Анна Беляева
Интегрированное занятие «Салфетка к празднику»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Салфетка к празднику»
Программное содержание:
- Развивать интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства.
- Расширять знания детей о многонациональности Республики Мордовия, учить видеть красоту мордовского узора. Закрепить названия элементов мордовского орнамента: восьмиконечная звезда, галочка, лесенка, ступенька, ромб, крест и др.
- Учить создавать более сложные комбинации из готовых деталей орнамента, составлять разнообразные узоры, чередуя их по цвету.
Публикация «Интегрированное занятие „Салфетка к празднику“» размещена в разделах
- Воспитывать чувство прекрасного, интерес и любовь к мордовской культуре, к искусству, воспитывать аккуратность в работе.
Словарная работа:
панар, руця, сорка, орнамент, многонациональная, восьмиконечная звезда, разетка.
Методические приемы: художественное слово воспитателя, вопросы к детям, игровая мотивация, практические действия детей.
НОД: Коммуникация, Музыка, Социализация, Аппликация, Чтение художественной литературы.
Ход занятия.
Восп. Ребята, давайте встанем в круг и образуем хоровод. Покажите мне свои ладошки, потрите друг о друга, и что вы чувствуете?
Д: Тепло.
Восп. Да это тепло наших рук, добрых душ. Мы предлагаем тепло нашим гостям и говорим им :
Все вместе Шумбраши тейнть.
Восп. Озада (дети садатся)
А теперь послушайте стихотворение
Мордовия, зову тебя милой
И стороною самой дорогой,
Ведь ты меня вспоила и вскормила
И мне не надобно другой.
Вос. О чем это стихотворении
Д: О Мордовии.
Вос. А это что такое Мордовия?
Д: Мордовия это наша республика.
Восп. А как называется столица Мордовии?
Д: Столица нашей республики- Саранск.
Восп. Мы живем в городе Саранске. На мордовской земле. Наша республика многонациональная. А какие народы живут у нас в республике?
Д: Мордва, русские, татары, армяне, украинцы.
Восп. Правильно, очень много народов живут у нас в республике А большую часть населения составляет : мордва, русские, татары. И у мордовского народа, как и у других народов нашей республики свои обычаи, традиции и свой орнамент узора. Наш народ очень трудолюбивый. В старину не было ни швейных машин, ни станков, а все делали своими руками. Шили, вязали, вырезали из дерева, лепили из глины.
Восп. Некоторые изделия перед вами лежат. ( перечисляют наименования: матрешка, солонка, полотенце,толкушка, кукла из глина
Д: Матрешка, солонка сделаны из дерева.
А полотенце из ткани.
Восп. А каким узором украшены?
Д: Ромбик, крест, галочка, ступенька.
Восп. А цвет какой на этих изделиях?
Д: красный, черный.
Восп. А на полотенце какой узор?
Д: Восьмиконечная звезда, галочка, крест, ромб и красный цвет.
Восп. А как полотенце по- мордовски?
Д: Нардама.
Восп. В эти изделия вложено много труда.
Физминутка.
Тебе желаю счастья мордовская земля,
Любимая, родная республика моя.
Творишь, дерзаешь, строишь и не стоишь на месте.
Как многое ты можешь со всей страною вместе.
Сюрпризный момент (стук в дверь).
Кто –то стучится (заходит кукла)
Восп. А как вы думаете, кто она мордовочка, русская или татарочка?
Д: Она мордовочка. Она одета в мордовскую одежду. На ней одето платье, (Панар) обязательный атрибут – фартук (инголькс, а головной убор- сорка. Ее зовут Алдуня. Я думаю, она такая нарядная, собралась на праздник.
Она пришла в детский сад с просьбой. Ее пригласили на день рождение, а кто пригласил сейчас узнаем. У нее с собой конвертик, давайте откроем и прочитаем : «Из частей собрать целое»
дети собирают на столе
В: узнали кто пригласил?.
Дети: Мордовская Матрешка.
В: А на день рождение нужен подарок. И Алдуня просит сделать Салфетку мордовским орнаментом. Давайте поможем нашей гостье.
В: Пойдемте за столы. На столе у вас заготовка. (Белая салфетка, красная бумага, черная бумага, ножницы. Перед вами какая геометрическая фигура?
Д: квадрат. Восп. А если сложить пополам- получится- прямоугольник, а если еще раз- получится, опять квадрат. И эту заштрихованную линию надо вырезать, то получится- восьмиконечная звезда. А теперь посмотрите, где расположен узор? Посередине. По углам ромбики.
В: А как работаем с ножницами?
Д: Аккуратно, не поднимаем до уровня глаз.
Прежде чем работу начинать, надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика.
Минь стирнят- церанят
Мазы шама шабанят
Фкя, кафта, колма, ниле,вете.
Как мы клеем посмотрите.
В: Ребята, очень много пословиц о труде. Давайте вспомним.
Ребенок: Поспешишь- людей насмешишь.
- Тят работа кяльса- трудендак кядьса.
Настя, а как понимаешь эту пословицу?
Не болтай языком, а займись делом.
Самостоятельная работа детей
(Во время работы звучит мордовская мелодия)
Итог занятия.
Работы выставляются на доске. Дети выходят и встают в круг.
Ребята, чья салфетка лучше всех? (Выводы детей)
Восп. Ребята, все ваши салфетки очень красивые. Я думаю, понравится подарки Матрешке.
Восп. А теперь давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии?
Дети: Смотрели старинные изделия, рассматривали на них узор и украшали салфетку мордовским узором.
Восп. Что запомнилось большего всего вам на занятии?
Дети рассказывают
Восп. Молодцы, ребята! Все сегодня хорошо работали.
А теперь давайте скажем: Васодемазонок!