Ирина Мещанинова
Интегрированное занятие «Три чуда в сказке А. С. Пушкина и опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие – «Три чуда» в сказке А. С. Пушкина и опере
Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Цели и задачи:
- расширять культурное пространство ребенка;
- воспитывать в детях высокую художественность;
- развивать музыкальное восприятие детей на основе синтеза искусств;
Публикация «Интегрированное занятие „Три чуда в сказке А, С, Пушкина и опере Н, А, Римского-Корсакова „Сказка о царе Салтане“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Сказка о царе Салтане»
- Темочки
- развивать воображение, фантазию, музыкальность, творческие способности детей;
- эмоционально откликаться на средства музыкальной выразительности.
Предварительная работа:
- чтение «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина;
- рассматривание иллюстраций, художника Владимира Михайловича Конашевича;
- разучивание стихотворного текста сказки (отрывки);
- слушание фрагментов из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» :
- «Белка»;
- «Тридцать три богатыря»;
- «Полет шмеля»;
- разучивание русской народной песни и хоровода «Прялица», в обработке Т. Ломовой;
- игра на детских музыкальных инструментах.
Дети входят в зал и садятся на стулья.
Педагог: Дети! Сегодня мы с вами отправимся в мир русской музыки
и русской поэзии, в царство сказок.
Я прочитаю отрывок из сказки, а вы догадайтесь из какой.
«Три девицы под окном,
Пряли поздно, вечерком…» (ответы детей).
Правильно, это сказка «О царе Салтане.» написанная нашим
великим поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.
Дети, а кто знает точное название этой сказки? (ответы детей).
Она называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре - князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной
царевне Лебеди».
Я предлагаю вам, посмотреть небольшой отрывок из этой сказки,
который разыграют наши девочки.
Ставятся три прялки, девочки занимают свои места и прядут пряжу.
Педагог: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
Девочки инсценируют русскую народную песню «Прялица» в обработке Т. Ломовой. После исполнения песни девочки заводят плавный хоровод, в конце которого снова садятся за прялки.
Первая девица: «Кабы я была царица, –
Педагог: Говорит одна девица, –
Первая девица: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
Вторая девица: «Кабы я была царица, –
Педагог: Говорит ее сестрица,
Вторая девица: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
Третья девица: «Кабы я была царица, –
Педагог: Третья молвила сестрица,
Третья девица: Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Педагог: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Девочки встают из-за прялок, кланяются и садятся.
Педагог: Вот этой сценой, ребята, и начинается «Сказка о царе Салтане…».
День рождения, великого поэта Александра Сергеевича Пушкина
отмечается в России каждый год. К столетию поэта великий русский
композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу
«Сказка о царе Салтане».
Рассказать сказку в музыке - непросто. музыке
Композитору, необходимо было найти те интонации, ритмы,
музыкальные краски, с помощью которых, у слушателей вызывали
бы представление о сказочных образах, помогли бы «увидеть» все
сказочные превращения, небылицы, чудеса.
Ребята, вспомните, а какие чудеса происходят в этой сказке?
(ответы детей)
Правильно ребята, вы все верно подметили, в этой сказке три
чуда – Белка,Тридцать три богатыря и царевна Лебедь.
Давайте послушаем отрывок из сказки, где князь Гвидон встречается с
первым чудом – Белкой.
Дети читают отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
…За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит.
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом
Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех,
Изумруды вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет
При честном, при всем народе:
Во саду ли, в огороде…
Педагог: Ребята, я предлагаю вам сыграть очень известную русскую народную
мелодию «Во саду ли, в огороде».
Дети берут музыкальные инструменты и исполняют фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова «Белка»,аранжеровка для детского оркестра
Г. Струве.
Педагог: А какое, следующее, чудо описывает в своей «Сказке о царе Салтане…»
Александр Сергеевич Пушкин? (ответы детей).
Правильно, следующее чудо – это тридцать три богатыря.
Послушайте, как об этом чуде написал Александр Сергеевич Пушкин.
Дети читают отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
… В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор…
Педагог: А сейчас вы услышите, как Н. А. Римский-Корсаков в опере «Сказка о Царе
Салтане», музыкой «рисует» картину моря.
Дети слушают фрагмент из оперы Н. А. Римского – Корсакого «Сказка о Царе Салтане»
(«Тридцать три богатыря»).
Педагог: Мы с вами послушали фрагмент музыки из оперы «Тридцать три богатыря»,
и еще раз убедились в том, что музыка может изобразить любое
природное явление будь-то солнышко, ветер или море.
В этом фрагменте, который мы слушали, можно не только услышать,
но и представить себе это море – оно - то величаво плещется раскидистыми
волнами, бьется о берег,а через мгновение оно спокойно, нежно и ласково.
А теперь поговорим о другом чуде – Царевне лебеде.
Вспомним, как А. С. Пушкин описывает этот сказочный образ.
Дети читают отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
… Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво…
Педагог: (показывает репродукцию М. А. Врубеля, иллюстрацию И. Я Белибина)
Посмотрите, как художники-иллюстраторы изобразили плывущего
лебедя – гордую величественную птицу.
А художник М. А. Врубель сумел передать момент превращения
птицы в Царевну. Художники в красках передают образ сказочной
птицы, а композитор с помощью звуков «рисует» музыкальный образ.
Кто может назвать композитора, который написал оперу «Сказка о
царе Салтане?» (ответы детей).
Правильно, это русский композитор Николай Андреевич Римский-
Корсаков.
Звучит фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царевна-лебедь».
Педагог предлагает детям высказаться о характере прослушанной музыке.
Педагог: Вы, правильно заметили, что музыка плавная, мелодичная, плывущая
в то же время она гордая и величественная.
Давайте попробуем, изобразить эту музыку в движении.
Звучит музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царевна – лебедь», дети свободно импровизируют под музыку, придумывая движения в соответствии с характером музыки.
Педагог предлагает детям нарисовать Царевну-лебедь. Во время рисования звучит фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакого «Царевна-Лебедь».
По окончании рисования, устраиваем выставку и рассматриваем детские работы.
Педагог: Встреча со сказкой А. С. Пушкина и оперой Н. А. Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане» заканчивается. В память об этом сказочном
путешествии останутся ваши рисунки.
Здесь, как о будущем рассказ,
Живет поэзия повсюду.
И Пушкин – с нами, Пушкин – в нас,
И мы уже причастны к чуду… (М. Дудин)
Предложение нарисовать еще одно из чудес сказки может прозвучать как домашнее задание.