Татьяна Скороходова
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое на паромобиле»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: расширять представление о своей стране, малой родине и её людях; продолжать знакомить с историей и культурой русского народа.
Программное содержание:
1. Формировать представления о профессиях людей древней Руси.
2. Воспитывать уважение к труду взрослых.
3. Обобщить представление о народных промыслах.
4. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями, традициями.
Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе „Путешествие в прошлое на паромобиле“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
5. Обогатить знания детей разными видами фольклора (игрой-считалочкой, поговорками, пословицами)
6. Активизировать словарь детей по теме «Профессии», и актуализировать словами: «Русь», «оружейник», «кузнецкая», «косарь», «жнец», «земледелец».
6. Развивать творческие способности, аккуратность, воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества.
Оборудование и материалы:
Крупный строительный материал, стульчики для постройки –эмитации паромобиля.
Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран. CD-проигрыватель, диски с русской народной музыкой. Предметы земледелия: коса, серп. Картина с изображением плуга. Наглядно тканевая основа размером 90х90. Разноцветные лоскутки ткани для «покрывала» 15смХ15см. Клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые.
Предварительная работа:
Посещение мини-музея русского быта города Жердевки. Беседы о русском народном творчестве. Разучивание русской народной игры «Кузнец». Разучивание танцевальных движений и русского народного хоровода на музыкальных занятиях и в дополнительной деятельности. Совершенствование навыка разгадывания загадок.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня, мы с вами отправимся в путешествие. Но прежде чем отправиться, давайте вспомним, где мы с вами живем.
ДЕТИ: В городе Жердевка.
Слайд 1. Фотография центральной площади города Жердевки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как называется страна, где мы все живем, и где находится наш город?
ДЕТИ: Наша страна называется Россия.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, Россия – большая страна, но в старину её называли Русь. И тогда и сейчас, наша страна всегда была очень красивая и богатая. Кто же делает нашу страну богатой и красивой?
ДЕТИ: Люди.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно. Но за все, что нас окружает, мы должны платить любовью, добром и трудом. А что такое труд?
ДЕТИ: Это когда нужно трудиться, работать….
ВОСПИТАТЕЛЬ: А какую работу могут выполнять дети?
ДЕТИ: убирать игрушки, ухаживать за комнатными цветами и т. д.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, а давайте вспомним, кем работают ваши мамы и папы?
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Замечательно! Я вижу, что вы много знаете. Хотели бы вы узнать о профессиях, которые существовали в далекие времена на Руси? (Ответы детей). Тогда отправляемся в путешествии на этом волшебном паромобиле, который экологически чистый и в отличии от современных автомобилей не загрязняет атмосферу выхлопными газами. Дети с воспитателем рассаживаются по местам и отправляются в путь. Под звуки тихой музыки дети напевают такие слова: «Едим мы друзья, в далёкие края, ля-ля-ля, ля-ля-ля ля-ля-ля …
(паромобиль останавливается и дети из него выходят).
В разных углах комнаты расставлены символы- названия улиц.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ремесел много на земле, на русской есть,
И всех ремесел нам сейчас не перечесть!
В старину люди гордились своим мастерством. Мастера, где жили, там и работали, поэтому улицы называли в старину по занятиям мастеров.
Слайд2. Изображение одежды и ножниц, портного.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что нарисовано на слайде? (Ножницы, иголка с игольницей и ткань). Кто догадался, для чего нужны эти предметы? (Для того, чтобы шить одежду). Людям, какой профессии нужны эти предметы? (Ответы детей). По этому как называется следующая улица?
ДЕТИ: Портняжная.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Верно, потому что здесь проживали портные – люди, которые шили одежду.
Слайд 3. Изображение оружейника, оружия.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Что изображено на слайде? ( Разное оружие: пистолеты, ружья). Кто изготавливал оружие? (Оружейники). Верно, на первой улице проживали оружейники- люди, изготавливающие оружие. Поэтому улица называется…
ДЕТИ: Оружейная.
Слайд 4. Изображение фруктовых веток, садовника. Воспитатель: Что изображено на слайде? (Фруктовые деревья). Где растут фруктовые деревья? (В саду). Как называют людей, которые ухаживают за фруктовыми деревьями? (Садовник). Кто догадался, как называется следующая улица? ДЕТИ: - Садовая.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Верно, потому что здесь проживали садовники – люди, которые выращивали и ухаживали за фруктовыми садами.
Слайд 5. Изображение наковальни, молота, кузнеца.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что нарисовано на слайде? (Молот, наковальня, щипцы). Людям, какой профессии нужны изображенные предметы? (Кузнецам). Вы догадались, как называется эта улица?
ДЕТИ: Кузнечная.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Кто такие кузнецы?
ДЕТИ: Кузнецы – это люди, которые работали с железом и огнем, делали гвозди, подковы для лошадей.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы ответили верно, а сейчас, предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Кузнец».
Проводится русская народная подвижная игра «Кузнец»
Дети образуют круг и с помощью считалки выбирают водящего – «кузнеца».
ДЕТИ: Конь ретивый, долгогривый скачет полем, скачет нивой.
Кто того коня поймает, с нами в салочки играет.
Остальные дети «жеребцы». Они подходят к «кузнецу» и говорят:
ДЕТИ: Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять.
КУЗНЕЦ: Отчего ж не подковать? Вот - гвоздь, вот - подкова! Раз, два – и готово!
«Жеребцы» на слове «готово» убегают, «кузнец» их ловит.
Слайд 6. Фон – русская изба.
Выходит бабушка-рассказушка.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ой, вы кто?
Бабушка-рассказушка: - Я бабушка-рассказушка, живу в этой избе. Услышала ваш интересный разговор и захотела рассказать о ремеслах и профессиях, существовавших в далекие времена. Рассаживайтесь поудобнее, да слушайте внимательно.
Слайд 7. Изображение царя, мельника, лекаря, стрелка, сапожника.
Бабушка-рассказушка: - В старину профессий было мало, например, была такая профессия «Царь». Царь был самым главным человеком в государстве. На Руси царь появился более 600 лет назад. Он управлял государством и следил за порядком в нем. (Далее следует рассказ о профессиях). А еще была профессия «Мельник»…. «Лекарь»…. «Стрелок»…. «Сапожник»… Вы запомнили, как назывались профессии на Руси?
Дети повторяют, отвечая полными ответами.
Бабушка-рассказушка: - Начинается игра, поиграем, детвора? (Ответ детей). Я познакомлю вас с русской народной игрой-считалочкой «На золотом крыльце сидели…».
Проводиться игра «На золотом крыльце»
Бабушка-рассказушка:- произносит считалку и говорит, что это очень старинная считалка.
Предлагает детям повторить за ним.
ДЕТИ:- На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?
В круг Бабушка-рассказушка ставит столик, на котором лежат атрибуты профессий. На ком остановилась считалка, выбирают атрибут и говорят: кто он, чем занимается. Например: «сапог». Моя профессия называется - сапожник. Я шью обувь: сапоги, туфли, ботинки. И по аналогии с другими картинками. Проводится 2-3 раза.
Бабушка-рассказушка: - Молодцы, ребята! Присаживайтесь рядком, поговорим дальше ладком… (Все садятся на скамейки или на пол). Еще хочу вам сказать, что не все ваши предки жили в городах, как цари да королевичи.
Слайд 8. Изображение хлебороба, жнеца, косаря.
Бабушка-рассказушка: - Многие из них проживали на земле, в русских селениях, деревнях, поэтому свой дом они ощущали частицей природы и по натуре были хлеборобами, косарями, жнецами. И всех их называли земледельцами. (Просит детей повторить новые слова с опорой на иллюстрации).
Грамматическое упражнение «Один- много»
Бабушка-рассказушка: Но один хлебороб не мог вспахать огромное поле плугом и засеять его пшеницей. Поэтому ему помогали кто?
ДЕТИ:- Хлеборобы.
Бабушка-рассказушка: Один жнец, даже при помощи серпа, не мог собрать весь урожай пшеницы и ржи и связать их в снопы. Ему помогали.
ДЕТИ: Жнецы.
Бабушка-рассказушка:- Один косарь не мог скосить косой всю траву в поле, ему помогали.
ДЕТИ: Косари.
Бабушка-рассказушка: - Ребята, хотите узнать, какими орудиями труда пользовались земледельцы в работе? Попробуйте отгадать загадки, а помогать мне будет моя шкатулка загадок.
По мере отгадывания, достает или предмет, или картинку.
Бабушка-рассказушка: Наточили острый нос, колотили острый нос.
Поработал острый нос – увезли зеленый воз.
ДЕТИ: Коса.
Бабушка-рассказушка: Маленький, горбатенький, все поле обыскал,
Домой прибежал – всю зиму пролежал.
ДЕТИ: Серп.
Бабушка-загадушка: Железный нос в землю врос,
Роет, копает, зеркалом сверкает.
ДЕТИ: Плуг.
Слайд 9. Изображение русских народных костюмов.
Бабушка-загадушка: - Молодцы! Предлагаю познакомиться с одним из самых древних на Руси художественных ремесел: вышивальщиц-рукодельниц. Одежда, выполненная умельцами, передавалась по наследству: от бабушки к матери, от матери к дочке. Самые лучшие свои наряды деревенские жители надевали на покос, на жатву и, конечно, на свадьбу.
Исполняется фрагмент русского народного хоровода.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Спасибо тебе Бабушка-рассказушка за познавательный рассказ о старинных профессиях и ремеслах, интересные игры. Но главное, что хочу сказать, каким бы трудом человек, ни занимался в жизни, его труд всегда был и будет в почете. Не зря говорится «Почет, и труд рядом идут». Кто из ребят вспомнит и назовет пословицы о труде? (Ответы детей).
- А за твою доброту Бабушка-рассказушка, мы с ребятами приготовим на память тебе подарок. Предлагаю вам ребята, смастерить лоскутное покрывало для Бабушки-загадушки, какое делали рукодельники на Руси.
Слайд 10. Рукоделие.
Звучит тихо (фоном) русская народная мелодия.
ВОСПИТАТЕЛЬ: (Обращает внимание на стол). Посмотрите, как много я приготовила разноцветных лоскутков ткани. Какой они формы? (Ответы детей). Вам их нужно разложить так, чтобы эти разноцветные квадратики соединились, ровно уголками и сторонами. Для работы вам понадобятся клей, и салфеточки. Задание понятно? Приступайте.
Дети выполняют коллективную работу «Покрывало для Бабушки-загадушки».
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы ребята! Вы работали аккуратно и дружно. Поэтому ваше покрывало получилось ярким и красивым. Не зря говориться в пословице: «Дело мастера боится»!
Бабушка-загадушка: - Большое спасибо за такой замечательный подарок. Верно, подметили на Руси: «Сделал дело - гуляй смело!» предлагаю завершить нашу встречу веселой пляской.
Слайд 11. Скоморохи.
Свободная пляска под русскую народную мелодию.