Ирина Ладо
Интегрированное занятие в средней группе на тему: «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
интегрированного занятия в средней группе по теме:
«Русская матрёшка"
Цель занятия:
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей матрёшки.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
3. Развивать интерес детей к народному творчеству.
5. Воспитывать любовь к народному искусству.
Формы и средства обучения:
Образно-художественная, игровая, музыкальные, наглядные.
Материально-техническое обеспечение:
Публикация «Интегрированное занятие в средней группе на тему: „Русская матрёшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Музыкальное сопровождение (русская народная мелодия «Русская изба», русская народная мелодия «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова, песня Ю. Вережникова «Русская матрёшка», песня «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой, русские народные мелодии в записи, русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой, русская народная песня «Русская матрёшка»); мультимедиа (презентация «Русская матрёшка», костюм матрёшки, платки для девочек, музыкальные инструменты (ложки, бубен, домик для Матрёшки, заборчик, лавочка, цветы.
Оформление:
В центре зала стоит домик матрёшки. Возле домика лавочка, забор и клумба с цветами.
Ход занятия:
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в зал и рассаживаются на стульчиках.
Музыкальный руководитель:Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех вас я
В музыкальном зале у меня.
Дети: Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да, любим!
Музыкальный руководитель: Сейчас проверю. (Загадывает загадку)
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская…
Дети: Матрёшка.
Музыкальный руководитель: Правильно, матрёшка! Сегодня мы с вами поедем в гости к матрёшке. А на чём мы с вами поедем? (Ответы детей.) А давайте мы с вами поедем на поезде.
Дети строятся паровозиком. Под музыку «Паровоз» идут по кругу по залу, садятся на свои места.
Звучит русская народная мелодия песни «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова. Матрёшка выходит из-за домика и выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши.
Матрёшка:
Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок.
Матрёшка: Здравствуйте, ребятки! Добро пожаловать ко мне в гости. Живу я в этом красивом домике (показывает детям расписной деревянный домик). Живу я в нём не одна, а со своими подружками. Вы их не видели? (Нет.) Мои подружки – весёлые девчонки-хохотушки. Они очень любят играть. Давайте, ребята, вместе произнесём слова: «Раз, два, три, четыре, пять выходите к нам играть!» Они услышат нас и появятся. (Матрёшка вместе с детьми произносят слова)
Матрёшка: Ах, вот где вы спрятались! А, ну-ка выходите! (Подходит к столу; на столе стоят матрёшки, накрытые расписной салфеткой, раскрывает матрёшек.)
Матрёшка: Ребята, а кто мои подружки? (Матрёшки) А кто такая матрёшка? (Деревянная куколка) Какая она? (красивая, яркая, расписная, весёлая и др.) Какой формы матрёшка? (Яйцевидной, оваловидной) Что можно делать с этой игрушкой? (Играть) Какой секрет есть у матрёшки? (В ней прячутся другие матрёшки) Давайте посмотрим. (Матрёшка раскрывает куклу и показывает, сколько в ней спряталось матрёшек.) Молодцы! Кто-нибудь знает стихи про матрёшку? (Да)
Выходят дети и читают стихи про матрёшку
1 ребёнок:Матрёшка на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
2 ребёнок:Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
3 ребёнок:Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся
Они нам очень нравятся.
1 слайд - Молодцы, ребятки! А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки.
2 слайд - Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца, мудреца фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
3 слайд - Первая русская матрёшка родилась в Москве в самом конце 19 века, более 100 лет назад. Русские мастера одели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. Назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Похожа она была на самую простую деревенскую девочку. А деревенских девочек часто называли именем Матрёна. На всемирной выставке в Париже русскую игрушку наградили бронзовой медалью. Так матрёшка получила всемирную известность и стала одним из национальным символом России.
4 слайд – Делают матрёшек из дерева: лиственницы, липы и осины, срубленных ранней весной. Сначала мастер точит самую маленькую матрёшечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше…
5 слайд – Фигурки матрёшек вытачивают мужчины, а расписывают – женщины. Обычно, рядом с матерями рисуют и их дочери. Расписываются матрёшки акварельными и гуашевыми красками. Любимый узор – большие розово-малиновые цветы шиповника. Заключительный этап – матрёшка покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовому сувениру.
6 слайд - Наиболее известны три вида матрёшек:
Загорская матрёшка, Семёновская матрёшка, и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.
Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек и моих подружек. Первая моя подружка называется «Загорская матрёшка»
7 слайд – Загорская матрёшка. Первое производство матрёшек находилось в городе Сергиев Посад, расположенном недалеко от Москвы. Сергиевопосадские матрёшки – это девочки в ярких сарафанах с младенцами, букетами, корзинами, серпами, курочками, чайниками, валенками в руках. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове.
Дети: Платок.
Матрёшка: А поверх сарафана.
Дети: Фартук.
Матрёшка: Платок матрёшек украшает роспись.
Матрёшка: Как называется моя первая подружка? (Загорская матрёшка) Она очень любит играть в игры. Давайте, поиграем с ней.
Игра «Матрёшечка - матрёшка»Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
(Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни.)
Вторая моя подружка-матрёшка из города Семёнова, называется «Семёновская матрёшка».
8 слайд – Семёновская матрёшка. В городе Семёнове, недалеко от Нижнего Новгорода, начали расписывать матрёшек в традициях травного орнамента, издревле применявшегося на Руси.
Особенностью росписи стало использование трёх основных цветов: красного, жёлтого, зелёного. А ещё у семёновской матрёшки всегда пышный букет. Именно в Семёнове была сделана уникальная 72-местная матрёшка.
Матрёшка: Как называется моя вторая подружка? (Семёновская матрёшка) Она очень любит танцевать.
Наши девочки – матрёшки
Не устали ваши ножки?
В центр зала выходите
Как танцуете нам покажите.
А вы мальчишки не зевайте
И на ложках подыграйте.
(Девочки исполняют танец «Матрёшка». Мальчики играют на музыкальных инструментах).
Матрёшка: А третья моя подружка называется «Полхов-Майданская матрёшка».
9 слайд – Полхов-Майданская матрёшка. Эти матрёшки отличает крупная роспись, яркий колорит. У них нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. Один из распространённых приёмов – так называемые «цветы с наводкой», когда каждый цветок очерчивается чёрным контуром.
Матрёшка: Как называется моя третья подружка? (ПОлхов-Майданская матрёшка) Эта моя подружка любит петь песни.
Ах, матрёшечка – матрёшка.
Хороша не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В детском садике играть!
Давайте мы споём песенку про матрёшек.
(Дети исполняют песню «Матрёшки»)
10 слайд – Матрёшка может иметь не только женский облик. Мастера изготавливали игрушки на темы сказок и басен: «Репка», «Золотая рыбка», «Иван-царевич», «Жар-птица», «Конёк-горбунок», «Квартет».
11 слайд – Современные матрёшки. Некоторые современные мастера народных промыслов делают так называемую авторскую матрёшку. Она основывается на традиционных формах, но не повторяет их точь-в-точь. Матрёшка может быть и такой!
Рефлексия.
Матрёшка: На этом наше знакомство с русской матрёшкой подошло к концу. Вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали? Как зовут моих подружек? Как можно их отличить друг от друга? Что они любят делать? В какие игры мы с вами играли? (Ответы детей.) Молодцы!
Матрёшка: Пришло время мне с вами прощаться, меня ждут дела. А вам пора возвращаться в детский сад. До свидания, ребята! До новых встреч!
Под музыку матрёшка уходит из зала.
Музыкальный руководитель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на поезд, пора ехать.
Дети под музыку выходят из зала.