Лариса Смирнова
Интегрированные занятия в педагогической деятельности дошкольного образования
▼ Скачать
Происходящие в обществе изменения ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания образования, в первую очередь в воспитании личности ребёнка. Главным направлением перестройки дошкольного воспитания становится гуманизация педагогического процесса, изменение характера общения, творческая самостоятельность и профессиональный рост людей, работающих с детьми. Не каждый педагогический коллектив дошкольного учреждения обладает большим творческим потенциалом и располагает опытом работы по внедрению в практику интегрированных занятий, способствующих интеллектуальному, художественному и творческому развитию личности.
Публикация «Интегрированные занятия в педагогической деятельности дошкольного образования» размещена в разделах
Интеграция основывается на общности психических процессов, таких как эстетическое восприятие, развитие образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также развитие памяти и внимания; позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории («часть», «целое» и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах, и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой. Интеграция как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности (художественной или речевой).
Обучение должно строиться таким образом, чтобы сформировать у детей способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного даёт возможность взглянуть на предмет или явление действительности с разных сторон и прочнее запомнить его на основе межсистемных ассоциаций. Важнейшими элементами запоминания следует считать приёмы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается, с чем-либо уже известным. Использование ранее усвоенных знаний об одном предмете при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность детей большую целенаправленность в решении познавательных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач. Активная работа воспитателя по усилению, расширению и углублению межпредметных связей является одним из важных путей в комплексном решении проблем обучения и воспитания дошкольников, формирования у них диалектического образа мышления. А это приводит к необходимости интегрирования не только содержания, но и методов, приёмов, используемых воспитателем, а также способов познавательной деятельности, которыми овладевает ребёнок в процессе различных видов деятельности на занятиях. Таким образом, интеграция —это системное единство определённого круга знаний, способов действия и взаимосвязанных с ними познавательных подходов, учебно-познавательных проблем, средств и методов обучения.
Интегрированный подход к организации занятий может рассматриваться как формирование совокупности способов познания и познавательной мотивации, перенос способов познания из одной предметной области и из одного вида деятельности в другие. Ведущее внимание в них уделяется развитию личности дошкольника в разных видах деятельности, которые не существуют автономно, дифференцированно, а взаимодополняют друг друга, объединяются в единый равноправной основе, с равноценным решением задач.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ представляет собой объединение нескольких видов деятельности (соединяют знания из разных образовательных областей) равноправной основе, с равноценным решением задач.
В процессе интегрированных занятий решаются разные задачи, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Педагогические возможности интегрированного занятия :
1. формирование в единстве знаний и умений;
2. повышение интереса к учению;
3. снятие напряженности, страха, неуверенности.
Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов:
1. музыка + математика;
2. обучение грамоте + математика;
3. художественная литература + развитие речи + обучение грамоте;
4. развитие речи + музыка + рисование;
5. математика + труд;
6. ознакомление с окружающим + музыка + рисование + труд;
7. ознакомление с окружающим + чтение художественной литературы;
8. математика + физическое воспитание и др. [Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ : Методическое пособие. 2008.]
Интегрированные занятия могут быть :
1. Спонтанными (воспитатель спланировал, подключил специалиста)
2. Специально запланированными (требуют системной подготовки, координации действий воспитателя и других специалистов). Желательно специально запланированные интегрированные занятия вносить в сетку занятий.
Интегрированные занятия могут быть направлены как на усвоение новых знаний, так и на закрепление, обобщение знаний [Т. С. Комарова]
Продолжительность интегрированного занятия может быть на 1/3 больше обычного.
Как часто проводить интегрированные занятия каждый педагог должен решить для себя сам.
Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях необходимо использовать различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие: – сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность; – проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. – разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах. Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования: – чёткость, компактность, сжатость учебного материала; – продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии; – взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; – большая информативная ёмкость образовательного материала, используемого на занятии; – систематичность и доступность изложения материала; – необходимость соблюдения временных рамок занятия. При планировании и организации интегрированных занятий необходимо учитывать следующие условия: – обязательный учет содержания базовой программы детского сада;
Примерная структура занятия
Для интегрированных занятий характерна смешанная структура. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
К основным особенностям интегрированного занятия относится синтез :
• содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения;
• предметов образовательного цикла между собой;
• деятельности двух или более педагогов и др
При планировании и организации интегрированных занятий педагогу важно учитывать следующие условия:
• обязательный учет содержания базовой программы детского сада;
• в интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
• при разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания;
• при планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии;
• интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности воспитанников на занятии;
• при планировании и проведении интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий;
• необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на интегрированном занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
• на интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.
Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия является определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.
Заключение
Интегрированные занятия в педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения :
• являются эффективным средством формирования личности педагога и ребенка; средством повышения профессиональной компетентности педагогов;
• ведут к снижению статической нагрузки за счет использования разных видов деятельности;
• используют всё образовательное пространство не только группы, но и детского сада (кабинеты, залы, холл, группы, территория детского сада);
• применяются при проведении итоговых занятий с целью обобщения знаний