Людмила Шулья
Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы «Хочу все знать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговая интеллектуальная игра «Хочу все знать!»
Цель: способствовать развитию познавательной активности, познавательных процессов, логического мышления.
Задачи:
1. Учить детей разговаривать друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной деятельности, аргументировать свой выбор.
2. Развивать творческое мышление, зрительное восприятие, память, настойчивость и умение сосредотачиваться.
3. Закреплять знания о геометрических фигурах, цветах и оттенках, умение реализовывать игровую задачу.
Публикация «Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы „Хочу все знать!“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
4. упражнять в умении устанавливать закономерности в изображении на основе зрительного и мыслительного анализа.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку играть сообща. Формировать отзывчивость, справедливость и скромность.
Оборудование: наборы разрезных картинок по сказкам; простые карандаши; набор геометрических фигур; 2 карточки «Что не так?»; набор карточек «Четвертый лишний»; листы с лабиринтами; листы с заданиями на логическое мышление «Продолжи ряд фигур»; разноцветные шарики (по цветам радуги, мячик, обернутый фольгой; фонограмма со звуками природы; звезды из картона на ленточках.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье.
Затраченное время: 40 минут.
Предварительная работа: изготовление дидактических материалов, изготовление костюма инопланетянина, работа детей на развивающих занятиях по программе О. В. Севостьяновой «Хочу все знать!» в течение учебного года.
Музыкальное сопровождение: в ходе самостоятельного выполнения заданий включается фонограмма со звуками природы.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительная часть
Психолог.
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора
Ее начинать нам настала пора!
Пора увидеть, пора узнать
Героев дня – участников игры.
Доверено которым ныне,
Себя и группу представлять,
А в будущем страну – в турнирах мира!
И так, ура – участникам игры!
(аплодисменты)
Дети входят в зал, на груди у каждого бейджики с изображением смайликов и солнышек, – это необходимо для деления группы на две команды.
Психолог: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня собралось к нам на занятие! Давайте поздороваемся с ними. (здороваются)
Психолог: Обратите внимание на свои бейждики. Подумайте, как можно разделиться на две команды. (дети предполагают, что в одной команде будут те, у кого на беджике смайлик, в другой – у кого солнышко).
Психолог: Вы поделились верно: это команда «Смайлик», а это – «Солнышко».
Психолог: А теперь переходим собственно к самой игре! От вас потребуются все ваши знания и умения, все, чему научились мы в течение года.
Часть 1.
Входит инопланетянин (воспитатель группы в костюме из мусорных пакетов) : Здравствуйте! Куда я попал?
Психолог: Ты попал в детский сад. У нас сегодня интеллектуальная игра «Хочу все знать!» А интересно, кто ты такой?
Инопланетянин: Я прилетел из другой планеты, заблудился, у меня что-то случилось с летающей тарелкой и отремонтировать я ее не могу, что-то в голове у меня все перемешалось.
Психолог: А ты оставайся с нами. У нас игры интересные. Отдохнешь, поиграешь с нами, может, и наладится все. Пусть он с нами поиграет, ребята? А мы сейчас начнем нашу игру. Первое задание будет на знание сказок. Вы все, конечно же, знаете сказки и любите их.
Инопланетянин: Ой, я тоже знаю много сказок!
Задирает нос, загибая пальцы, начинает перечислять сказки, путая названия.
1. «Царевна-индюшка»
2. «Сивка-будка»
3. «Иван-царевич и красный волк»
4. «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
5. «По собачьему велению»
6. «Петушок- золотой пастушок»
7. «Мальчик с кулачок»
8. «У страха уши велики»
9. «Как мужик котят делил»
10. «Вороны-лебеди»
Психолог: Ребята, инопланетянин все перепутал, назовите сказки правильно. Инопланетянин переспрашивает у каждого из ребят, задавая каждому, неправильный вариант названия сказки, – участник должен назвать сказку правильно.
Психолог: Ну что ж, вроде все исправили, а у меня есть еще одно задание по сказкам.
Каждой команде предлагается отгадать отрывки из сказки, выбрать нужный конверт и быстро собрать разрезные картинки именно по той сказке, отрывок из которой я прочитаю.
Первый вариант: «Долго крепился петушок не выглядывал, хоть очень уж хотелось ему посмотреть, какие там зернышки у лисы. Видит лиса, что не выглядывает петух, принялась опять петь…»
Второй вариант: «Лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу, села и ест себе. Навстречу ей идет серый волк. Здравствуй кумушка! Дай рыбки…»
Детям предлагается выбрать из 6-ти конвертов отгадку и быстро собрать из разрезанных кусочков цельную картинку.
Психолог: Молодцы, ребята! Отлично знаете русские сказки!
Инопланетянин: ОЙ, а давайте немного поиграем со мной!
Физкультминутка:
Треугольник увидали – на месте быстро побежали!
Увидев квадрат, – присядь-ка, мой брат!
А, заметив круг, – прыгаем вокруг!
Текст сопровождается показом геометрических фигур, 3 раза повторяющихся в разных комбинациях, а последний раз – без слов.
Часть 2.
Психолог: Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданиями. Определите в ряду то, что, не подходит к остальным, заметно отличается и нарушает закономерность, зачеркните его линией
Детям раздаются карточки с примерами и карандаши, каждая карточка – подписана именем участника.
Входит корреспондент (в роли корреспондента –незнакомая для детей девушка) : Здравствуйте! Добрый день! Я корреспондент местной газеты. Мы узнали, что у вас проходит интеллектуальная игра! Разрешите взять интервью у ребят-участников. Это будет очень интересно нашим читателям.
Подходит к каждому ребенку и задает каждому по одному вопросу.
Блиц-опрос:
1. Как называется страна, в которой мы живем?
2. Почему мы Россию называем Родиной?
3. Какой город является столицей России?
4. Кто руководит нашей страной?
5. Как называется наш город?
6. На какой улице ты живешь?
7. На какой улице находится твой детский сад?
Корреспондент: Вы меня очень порадовали ребята! Вы настоящие маленькие граждане нашей страны и нашего города! Я сейчас вас сфотографирую для нашей газеты! (фотографирует) До свидания! Иду писать про вас заметку! (корреспондент уходит и пока дети продолжают играть, распечатывает на принтере фотографии и наклеивает их на заранее приготовленный лист ватмана)
Часть 3.
Психолог: Все вы знаете стихотворение Корнея Ивановича Чуковского «Путаница». Помните?
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята, хрюкать…
Свинки замяукали: Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, Хрю, хрю!
Вот и наш художник все перепутал. (Детям предлагается исправить ошибки на картинках – у каждой команды свое задание.
Психолог: Молодцы! Отлично справились! Следующее задание – на логическое мышление. У вас есть листы с изображением фигур. Вам надо подумать, какая фигура будет следующей, и нарисовать ее.
(у всех детей подписанные листы, на которых они выполняют задание)
Психолог: А теперь давайте поиграем в вашу любимую игру «Капитаны». Давайте и гостя пригласим, чтоб ему не было скучно.
Игра «Капитаны» :
- Я буду давать вам задания. Выполнять можно только те команды, которые произносятся со словом «капитаны». Итак, капитаны, руки вверх, капитаны руки в стороны, дети подпрыгнули…. (и т. д.)
Ведущий проводит игру. Инопланетянин специально путается.
Часть 4.
Инопланетянин: Ребята, вы такие умные, может, вы сумеете мне помочь? У меня есть карта, но я не могу найти свою планету. Вот и адрес есть, а понять ничего не могу.
Психолог: Конечно, мы поможем тебе!
(детям раздаются листы с лабиринтами, они должны найти планету инопланетянина).
Психолог: Замечательно! Что ж, у нас осталось всего одно задание. Работать вы будете по командам. Чья команда быстрее и правильнее выполнит задание. Я покажу вам карточки, на которых из геометрических фигур составлены человечки. Вы посмотрите на них, запомните, и должны будете своей командой из геометрических фигур составить на столе точно такого же человечка. Помните, что работать надо быстро, дружно, прислушиваясь друг к другу.
(Детям предлагаются геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник определенного цвета) и показывается на несколько минут образец. Дети должны по памяти собрать картинку).
Заключительная часть
Инопланетянин: Ребята, я нашел волшебный ключ, который поможет мне попасть в мою летающую тарелку. Ключ этот необыкновенный. И откроет корабль он тогда, когда побывает у всех ребят в руках. Его можно только перекатывать из ладошек в ладошки, ни в коем случае нельзя передавать ключ по воздуху или ронять на пол. (сплочение группы) (в качестве ключа – небольшой мячик, обернутый фольгой).
Инопланетянин: Отлично! Теперь моя летающая тарелка открылась, и смогу попасть домой! Ребята, у меня есть для вас подарки на память - золотые и серебряные звезды (раздает звезды детям).
Психолог: Ребята, что надо сказать гостю? Давайте мы попрощаемся с ним торжественно (ведущий раздает детям по шарику и объясняет правила игры).
Услышав в короткой фразе название предмета, цвет которого совпадает с шариком, ребенок поднимает шарик вверх, делает шаг вперед и машет шариком.
Готовы? Будьте внимательны.
1. На старой кадушке
Плясали лягушки. (Зеленый)
– Ребенок должен поднять шарик.
2. Уронило солнце
Лучик золотой. (желтый)
– Ребенок должен поднять шарик.
3. Ах красивый цветок
Мой любимый василек. (голубой)
– Ребенок должен поднять шарик.
4. На опушке лесной
Земляничка под листвой. (красный)
– Ребенок должен поднять шарик.
5. Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет. (голубой)
– Ребенок должен поднять шарик.
6. А на небе расцвела
Радуга – дуга. (все шары)
– Все дети должны поднять шарики и помахать ими.
Инопланетянин уходит.
Психолог:
Наша игра пришла к финалу.
Мы потрудились все на славу.
Теперь пора и отдыхать:
Играть, лепить и рисовать!
Психолог вместе с детьми выходит из музыкального зала, где проводилась игра, в коридоре дети обнаруживают газету со своими фотографиями.
Использованная литература:
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб. : Речь, 2007. – 224с.
2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб. : Питер, 2008. – 320с. : ил. – (Серия «Детскому психологу»).
3. Истратова О. Н. Большая книга детского психолога/ О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 568с.
4. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия/ сост. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 224с.
5. Куражева Н. Ю, Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб. : Речь, 2007. – 240с.
6. Машин Л., Мадышева Е. Развивающие игры. Загадочные истории: Для занятий с детьми 6-8 лет/Худож. Т. Б. Зеленченко. – Харько: Фолио, 1997. – 414с. – (Для пап и мам).
7. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе: Практическое пособие для подготовки детей. – М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ»; «Премьера»; «Аквариум», 1999. – 400с., ил.
8. Пакова С. С. «КВН в детском саду»// Воспитатель ДОУ, 2010, №1. – С. 23-27.
9. Севостьянова Е. О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет : Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 80 с. – (Программа развития).
10. Сунцова А. В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко/ А. В. Сунцова, С. В. Курдюкова. – М. : Эксмо, 2009. – 64с. : ил. – (Учиться? Легко! Советы нейропсихолога).
11. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. – СПб. : «Дельта» - 384с., илл.