Светлана Лузина
Экспедиция в зимний лес
▼ Скачать + Заказать документы
Экспедиция в зимний лес
Интегрированное занятие по познавательно-речевой деятельности
в подготовительной группе
«Экспедиция в зимний лес»
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста целостной картины зимнего леса.
Задачи:
1. Организовать исследовательскую деятельность дошкольника по определенному алгоритму: цель, выбор объекта, инструментов, составление программы исследования (наблюдение, опыт, созерцание красоты природы, реализация программы, составление доклада, выводы.
Публикация «Экспедиция в зимний лес» размещена в разделах
2. Развивать психические процессы: внимание, память, организаторские, творческие и логические способности. Способствовать развитию диалогической речи для обмена информации.
3. Формировать личностные качества ребенка: наблюдательность, любознательность, мыслительные операции (обобщение, сравнение, обоснование).
Ожидаемый результат:
• Сформированные у каждого ребенка представления о целостной картине жизни леса в зимний период
• Демонстрация способов исследовательской деятельности детьми
• Проявление в деятельности детей активности, любознательности
Тип занятия: обобщение, систематизация
Методы и приемы: поисково-исследовательский метод, игровой, словесный, наглядный.
Форма организации: коллективная, подгрупповая.
Оборудование:
• карточки-символы с изображением объектов исследования.
• карточки-символы с изображением действий.
• аудиозапись «Звуки природы»
• небольшие искусственные ели
• оборудование для исследования (линейки, лупы, фотоаппараты, бинокли и т. д.)
• тарелка со снегом, ледяные фигурки.
• алгоритм проведения опытов
• сертификаты «Юный исследователь» по количеству детей
Ход занятия:
Воспитатель входит в группу, здоровается с детьми и представляется.
Воспитатель: Ребята, я – представитель Всемирной организации исследований, по изучению живой и неживой природы. Мне поручено найти талантливых, юных исследователей, которые будут изучать планету Земля в будущем.
-Есть ли у вас желание стать исследователями? (Ответы детей)
-Вам предстоит пройти пробное испытание.
Как вы думаете, ребята, какими умениями должен обладать исследователь?
Выслушиваются ответы детей: (уметь наблюдать, проводить опыты, экспериментировать.)
Воспитатель: Да, ребята, вы правы. Исследователь должен обладать определенным багажом знаний: уметь наблюдать, проводить опыты и эксперименты, делать выводы. Как вы думаете, ребята, что можно исследовать?
Ответы детей (все, что нас окружает: природу, животных и др.)
Воспитатель: Правильно ребята, исследователи изучают, живую и неживую природу. Нам поручено провести исследование в зимнем лесу. Что можно исследовать в лесу? (деревья, следы животных, сугробы).
Пока дети дают ответы, воспитатель выставляет на мольберт карточки-символы с изображением объектов исследования.
Итак, для того чтобы начать нашу исследовательскую работу нам надо разделиться на 3 группы.
Дети самостоятельно делают свой выбор и объединяются в микрогруппы.
Воспитатель: Что нам необходимо взять с собой, чтобы провести наше исследование. (Линейку, лупы, фотоаппараты, бинокль, компасы)
Дети, работая в микрогруппах, совещаются и собирают рюкзаки.
Воспитатель: Как мы будем проводить наше исследование?
(наблюдать, рассматривать, проводить опыты).
Выслушиваются ответы детей. Воспитатель выставляет на мольберт карточки-символы с изображением действий.
Воспитатель: После проведенных исследований, нам нужно будет представить доклад во Всемирную организацию. Готовы ли вы отправиться в зимний лес и провести исследование? На чем отправимся в лес? (На лыжах)
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег,
Кружит, падает на всех.
Дети имитируют ходьбу на лыжах: идут медленно, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж.
Как вы думаете, что хорошо ходить на лыжах, какую выносливость нужно развивать? (беговую)
Вот мы и пришли.
Что за чудо – зимний лес,
Сколько сказочных чудес!
Посмотрите, как красиво зимой в лесу! Выразите свое отношение к зимнему времени года.
-Где в природе вы встречали замерзание воды?
(Снег, морозные узоры на окнах, иней на деревьях, лед).
-Верно, снег на деревьях, морозные узоры на окнах, иней, снежинки, лед – все это вода в твердом состоянии.
-А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в твердом состоянии. Перед вами лежит алгоритм действия, по которому вы будете проводить опыт.
Воспитатель дает задание микрогруппам.
1группа “Определение цвета и прозрачности снега и льда”
2 группа “Определение тяжести льда”
3 группа “Определение формы снега и льда”
Дети работают в микрогруппах. После проведения опытов, воспитатель задает вопросы и совместно с детьми делают выводы.
Вопросы первой группе:
-Ребята, что можно сказать про снег. Какой он?
-Что можно сказать про лед?
Вывод: Значит лед бесцветный, прозрачный, а снег непрозрачный.
Вопросы второй группе:
Что произошло с льдинкой, после того, как вы опустили ее в стакан с водой? (Льдинка плавает на поверхности воды)
Вывод: Лед легче воды.
Вопросы третьей группе
-Какую форму имеет лед?
-А снег?
Вывод: лед имеет ту форму, в каком сосуде или в какой форме замерзает.
С первым заданием вы справились. Молодцы! Отправляемся дальше.
Дети имитируют ходьбу на лыжах.
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!
Звучит аудиозапись «Звуки природы»
-Дети, какие звуки вы услышали, путешествуя по зимнему лесу?
(Деревья шумят, снег скрипит, завывает ветер, кусты трещат.)
-Следующее исследовательское задание называется «Чьи следы».
Дети каждой группы определяют, чьи следы увидели на снегу.
-Что вы знаете о жизни человека, птиц, животных в зимнее время года.
Пальчиковая гимнастика
Еж, медведь,
Барсук, енот,
Спят зимою каждый год
Зайца, белку,
Рысь, лису,
И зимой найдешь в лесу.
-Молодцы, ребята и со вторым заданием вы справились без труда.
Следуем дальше.
(Дети имитируют ходьбу на лыжах)
Вся земля в снегу
Я на лыжах бегу,
Ты бежишь за мной.
Хорошо в лесу зимой.
-Перед нами последнее исследовательское задание: Полюбуйтесь красотой природы зимнего леса. Какой чистый, морозный. свежий воздух! Он закаляет наш организм, повышает работоспособность и выносливость. Давайте укрепим наше здоровье, сделаем дыхательную гимнастику.
(Дыхательная гимнастика)
• Глубоко вдохните носом, и выдохните через ротик. (5-6раз)
• «Погладим нос» - от кончика носа к переносице - вдох, на выдохе - постучать по крыльям носа указательными пальцами. (5-6 раз).
• «Кошечка» Берем воздух с боков, поворачивая головой в стороны, слегка приседая на выдохе.
-Что красивого вы увидели. (Небо, солнце, деревья, сугробы, следы.)
-Мне так все хочется сфотографировать, а вам?
-Юные исследователи, определитесь, с тем, что вы будете фотографировать? (Ответы детей).
Каждый ребенок делает снимок зимнего пейзажа.
Воспитатель: Вот и подошли к концу исследовательские задания. Пора возвращаться в детский сад.
Дети возвращаются в детский сад.
Воспитатель: Сейчас каждая группа выберет один объект исследования и сделает о нем доклад. Пока вы готовитесь, я отдам проявлять фотопленку.
1 Опыты
2 «Чьи следы»
3 Красота природы (просматривание фотографий через проектор)
Ребята, со всеми ли заданиями вы справились?
С какими трудностями вы столкнулись?
Вам понравилось быть исследователями?
Вы настоящие исследователи: умные, грамотные, находчивые, талантливые. Я принимаю вас в исследовательский центр, хочу наградить Вас сертификатами «Юный исследователь»