Нина Бородкина
Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
В процессе образовательной деятельности в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, а основным результатом является формирование у детей основ математической культуры.
В рамках образовательной области «Познавательное развитие» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается логическое мышление, речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.
Публикация «Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Для лучшего усвоения математических представлений необходима интеграция математического образования дошкольников в ходе всего образовательного процесса, одним из которых является прогулка.
Цель наполнения прогулок математическим содержанием:
• Развитие математических способностей дошкольников на основе интегрированного подхода.
Задачи наполнения прогулок математическим содержанием:
• Усвоение и закрепление математических знаний детей.
• Укрепление здоровья детей, развитие двигательной активность через математические задания.
• Формирование интереса к математическим понятиям.
• Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира (цвет, размер, форма, величина, количество, ориентировка в пространстве и времени).
Сезонные прогулки развивают у ребенка чувство природы. Математика в природе для дошкольников, непосредственный контакт детей с природой обостряет восприятие, пробуждает воображение, творческую мысль, формирует заинтересованно - эмоциональное отношение к образовательной деятельности и к процессу их получения.
Прогулки в осенний период
Задачи – ориентиры: Развитие умений наблюдать осенние признаки и явления природы, видеть красоту осенней природы. Формирование навыков узнавания деревьев, кустарников по листьям, плодам. Расширение представлений об овощах и фруктах. Развитие интереса к красоте родной природы.
В ходе прогулок с детьми мы: Сравниваем листочки по форме, величине, цвету, наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков. Собираем шишки (сортируем, классифицируем, группируем, тренируемся в порядковом счете. Наблюдаем за деревьями, цветами, тучками.
Прогулки в зимний период
Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать зимние признаки и явления природы. Различать птиц по существенным признакам, классифицировать их на перелетных и зимующих. Расширение представлений о связях между живой и неживой природой. Воспитание бережного отношения к птицам, желания помогать им выжить в зимнее время. Развитие исследовательского интереса к природе.
В ходе прогулок с детьми мы: Обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек, упражняемся в умении ориентироваться в пространстве. Изготавливаем кормушки для птиц, ежедневно подкармливаем птиц. Наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой. Наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комочки и рассматриваем их по величине, форме. Сравниваем деревья. Наблюдаем за следами на снегу. Проводим опыты со снегом.
Прогулки весенний период
Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать весенние признаки и явления природы. Формирование способности выделять особенности весеннего состояния растений. Расширение представлений о птицах, их образе жизни весной. Развитие интереса к жизни насекомых весной. Воспитание радостного, эмоционального, заботливого отношения к пробуждающейся природе.
В ходе прогулок с детьми мы: Осуществляем исследование длины и ширины ручейков, сравниваем их. Измеряем длину ручейков шагами. Измеряем глубину ручейков с помощью палочки. Наблюдаем за лужами. Пускаем корабликов в лужи и ручейки. Наблюдаем за сосульками. Наблюдаем за ветром и облаками. Рассматриваем первые листочки, сравниваем их по величине.
Прогулки в летний период
Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Формирование представлений о жизнедеятельности растений и животных, способности выражать эмоционально-бережное отношение. Развитие наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с неживой природой.
В ходе прогулок с детьми мы: Осуществляем наблюдения за дождем, ветром, облаками, солнцем, растениями, насекомыми, птицами. Осуществляем
игры с песком, водой, ветром, природным материалом.
На сезонных ежедневных прогулках дети наблюдают за природными объектами и явлениями, учатся анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы, занимаются различными видами детской деятельности.
Математическое развитие на прогулке осуществляется через - наблюдение, трудовую деятельность, подвижные и малоподвижные игры:
Наблюдение
Большое место на прогулках отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить как с целой группой детей, так и с отдельными малышами. В процессе наблюдения можно знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (представление о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов (погладить, надавить, прокатить). А так же формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру, устанавливая тождество и различие, подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.
Трудовая деятельность
В процессе трудовой деятельности детей я осуществляю плавный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это? Кто это?» к простейшему сенсорному анализу, выделению ярко выраженных в предметах качеств и свойств (назначение предмета; его части и их название; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер).
Подвижные и малоподвижные игры
Освоение задач математического развития детей осуществляется в игровых, развивающих ситуациях. Игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.
Создание условий для эффективного проведения прогулок
Не мало важно, для эффективного проведения прогулок иметь выносной дополнительный материал, который служит для закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а так же тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. В нашей группе имеется достаточное количество выносного игрового материала, который делает прогулку насыщенной, интересной и наполняет ее математическим содержанием. Так же, для активизации двигательной активности в зимний период времени, благодаря активной работе родителей, на участке возведены снежные постройки: горка, русская печь, «лягушка» для метания мячей и снежков, которые дополняют и разнообразят математические игры, задания и наблюдения.
Итог: Различные математические понятия, внедренные в непосредственную образовательную деятельность на прогулке, воспринимаются детьми без осознания нагрузки, где дети с удовольствием считают, размышляют, думают. Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития ребенка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - образовательная программа основывается на ведущем виде деятельности - на игре, которая создает у ребенка положительный настрой, вводит ребенка в мир знаний.
Разрабатывая образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, я учитываю все эти аспекты и считаю, что я на правильном пути.