Елена Толкунова
Интегрированный урок по физкультуре и музыке «Марш — один из основных музыкальных жанров. Строевые движения» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Урок был проведён по программе «Музыка» для общеобразовательных учреждений, автор Сергеева Г. П., Критская Е. Д. и по программе «Физическая культура 1-4 классы», авторы Лях В. И, Зданевич А. А.
Марш доступен и понятен всем, кто неоднократно встречался с ним в своей жизни. С помощью марша обучающиеся легко и незаметно для себя проникнут в любую сферу искусства, и его связь с жизнью станет для них очевидной и естественной.
Публикация «Интегрированный урок по физкультуре и музыке „Марш — один из основных музыкальных жанров, Строевые движения“ во 2 классе» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Работа инструкторов по физической культуре
- Смотр строя и песни. Строевые песни, битва хоров
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тема урока : «Марш – один из основных музыкальных жанров. Строевые упражнения»
Цель: Закрепление строевых приёмов через изучение маршев.
Задачи:
Познавательные УУД:
1. Сформировать образы различных маршей через спортивное и музыкальное восприятие.
2. Научить видеть взаимосвязь между музыкой и физической культурой.
3. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации маршей.
4. Совершенствовать уровень исполнения песен, свободного и ровного пения с движением.
Личностные УУД:
1. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности марша.
2. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в марше.
3. Выявить значение марша в жизни человека.
Коммуникативные УУД:
1. Воплощать художественно-образное содержание марша в пении, ритмике, строевых упражнениях.
2. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения художественного образа марша.
3. Передавать музыкально-двигательные, ритмические, вокально-хоровые, строевые навыки, коммуникативные умения в различных видах марша
Методические приемы:
• индивидуальная работа,
• работа в группах,
• выступления учащихся,
• слушание,
• пение,
• беседа,
• межпредметные связи (связь музыки с физической культурой).
Оборудование:
• компьютер, проектор,
• флешнакопитель,
• схемы,
• мячи, фишки,
• спортивная форма,
• таблица эмоционального состояния.
Предварительная работа:
Учащиеся готовят музыкальные номера и строевые движения.
Раздаточный материал:
Мячи.
Музыкальный ряд :
В. Шаинский, М. Матусовский «Вместе весело шагать» - вход, пение
Ю. Чичков, П. Синявский «Лесной марш» - разминка, ОРУ
С. Чернецкий “Марш-парад” – слушание, выполнение перестроений
М. Блантер “Марш футболистов” – слушание, работа в парах
И. Дунаевский «Выходной марш» - слушание,
П. Чайковский “Марш деревянных солдатиков” – слушание.
В. Шаинский, В. Харитонов «Не плачь, девчонка» - выход из спорт. зала.
И. Дунаевского «Спортивный марш» - пение.
Ход урока:
1. Организационный момент – вход.
Звучит песня «Вместе весело шагать» (приложение 1). Дети входят в спорт. зал, выполняют фигурную маршировку, поют, с окончанием музыки останавливаются.
Учитель ф-ры: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. А, необычен он тем, что сегодня на уроке встречаются два предмета.
(какие) (ответы детей)
Правильно, физкультура и музыка.
Учитель музыки : Вы заходили в зал под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать». Но, выбрали мы ее не потому, что она красивая и всеми любимая. Под нее легко маршировать. Почему? (ответы детей) (она четкая и ритмичная).
РИТМ – главное слово сегодня на уроке. Каким может быть маршевый ритм? Как живет марш в человеке? Когда мы встречаемся с маршами в нашей жизни?
А для начала скажите, можно ли под марш делать зарядку? Почему? (ответы детей) (потому что зарядку мы делаем ритмично).
Беговая разминка и ОРУ под песню «Лесной марш» Ю. Чичков, П. Синявский (приложение 2).
Учитель физкультуры : Найдите у себя пульс…Чувствуете ритм пульса? (дети садятся)
Учитель музыки : Что пульс роднит с маршем? (ритм). Человек живет, пока стучит сердце. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме, и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.
Учитель музыки : На свете существует много разных маршей – громких и тихих, высоких и низких, веселых и печальных. Слышите, как трубят трубы, звучат фанфары, слышна барабанная дробь. Давайте послушаем и найдем слова, которые расскажут о этой музыке.
Звучит “Марш-парад” С. Чернецкого – слушают
Музыка звучала гордо, уверенно, твердо, мужественно. Это военный марш. Звучит на парадах. Его написал композитор Чернецкий. А вы сможете маршировать под этот марш?
Учитель физкультуры : Я предлагаю вам выполнить перестроения под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке.
Перестроения (приложение 3) под «марш-парад» С. Чернецкого
Учитель музыки : А П. И. Чайковский всех уверял, что так же сочинил марш для солдат. Вы согласны?
Звучит “Марш деревянных солдатиков” – слушают
Дети: Да, но солдаты игрушечные, поэтому музыка легкая, звонкая, забавная. Солдатики идут стройными рядами.
Учитель музыки : И. Дунаевский – король маршей. Кто знает где можно услышать этот марш?
Звучит «Выходной марш» И. Дунаевский – слушают
Дети: Марш веселый, радостный, праздничный. Звучит в цирке.
Учитель музыки : Маршей в музыке великое множество. О каком марше я сейчас прочту стихотворение?
В спортивной жизни все в движенье –
Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.
Дети: Это марш спортивный.
Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!
Учитель физкультуры : Как вы думаете, где может звучать спортивный марш? (на олимпиаде) Правильно.
А какой чемпионат мира будет скоро проходить в России? (по футболу).
Внимание на экран: Просмотр презентации (ответы детей).
Учитель физкультуры : Давайте и мы с вами попробуем провести тренировку перед футбольным матчем.
Звучит “Марш футболистов”.
1. Работа в парах - передачи мяча друг другу.
2. Обводка между фишками (Удобно ли бегать под марш? – да, потому что бег, это тоже ритм) (приложение 4)
Учитель музыки : придумал этот марш Матвей Исаакович Блантер.
Найдите слова которые расскажут о настроении этой музыки (уверенно, празднично, ярко, легко и т. д.).
Игра «Смена мест»
Учитель физкультуры : Игра «Музыкальные змейки» - 3 марша (спортивный, военный, цирковой)
Учитель музыки : Ну вот наш урок и подходит к концу. Давайте вместе подведём итог нашему уроку.
Сегодня звучали разные марши :
- Что между ними общее? (ритм)
- Чем отличались? (характером, настроением).
Закончите, пожалуйста, наши предложения:
1).Самым интересным сегодня на уроке было___
2).Самым сложным для меня сегодня было___
3).Сегодня я научился___
4). На будущее мне надо иметь в виду___
Исполнение песни И. Дунаевского «Спортивный марш». (весь класс). (приложение5)
В. Шаинский, В. Харитонов «Не плачь, девчонка» - выход из зала.
Загадки футбольные
1. Я люблю его смотреть.
Очень нравится «болеть».
И кричать всем вместе: «Гол!».
Лучшая игра… (ФУТБОЛ)
2. Не пруд, а луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
А на воротах этих —
Рыбацкие сети (ФУТБОЛЬНОЕ ПОЛЕ)
3. Его бьют, а он не плачет,
Только прыгает и скачет (МЯЧ)
4. Они похожи на турник,
С какой-то странной сеткой,
И попадает в них мячом,
Игрок футбольный метко (ФУТБОЛЬНЫЕ ВОРОТА)
5. Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Игра веселая футбол,
Уже забили первый (ГОЛ)
6. Всем противникам охота
Мяч забить в мои ворота.
Но откуда ни ударь,
Этот мяч возьмёт. (ВРАТАРЬ)
7. На полных трибунах
крики и свист-
Мчится к воротам с мячом…. (ФУТБОЛИСТ)
8. Назубок законы зная,
Все права нам разъясняя,
Споры наши разрешает,
А виновных осуждает… (СУДЬЯ)
9. Над трибунами висит
Этот очень нужный щит.
Каждый гол покажет он –
Видно счёт со всех сторон… (ТАБЛО)