Лилия Нафикова
Интегрированное занятие в старшей группе «Зимующие птицы»
Интегрированное занятие в старшей группе «Прогулка в зимний лес»
по теме «Зимующие птицы».
Подготовила и провела Нафикова Лилия Ринатовна
Программные задачи:
Образовательные цели:
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
- закрепить знания детей о зимующих птицах родного края;
- развивать общие речевые навыки;
- расширять словарный запас;
- учить подбирать антонимы к прилагательным;
- работать над слоговой структурой слова;
-закреплять навыки счета в пределах 10;
Развивающие цели: развитие общей моторики, координации речи с движением, диалогической речи, зрительного внимания, мышления. развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Учить эмоционально воспринимать окружающее в процессе общения детей друг с другом.
Воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа: беседа на тему «зимующие птицы», рассматривание иллюстраций, слайдов, называние птиц, их частей тела, повадок, особенностей; беседа о том, как важно людям помогать птицам зимой, изготавливать кормушки, домики; познакомить детей с тем, какая птица какой корм любит; заучивание стихотворений, знакомство с приметами, загадками о птицах, наблюдения на прогулке, целевые экскурсии к ближайшему скверу возле клуба, подкормка птиц, занятия по изодеятельности (лепка «Воробушек», рисование «Синичка», «Снегирь», аппликация «Красивая птичка», подвижные игры «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Найди свой домик», хороводные игры «Скажи, ты, голубка», «Чума урдэк, чума каз» и др.
Материал и оборудование: иллюстрации и фотографии, слайды с изображением птиц, кормушки, записи «Голоса птиц», музыка П. И. Чайковский «Времена года» «Январь», звуки вьюги, ветра, метели; шапочки птиц, картинки с изображением ветки дерева, птиц для фланелеграфа, наборы геометрических форм, обручи, «Волшебный снежок», материал для игры «Разрезные картинки», материал для аппликации, памятки, плакаты с правилами, памятки, гостинцы.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Рефлексия.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). Педагог: - Послушайте, и отгадайте загадку:
Т к -т к карлар сипк н,
ирне ап-ак итк н.
Чыршы,каен, им н
Кардан к лм к киг н.
Бу кайчан? (кыш)
После прослушивания записи.
- Ребята, почему вы решили, что это зима? Каким краской пользуется зима? Чем пахнет зима? Посмотрите, к нам прилетел “волшебный снежок” и он нас приглашает совершить прогулку по зимнему лесу.
- Но сначала вспомним правила поведения в лесу:
- не разжигайте костры;
- не ломай ветки деревьев;
- не оставляй мусор;
- не сдирай кору деревьев;
- не стреляй в птиц из рогаток;
- корми птиц зимой;
- оказывай помощь раненым животным и птицам;
- ходи в холод пешком, не загрязняй воздух выхлопным газом автомобиля.
Звучит музыка (отрывок П. И. Чайковского “Времена года” “Январь”).
(переход к основной части)
2. Основная часть. Игры.
- Закройте глаза и представьте, что мы отправились в зимний лес. - - Откройте глаза, подышите лесным воздухом.
(Вместе с детьми декламируем стихотворение Амины Бикчентаевой ;Лесной воздух”).
(педагог обращает внимание на мольберт с изображением “Зимний лес”).
- Давайте поищем в лесу приметы зимы.
- Как изменяется температура воздуха?
Чем покрыта земля? (снегом);
- Что случилось с речкой, почвой? (замерзли)
- Что случилось с деревьями и растениями? (в покое, они спят)
- Как животные проводят зиму? (меняют окраску, одевают теплую шубу, делают запасы, впадают в спячку);
- Как меняется жизнь птиц зимой?
- Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
- Как вы думаете, почему так тихо в зимнем лесу? (птицы не поют)
- Почему не поют птицы? (улетели).
- Но с нами остались птицы, которые перебрались поближе к людям. А почему? (Человек их подкармливают).
- Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это какие птицы? (зимующие).
Педагог демонстрирует слайды с изображением зимующих птиц, дети называют и рассказывают стихотворения о птицах. (Азалия Г., Юлия, И. Алмаз, Загир, Элиза) (См. приложение)
Педагог. - Ой, ребята, посмотрите, а наш снежок проситнас узнать птиц по голосам.
Игра “Узнай птицу по голосу”.
Педагог просит назвать услышанный голос птицы.
Педагог. – Спасибо, дети. Послушайте загадку:
“В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей”. Что это?
Правильно, кормушка. Сегодня мы поиграем в игру “Птички накормушках” и “Веселый счет”, вспомним, какие птицы прилетели на кормушки, сколько их и чем мы их кормили.
(Загадывание загадки о птице, ребенок угадывает и назвав птицу, ставит на кормушку (на фланелеграф, остальные дети проверяют, в конце дети считают, сколько птиц прилетели на кормушку, какая птица улетела).
1. В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, сало, семечки, веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули, кто это? (воробей).
2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали Кто это? (синичка)
3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полосой на темно-синих крыльях. Он склевали ягоды рябины. Кто это? (снегири).
4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас часто. бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал в четверг? (голуби).
5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте, кто это?
1. Зимой на ветвях яблоки, Скорей их собери!
И вдруг вспрохнули яблоки, ведь это (снегири)
2. Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (синичка)
3. Уличный мальчишка В сером армячишке
По двору шныряет, Крошки собирает,
По тполям кочует, Коноплю ворует. (воробей).
4. Гладенький, аккуратненький, урчит, воркует,
Дружка целует. (голубь)
5. Хоть я не молоток-
По дереву стучу;
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел).
Педагог. Молодцы, ребятки, всех птиц на кормушке покормили. голодом страшна зима Вспомните и назовите, пожалуйста, правила кормления птиц.
Дети. Во время подкормки птиц нельзя сорить в лесу, в парке, в саду: не оставлять там газеты, пакеты, банки и коробки. Кормушки для птиц должны быть укромными. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам : семена трав, крошки хлеба, семечки, кусочки несоленого сала. Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимойим ежедневно нужна наша поддержка в морозы и метели.
Педагог. Снежок шепчет, что пора нам отдохнуть.
Физкультминутка. (На родном языке “Кошларны саклагыз”).
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присели на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень. (Прыжки на месте на двух ногах).
Игра “Скажи наооборот”. (в кругу со снежком).
Педагог. Дети, закончите предложение нужным словом. Отвечает тот, кому я передам снежок.
- Ворона большая, а синица- (маленькая);
- У сороки длинный хвост, а у воробья- (короткий).
- Голубь тяжелый, а воробей- (легкий);
- Сова спит днем, а охотится (ночью).
Игра “Назови приметы”
- Давайте вспомним зимние приметы и пословицы о лесе.
- Ворон кричит- к метели.
- Снегирь поет –на снег, вьюгу, слякоть.
- Летают и нервозно кричат галки и вороны- завтра будет снегопад.
- Если воробьи сидят втихомолку на деревьях, будет снег без ветра. Дружно расчирикались – к оттепели.
- Сорока под стреку лезет- к вьюге.
- Вороны и галки в воздухе- к оттепели.
- Много снега-много хлеба.
- Леса от ветра защищают, урожаю помогают.
- (Незаметно подкладывает перелетную птицу). (дети обращают внимание на то, что эта птица перелетная, а не зимующая).
Игра “Перелетные и зимующие птицы”.
Педагог. –Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую, вы должны присесть.
Игра “Птички на ветках”.
Педагог. Дети, посмотрите на это дерево. на верхнюю его ветку мы посадим птиц, в названии которых есть один слог, на среднююю- два слога, а на нижнюю- самую длинную, мы посадим птиц, в названии которых три слога. ( Слова: клест, карга, чыпчык, песнэк, саескан, кугэрчен, кызылтуш).
Педагог. –Спасибо, ребятки, птиц по веткам посадили правильно. Посмотрите, как сверкает наш волшебный снежок. А хотите, он превратит нас в птичек. ( Педагог произносит: “Вокруг себя повернись, в птичку ты превратись” (надеть маски)
Игра “Найди свой домик”
(во время музыки дети бегают по залу, машут руками, как крыльями, с окончаним музыки каждый находит свой домик по окраске грудки птички. В обручах лежат геометрические фигуры того же цвета.)
(После игры педагог произносит “обратное заклинание” “ Вокруг себя повернись, в ребятишек превратись”).
Подведение итога 1 части занятия.
-Сегодня мы путешествовали по лесу и были в гостях у зимующих птиц.
-Что нового мы узнали о них? Как люди должны им помогать? Послушайте, как поэт С. Алибаев пишет в своем стихотворении “Тургай”. Азалия Х., почитай, пожалуйста. Спасибо, мы знаем теперь, как помогать зимой птицам и животным.
Давайте вместе запомним эти правила:
- Сделай для птиц кормушки и домики;
- Регулярно корми птиц зимой;
- Не пугай птиц и не обижай их;
- Не кричи возле гнезд птиц!
- Не разоряй птичьи гнезда, не трогай их яйца и птенчиков!
- Ребята, пожалуйста и по жизни соблюдайте эти правила и учите их и со своими детьми, когда будете сами взрослыми.
2 часть. Педагог. А теперь мы с вами дойдем до нашего детского сада в свою группу.
- Как называется наш детский сад? (“Ляйсан”)
- В какую же группу мы ходим? (в старшую)
- Вот и наша группа. Посмотрите, дети, а волшебный снежок приготовил нам сюрприз и оставил письмо, давайте почитаем:
“Уважаемые ребятки, я вам оставил шишки и желуди, сделайте из них понравившихся вам в лесу птичек и оставтьте их на память о нашей встрече. Спасибо вам за нашу встречу. Волшебный снежок”.
-Давайте, ребята, садитесь за столы, и начнем творить. Правила вы знаете, работайте аккуратно, помогайте друг другу, при затруднениях обращайтесь к воспитателю. А в помощь вам вот такая схема работы.
Индивидуальная помощь детям. Анализ работ.
Заканчиваю занятие чтением стихотворения Г. Лотфи “Балалар ярдэм итэ” и раздачей памяток “Покормите птиц зимой” А. Яшина и гостинцев от “волшебного снежка”.