Елена Понькина
Конспект интегрированного занятия «Знакомство и роспись с русской матрешкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Рассказ воспитателя об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления таких кукол. Выяснить географию и особенности национального сувенира. Познакомить особенностями и отличиями орнамента. Учить рисовать собственные образцы росписи. Развивать сенсорные навыки, воображение.
Демонстрационный материал и оборудование: игрушки Матрешки загорской, семеновской, майдановской.
Бумажные трафареты матрешек, цветная гуашь, салфетки; ватные палочки, кисточки, клеенки, подставки для кисточек, емкости для воды.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Знакомство и роспись с русской матрешкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Рисование
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: Отгадайте загадку, ребята.
Схожи личиком сестрички,
Как две капельки водички.
Но сидят они друг в дружке.
Что за милые игрушки? –
Воспитатель: Ну, конечно, матрешка. Ребята, что вы знаете о матрешке? (Ответы детей).
Воспитатель показывает игрушки матрешки и дополняет детей о матрешке.
Воспитатель. Выточенная из дерева фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове привлекает внимание яркой окраской и вызывает улыбку. Так выглядит любимая всеми игрушка — матрешка Открываешь матрешку, а там — другая, меньших размеров. И эта тоже открывается, и мы видим еще одну. И так еще и еще.
Ребят, а кто же придумал матрешку? Кто знает? А дело было так: жил-был на свете в конце девятнадцатого века купец Савва Мамонтов, предприниматель и меценат. Привезли ему как-то в его подмосковную усадьбу в Абрамцеве из далекой страны Японии фигурку изображавшего мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, и оказалась разъемной: внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Подивился Савва игрушке и отнес ее в свою мастерскую. По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил из деревянного бруска липы фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке, с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка. Все они отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала завернутого в пеленки младенца.
Как и Буратино, матрешка рождается из полена. Но не из всякого, а только из липового или осинового. А вот, к примеру, из соснового не получится фигурки с очень гладкой поверхностью.
Сначала матрешку вытачивают. Этим занимается токарь. Он делает заготовки. Следующий этап — «одевание» матрешек: их расписывают. Завершающий этап — четырехкратное покрытие изделий масляным лаком и их окончательная сборка. Ну вот и готова матрешка!
Распространенным именем было на Руси имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка.
Матрешки, сделанные в одном городе, никогда не спутаешь со сделанными в другом.
В стиле предложенным Сергеем Малютиным стали расписывать матрешки в городе Загорске (Сергиев Посад). Загорские матрешки расписывались гуашью, наряжались в платок, сарафан и фартук, которые украшались несложным узором.
Семеновские матрешки — сделанные в городе Семенове — легко узнать по большим не закрашенным плоскостям и пышному букету, который держит матрешка и который закрывает практически весь фартук. А также по кайме с бутонами цветов на платке.
В селе Полховский Майдан матрешки знамениты своими «розанными» рисунками – основным элементом являются цветы шиповника и ягоды. Платок накинут — в узел не завязан. Руки не прорисованы. А вместо фартука и сарафана — овал, расписанный цветами, ягодами и листьями.
Прошло много лет, а Матрешка до сих пор — любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Но суть нашей матрешки остается прежней —любовь и дружба. Сегодня я предлагаю вам попробовать придумать свой вариант росписи, и кто знает, может быть когда-нибудь из вас кто-то станет автором росписи, известной как московская.
Прежде чем сесть рисовать, давайте с вами поводим хоровод вместе с матрешкой. Звучит русская народная мелодия. В центре девочка с нарядным расписным платком. Дети водят хоровод.
Воспитатель: А теперь мы садимся за столы и превращаемся в русских народных мастеров.
А теперь предлагаю Вам выбрать себе матрешку, на которую вы будете ориентироваться при росписи собственной матрешки.
1.
Перед росписью матрешки необходимо приготовить фон. Закрасить большие плоскости: это платочек, сарафан и фартук. Начинаем рисовать сверху вниз, а закрашивать мы будем гуашью.
2.
Роспись начинаем с лица. Разукрашиваем волосы – для этого можно использовать оттенки коричневого и черного цветов. Раскрашиваем ротик – для этого лучше использовать чистый, насыщенный цвет (красный). Чтобы придать легкий румянец с помощью бледно красной краски (в белую краску добавляем чуть-чуть красной).
3.
Переходим к одежде. Будут ли на ней какие-то цветы или узоры зависит от вашей фантазии.
Ну что ж:
Мастера скорей за дело
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети расписывают матрешек. Звучат народные мелодии.
Подведение итогов: разглядываем с детьми работы. Обращаю внимание, у кого получилась самая аккуратная матрешка; у кого самая интересная роспись; оригинальность работ. Выставка детских работ.
Список литературы:
1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Авторы и составители: Т. А. Бударина, Л. С. Куприна, О. А. Маркеева., О. Н. Корепанова. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.
2. http://www.lit-yaz.ru/istoriya/68928/index.html