикрепляют к ватману нарисованные рыбы.)
Соц. педагог: Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего понравилось? Какое место вам захотелось посетить?
Я надеюсь, что ваши желания сбудутся и вы с родителями съездите в понравившиеся вам города и села нашей области.