Оля Лунева
Интегрированное занятие «Волшебное путешествие в мир красок»
▼ Скачать
c оставитель:
Лунева Ольга Александровна
Цель: закрепить полученные знания и умения детей в области музыки и изобразительного искусства. Доставить детям радость и удовольствие.
Задачи:
• продолжать знакомить с жанром живописи “пейзаж”;
• учить детей, используя разные средства и приёмы художественной выразительности (цветосочетание, рисование оттиском, колорит, передавать состояния весенней погоды: грустной – печальной, весёлой – радостной;
• продолжать развивать музыкальный слух, голос, коммуникативные качества, импровизационные навыки;
Публикация «Интегрированное занятие „Волшебное путешествие в мир красок“» размещена в разделах
• воспитывать (прививать) любовь к родной природе, желание её изображать в своих работах.
Предварительная работа:
• слушание классической музыки различного характера, настроения;
• заучивание стихов, танцевальных композиций, исполнение русских народных попевок, детского фольклора;
• занятие “Как художник пишет картину” (манера исполнения, передача настроения цветом – колорит картины);
• рассматривание картин художников-пейзажистов (И. Грабарь, И. Шишкин, И. Левитан, Н. Романдин, Саврасов, К. Юон);
• беседы о картинах по вопросам;
• составление собственных сюжетов под музыку по теме “Весна” на фланелеграфе;
• самостоятельное творчество: придумывать содержание рисунков, изображать предметы на переднем и дальнем плане;
• тонирование бумаги в технике монотипия;
• подготовка и вырезание персонажей и предметов к индивидуальным сюжетным картинкам, прорисовка предметов.
Дополнительный материал к занятию :
• шкатулки, коробочки;
• киндер-сюрпризы;
• цветные лоскутки;
• султанчики, “цветы”-варежки, бабочки;
• флейты-дудочки, божья коровка;
• палочки разного размера и формы;
• мольберты;
• цветные наклейки (капельки) по спектру, палитра (“цветная” и белая);
• карточки с заданиями по цветоведению (цветные карточки);
• картины художников-пейзажистов и иллюстраторов о весне;
• рамки для детских работ;
• тонированная бумага;
• изо материал: кисточки разного размера, палочки-печатки, губка, баночки с водой, органайзеры, гуашь, акварель, фломастеры, восковые мелки, клеевой карандаш, тряпочки;
• схема последовательного написания картины детьми;
• письмо-приглашение для детей с ребусом, загадками, разрезными картинками, бейджами;
• бейджи с цветовыми обозначениями, смайликами по настроению;
• ветные карточки-ориентиры на рабочих местах;
• костюм весны.
Предварительно дети получают открытку (с изображением нот и палитры с кисточкой) на которой написано: “Дорогие ребята! Приглашаем вас совершить увлекательное путешествие”.
Воспитатель:
От кого же это письмо? Кто нас приглашает и куда? Попробуем разобраться.
Дети рассматривают приглашение, высказывают своё мнение.
С обратной стороны приглашения есть подсказки-загадки:
Пять линеек нотной строчки,
Ключ скрипичный, ноты-точки,
Прочитаем” “до”-“ми”-“соль”-“ка”…
Ждёт нас в гости… (Домисолька) Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
Воспитатель:
Здесь в конверте есть ещё какие-то цветные квадратики… Что же с ними делать? (побуждает детей действовать самостоятельно).
Собрав картинку, дети узнают, что нужно идти в музыкальный зал, где всегда звучит музыка, можно рисовать.
Детям на одежду крепят бейджи с цветными символами и мимическими смайликами.
Воспитатель:
Готовы? Тогда в путь!
В музыкальном зале звучит спокойная музыка. Входят дети, встают в круг.
Воспитатель:
Слышите, какая красивая мелодия звучит, как необычно вокруг!
Наверное, нас сегодня ждёт что-то очень интересное!
В зал входит Домисолька с песенкой:
“Всем привет, всем привет!
Собирайтесь вместе!
Всем привет, всем привет,
Это я, песенка моя!”
Домисолька:
Меня Домисолькой зовут, друзья,
И к вам сейчас явилась я.
В моём имени три основных музыкальных звука,
3 нотки: до, ми, соль. Предлагаю познакомиться.
Дети присаживаются на колени и исполняется “Фамильное рондо” (Шульверк, 3 том) в заданном темпе.
Домисолька:
Удивителен мир звуков, окружающий нас: вот кот мяукает и тихонько тикают часы, таинственно шуршат под ногами листья или скрипит снежок, радостно смеются малыши, визжит тормозами машина и тихо шелестят страницы книжки.
А. Усачёв “Звуки”.
Ребё нок:
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук :
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеёмся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Ритмодекламация “Тишина”, музыка Я. Медынь, слова Н. Матвеевой (сборник Т. Тютюнниковой “Потешные уроки”).
Домисолька:
Давайте сейчас посидим в тишине,
Тихо-тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Дети поют “Много разных звуков”, немецкая народная мелодия, слова Т. Боровик, слушают звуки тишины. Импровизация.
Домисолька:
Музыку тишины может услышать человек с чуткой душой. Звуки задевают струны его сердца, и тогда такой человек спешит записать или изобразить то, что ему удалось услышать.
Вот и сегодня мы с Кисточкой решили пригласить вас в волшебный мир музыки и красок. Ой, а где же Кисточка?
Скажу вам по секрету, мы с Кисточкой очень дружны и поэтому когда мы вместе, царят радость и веселье, много музыки и разноцветья.
Входит Кисточка.
Кисточка:
Здравствуйте, мои друзья! Я так спешила к вам на встречу…
Домисолька:
И что же случилось?
Кисточка:
Ах! Ещё вчера вечером я сама держала в руках эту палитру, и краски сверкали всеми цветами радуги. А теперь почему-то они исчезли. Где же краски?
Аудиозапись голоса Кощея Бесцветного:
Краски все, карандаши
Спрятал я, теперь ищи!
Кисточка:
Всё понятно! Это Кощей Бесцветный. Это он спрятал все краски!
Аудиозапись голоса Кощея Бесцветного:
Да! Да! Да! С детства не люблю всякие краски. Запер я их в коробочках, да в шкатулках. Пока они там, вам меня никогда не одолеть!
Домисолька:
А скажите нам, пожалуйста, Ваша Тусклость, какими ключами открываются шкатулки и коробочки?
Аудиозапись голоса Кощея Бесцветного:
Так и быть, скажу вам, всё равно не сможете открыть. Только правильные ответы на очень трудные вопросы откроют их. Да где вам! Даже я не знаю этих ответов!
Домисолька:
А мы попробуем! Уж очень нам хочется вернуть краски, и ваши знания, дети, нам помогут!
Алёна (обращается к ребёнку, сколько всего должно быть цветов на палитре?
Ребё нок:
На палитре должно быть 7 цветов, причём каждый из них строго на своём месте, точно так же, как в радуге.
Кисточка предлагает детям вспомнить цвета и волшебную фразу : “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан”. Выставляются разноцветные капельки вокруг пустой палитры (в соответствии с последовательностью).
Кисточка:
Краски разные нужны, в жизни все они важны!
Попробуем освободить первую краску.
{Игра “Цветные примеры” (карточки) :
1. Назовите основные цвета. (красный, жёлтый, синий)
2. Решите цветные примеры:
красный + жёлтый = ?
жёлтый + синий = ?
синий + красный = ?
3. Какие дополнительные цвета получились?
Ребё нок:
Смешивая три основных цвета между собой, получаем три дополнительных цвета: оранжевый, фиолетовый, зелёный.
4. Как получить “звонкие” и “глухие” цвета?
Ребё нок:
Если к этим краскам добавить белую, то краски становятся “звонкими”, а если чёрную, то “глухими”.
Кисточка “освобождает” фиолетовую краску, добавляя, что это цвет сказки, волшебства и волшебных превращений, и наклеивает фиолетовый кружок на палитру.
Домисолька:
О голубых тонах
Щебечут птицы в небесах,
Ручьи и речки, и моря…
Без голубой никак нельзя.
Голубой – цвет неба, воды.
• Какой инструмент поможет нам услышать дуновение ветра? (флейта, духовой инструмент; звук светлый, высокий, немного свистящий)
• Голоса, каких инструментов мы слышим во время грозы? (тарелки, барабан)
• Попробуйте передать это в движении.
Музыкальная импровизация “Флейта и барабан”, к. диск Т. Тютюнниковой.
Домисолька наклеивает голубой кружок на палитру.
Кисточка:
Вот – солнца брат,
Вот жёлтый цвет.
Из одуванчиков нам всем
Он дарит красочный букет.
Не спорьте, милые друзья,
Без жёлтого никак нельзя!
{Пальчиковая песня-игра “Жёлтая песенка”
Слова Движения
Жёлтое солнце на землю глядит, Жёлтый подсолнух за солнцем следит, Жёлтые груши на ветках висят. Жёлтые птенчики звонко пищат. Жёлтая бабочка, жёлтая букашка, Жёлтые лютики, жёлтая ромашка. Жёлтое солнышко, жёлтенький песочек. Жёлтый – цвет радости, радуйся, дружочек! Руки вверх Качают руками Фонарики Клювики Машут руками Вращают кистями Хлопают Хлопают
Домисолька и Кисточка открывают шкатулку, в которой задания:
• Постарайтесь услышать жёлтый цвет и найти его. Какой звук у жёлтого цвета? (шуршащий, лёгкий, воздушный).
Дети находят среди наполненных киндер-сюрпризов “шуршащий” цвет.
• Что может быть внутри? (уличный песок, сахарный песок, соль, кофе, манная крупа, овсяные хлопья)
Кисточка наклеивает жёлтый кружок на палитру.
Кисточка:
Постараемся помочь оранжевой краске.
Что вы знаете об этом цвете?
Ребё нок:
Оранжевый цвет помогает человеку быть свободным, весёлым, радостным, добрым и дружным. Он тёплый, дарит природе жизненную силу.
Кисточка:
Как можно по-другому назвать оранжевый цвет? (рыжий)
Звучит “Оранжевая песенка” в исполнении Н. Сохадзе, аудиозапись.
Дети исполняют танцевальную композицию в парах.
Кисточка добавляет оранжевый цвет на палитру.
Домисолька:
А мы поспешим заглянуть в эту коробочку.
Странно, но здесь только палочки!
Кисточка:
Палочки разной формы и размера помогут нам определить, какая краска здесь спрятана. Посмотрите на палитру, осталось свободное место для красной, зелёной и синей краски.
Как вы думаете, глухое звучание деревянных палочек холодный или тёплый цвет напомнит? (холодный)
Значит, заколдована… (синяя краска)
Проявите творчество и исполните музыку холодного синего цвета.
Игра с палочками “Узоры”, австрийская полька.
Кисточка наклеивает синий кружок.
Кисточка:
Домисолька, дети, посмотрите, а на этой шкатулке кто-то сидит!
Домисолька:
Да это же божья коровка, не бойся!
Кисточка:
А как же мы вернём следующую краску?
Дети высказывают свои предположения, какая из двух оставшихся красок (зелёной и красной) здесь заколдована.
Ребё нок:
Красная краска, которая дарит силу, излучает тепло, улучшает настроение.
Нужно исполнить канон.
Кисточка:
Что такое канон? (исполнение песни на 2-3 голоса с опозданием на две фразы)
Канон “Божья коровка”, детский фольклор.
Кисточка наклеивает красный кружок на палитру.
Кисточка:
Красное, красное! Всё вокруг прекрасное!
Осталось найти последнюю краску, зелёную.
Домисолька:
Но шкатулок больше нет!
Кисточка:
В этом нам поможет Весна, так как зелёный цвет – цвет самой природы.
Проснулся лес, проснулся луг,
Проснулись бабочки вокруг,
Проснулись травы и цветы,
Повсюду столько красоты!
Импровизация “Цветы и бабочки”.
Входит Весна с картинами известных художников о весне.
Весна: (расставляя картины)
Повсюду почки распустились,
Зелёным цветом засветились.
Равнины, лес, луга, поля –
Им без зелёного нельзя!
Кисточка наклеивает зелёный кружок на палитру.
Весна уходит.
Домисолька:
Посмотрите, все краски вернулись на палитру, мы справились со всеми заданиями и можем продолжать путешествие.
Коммуникативная игра с пением “Разноцветные шляпки”, Т. Тютюнникова.
Кисточка:
Весна принесла нам репродукции с картин известных художников.
Учиться видеть музыку и слышать картины художников можно всю жизнь.
Возьмите любые четыре цветовые карточки и поставьте к той картине, которая, по вашему мнению, соответствует настроению картины.
Дети выставляют цветовые карточки к картинам и доказывают своё мнение; два ребёнка обсуждают и оценивают правильность выполненного задания.
Кисточка:
Эти картины “звучат” теми цветами, какими откликнулись души художников-пейзажистов.
Найдите себе пару по настроению на бейдже.
Предлагаю вам пройти в художественную мастерскую и написать свои картины, слушая музыку.
По цвету на бейдже найдите своё рабочее место.
Дети делятся на две группы.
Во время звучания музыки разного характера, дети рисуют возникшие картины, выбирая цвет по ощущениям.
Звучит музыка:
• “Лебедь” Сен-Санс ( различные варианты исполнения: скрипка, виолончель, фортепиано; духовые инструменты, виолончель);
• “Песня жаворонка” из “Детского альбома” П. Чайковского;
• “Весенняя песня”, Ф. Мендельсон;
• Концерт “Весна” из цикла “Времена года” А. Вивальди;
• “Подснежник” (апрель) из цикла “Времена года” П. Чайковского;
• “Май, милый май”, Р. Шуман;
• “Бабочки”, Ф. Куперен;
• “Бабочка”, Э. Григ;
• “Полёт шмеля”, Н. Римский-Корсаков.
Самостоятельная работа детей.
Детям предлагается рассказать о своей “звучащей” картине.
Оформляется выставка занятия.
Домисолька:
Наше путешествие в мир музыки и красок завершается.
Как прекрасен этот мир!
Посмотри по сторонам:
Всё нас радует с тобой:
Всё вокруг, ты знаешь сам!
Кисточка:
В природе и в жизни все стараются дружить. Но есть такие предметы и вещи, которые существуют вместе и друг без друга не могут. Например, музыка и живопись.
Детям вручаются картинки-раскраски, ребусы Домисольки для продуктивной деятельности.
Дети уходят.