Шалякина Марина
Интегрированное занятие в старшей группе «Заповедник в Кабардино-Балкарии»
▼ Скачать +Заказ
«Заповедник в Кабардино-Балкарии»
Конспект непосредственно- -образовательной деятельности
по познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Путешествие в Кабардино-Балкарский государственный высокогорный заповедник»
Цель: Показать значимость заповедников.
Программные задачи:
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе „Заповедник в Кабардино-Балкарии“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Кабардино-Балкарская Республика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: Познакомить детей с понятием «заповедник» и ролью человека в жизни его обитателей. Закреплять знания детей о достопримечательностях родного края.
Развивающие: Развивать логическое мышление, интерес к изучению взаимосвязей в природе и места человека в них.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к родному краю, любовь к природе.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок, стихов о животных, растениях, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «В мире животных»; труд и наблюдения в природе.
Материалы и оборудование:
- демонстрационный: маркер игрового пространства: лес, магнитная доска, звери на магнитах
- раздаточный: заготовка шаблон кормушки, зерно, веревка, клей, кисточка, подставка под кисточки, салфетка
Методы и приемы:
а) словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
г) игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию.
Ход НОД
1 Вводная часть.
«Здравствуйте», ты скажешь человеку,
«Здравствуй», улыбнётся он в ответ,
И, конечно не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Ребята, давайте поздороваемся с гостями и пожелаем им здоровья на много лет.
Дети: Здравствуйте
Дети проходят. Садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о природе нашего родного края Кабардино-Балкарии, без которой нам не прожить. Что такое природа?
Дети: Это зеленые леса и цветы, прозрачные реки и бескрайние моря, птицы и звери.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
2. Основная часть
Стук в дверь
Входит Ё лочка : Здравствуйте, ребята. Я Эколёнок, зовут меня Ёлочка. Лесовичок отправил меня к вам послушать, как вы умеете беречь и охранять лес, заботиться о его жителях и что вы знаете о природе своего края.
Воспитатель: Много красивых мест есть в нашей Кабардино-Балкарии. Ребята, назовите их по слайдам.
Дети: Голубые озёра
Воспитатель: Хотя в озере проточная чистейшая вода, искупаться в нём не получится. Вода очень холодная
Дети: Чегемские водопады. Долина нарзанов
Воспитатель: На поляне в окружении сосновой рощи из-под земли бьют несколько минеральных источников нарзана, окрашивая все вокруг в ярко оранжевый цвет – вода здесь богата кальцием, железом, натрием, магнием и калием
Дети: Гора Эльбрус
Воспитатель:
В вершинах гор зима таилась.
К громадам ледников седых
Она стремительно спустилась,
Тревожа вереницу их.
Спеша за ветренной судьбою,
Летели в небо облака.
Туда, где горная прохлада
Таится в утренней Заре.
Где белым свадебным нарядом
Эльбрус сверкает в серебре.
Гимнастика для глаз-релаксация
Ё лочка: А я расскажу вам о прекрасном месте Кабардино-Балкарии. Кабардино-Балкарском государственном высокогорном заповеднике.
Воспитатель: Что же такое заповедник?
Ё лочка: Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.
Воспитатель: В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Предлагаю вам посмотреть фильм о Кабардино-Балкарском государственном заповеднике, который создан в 1976 году для охраны всех живых существ, находящихся на территории, растений на ней.
Видеоролик https://www.kavkazzapoved.ru/video/prezentaciya-kavkazskogo-gosudarstvennogo-zapovednika
Воспитатель: Если быть внимательным и осторожным, то в заповеднике можно увидеть медведя и зайца-русака, громадного черного грифа. Если повезет, то встретите лисицу и кабана, а то и идущую на охоту рысь. Запрещены рыбалка и охота. Сбор грибов и ягод.
Здесь работают люди Государственный инспектор по охране территории.. , Научный сотрудник.. , Специалист отдела экологического просвещения.
Ё лочка: А я предлагаю вам отправиться на экскурсию, в заповедник Кабардино –Балкарии. Согласны?
Воспитатель: Вставайте около своих стульчиков. Давайте произнесем волшебные слова и выполним движения и сразу окажитесь в заповеднике…Встали.
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Ёлочка Давайте проверим насколько хорошо вы знаете правила поведения в заповеднике.
Игра «Если я приду в заповедник». ( Дети отвечают: да, нет)
Воспитатель:
Отвечайте на вопрос - да или - нет
• Если я приду в заповедник и сорву цветок? (нет)
• Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
• Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
• Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
• Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
• Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
• Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Воспитатель: Я вам предлагаю набор карточек с животными и птицами. Поделитесь на команды. Команде девочек необходимо выбрать птиц, а команде мальчиков – животных обитающих в нашем крае. И поместит их на магнитную доску.
Игра «Птицы и животные КБР»
Воспитатель: Проверяем друг друга. Всё верно? Молодцы ребята, справились с заданием. Предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
1. Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)
Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать, (приседают)
В лесу костры не разжигать. (топают ногами)
С природой будем дружно жить. (берут друг друга за руки)
Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди)
Ёлочка. Посмотрите на экран. Знаете ли вы этих редких животных, которые занесены в Красную книгу? Назовите.
Дети –Зубр
Воспитатель: Зубры - это мощные древние животные, современники мамонтов. Зубр животное с острыми рогами, тёмной и курчавой шерстью. При всем своем устрашающем виде, зубры травоядные животные. Зубр в геральдике — символ трудолюбия и жизненной силы.
Дети. Леопард.
Воспитатель: Самый интересный и редкий зверь заповедника, несомненно, леопард.
Дети. Кавказский тур (горный козел)
Воспитатель: Под охраной здесь живут кавказские туры. Козлы не обладают большой скоростью бега по прямой. Но великолепное чувство равновесия, цепкость копыт и отличная реакция делают их замечательными скалолазами. Малейших зацепок и шероховатости скал достаточно им для передвижения по отвесам и карнизам. Они поедают практически все растения высокогорья.
Тур самое высокогорное животное Кавказа. Бородатая голова тура увенчана тяжелыми саблевидными рогами.
Тура считают символом молнии и животным бога грома. Из-за искр, которые высекали рогами во время боя.
Дети. Серна
Воспитатель: Находящийся под угрозой исчезновения. Голова заметно светлее туловища и от края рта до основания уха тянется темная полоса. Хвост короткий. Рога длиной до 30 см, без отростков, круглой формы, у основания прямые, вершины загнуты крючком назад и вниз
Дети. Норка
Находится под угрозой исчезновения. Длинное гибкое тело на коротких ногах. Голова небольшая относительно размеров тела, она мало отличается по диаметру от шеи. Уши небольшие и закругленные. Между пальцами конечностей имеются плавательные перепонки, более развитые на стопах. Животные ведут полуводный образ жизни. В рационе представлены мелкие млекопитающие, рыбы, ракообразные, насекомые
Воспитатель: Птиц Красной книги Кабардино-Балкарии можно легко повстречать на территории заповедника.
Среди птиц страницы Красной книги пополнили беркуты, кавказский тетерев, и орел-ягнятник. Эти животные Кабардино-Балкарии необычайно редки и красивы. Узнаете вы их?
Дети. Кавказкий тетерев
Воспитатель: Мельче обыкновенного тетерева, у самцов загнутые в концах рулевые перья хвоста, окрас темный, порой черный, белые только нижние части крыльев. Самки бурые или серые с редкими черными полосами в поперечнике. Тетерев чаще ходит пешком, чем летает. Основное питание – хвоя, особенно зимой. Ягоды от можжевельника, семена разных растений, ягодами, молодыми побегами. Их проще найти внимательно всматриваясь в землю, чем пролетать над ней. У них много врагов - хищные птицы, волки и др., страдают птенцы. Тетерев –редкая птица, охраняется несколькими организациями, занимающимися защитой природы.
Дети. Орёл Бородач.
Бородач, или ягнятник. Светлая голова, широкая черная полоса проходит через глаз, пучок щетинистых черных перьев «борода» под клювом. Верх тела буровато-серый, низ рыжеватый, светлый. Чрезвычайно редкая птица. Кормится вид павшими животными, больший частью трупами сурков и копытных.
Дети. Беркут.
Беркута можно назвать королем орлов. Это крупная и сильная птица. Когда он летит, то хорошо заметны белые пятна на крыльях и такое же основание хвоста. Эта хищная птица может часами парить в воздухе. При виде добычи беркут резко пикирует на неё. Единственное место, где беркут не живёт - это лес.
Дети.
Очень крупный хищник буровато-черной окраски с широкими длинными крыльями и очень коротким хвостом со слегка клиновидной вершиной, немного напоминает бородача. Голова голубовато-серая, покрытая редким серым пухом, шея почти голая.
Дети. Стенолаз
Количество их сокращается. Полет стенолаза очень неровный, волнообразный, напоминающий полет бабочки. По скалам, даже совершенно вертикальным, лазает очень ловко, прижимаясь к стенке хвостом и полураспущенными крыльями.
Дети. Воробей каменный
Такой воробей очень редкий. Немного крупнее домового воробья. Окраска буроватая, спинная сторона с темными продольными пестринами.
Воспитатель: Животные и растения Кабардино-Балкарии редкие, поэтому цель заповедника – сохранить как можно большее число уникальных видов, оставляя их в естественных природных условиях.
Мы можем помочь. И Ёлочка нам поможет. Предлагаю пройти в мастерскую и сделать для птиц кормушки
Воспитатель: На столах у вас есть вот такое колечко. Сначала завязать надо будет верёвочку. Чтобы можно было повесить на дерево. Пропускаю двойную веревку в круг. Затем хвостик завожу в петельку и затягиваю. Готово.
- Намазываю съедобным клеем колечко, вот так. (показываю) Затем беру зерно и засыпаю его на клей. Салфеткой прижимаю, чтобы лишнее зерно обсыпалось. Кормушка готова.
Воспитатель: Давайте подготовимся. (Пальчиковая гимнастика)
Дети выполняют работу, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: Вот какой подарок красивые полезные кормушки у нас получились. Предлагаю вам развесить их в заповеднике.
Воспитатель: Ребята, наша увлекательная экскурсия подходит к концу. И нам пора возвращаться в наш детский сад. Повторяйте слова.
По тропинке мы пойдем
К речке быстрой подойдем
Через мостик перейдем
В детский садик попадем
3 Заключительная часть
Воспитатель: Вот мы в детском саду.
Ё лочка: Мне пора возвращаться к своим друзьям. Мне у вас очень понравилось.
Воспитатель: Спасибо, за интересную экскурсию. Приходи к нам ещё Ёлочка.
уходит.
ИТОГ
Воспитатель: Ребята, где мы были сегодня?
Дети: В заповеднике.
Воспитатель: Зачем создают заповедники?
Растения и животные живут в привычной среде.
Учёные ведут наблюдения за жизнью в заповеднике.
Запрещены отдых и туризм;
Запрещены охота и рыбалка;
Запрещены рубка деревьев, сбор ягод и грибов;
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно, конечно, охранять природу надо в любом месте.
Воспитатель: Ребята вы сегодня прекрасно справились со всеми заданиями
Если у вас после путешествия на душе светло, радостно улыбнитесь,
а если пасмурно – отвернитесь. Раз, два, три, покажи.
Воспитатель: У всех прекрасное настроение. Давайте попрощаемся с гостями. До скорого свидания. Приходите к нам ещё.