Татьяна Переверзева
Интегрированное занятие с педагогом по ИЗО «Музыка в картинах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия музыкального руководителя и педагога по изодеятельности "Музыка в картинах
Цель. Вызвать у детей интерес к передаче художественных образов через музыку, живопись и движение. Познакомить с творчеством М. Мусоргского, инструментами симфонического оркестра, работами художников А. Куинджи, И. Левитана.
Задачи:
Публикация «Интегрированное занятие с педагогом по ИЗО „Музыка в картинах“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- развивать воображение детей средствами музыки и изобразительного искусства;
- закрепить знания об инструментах симфонического оркестра;
- обогащать их речь поэтическими образами;
- учить воспринимать в единстве музыкальные и зрительно-цветовые образы;
- закреплять навыки работы с гуашью, пастелью, другими изобразительными материалами;
- формировать умение связывать музыкально-пластический образ с художественным изображением.
Музыкальный материал : запись симфонической картины М. Мусоргского «Рассвет на Москва-реке», запись фрагментов «Героической симфонии» Л. Бетховена, Г. Гладков «Песня о картинах», картинки с изображением музыкальных инструментов (их фотографии, портреты русских композиторов, в том числе М. Мусоргского.
Изобразительный материал: бумага формат А3; гуашь, кисти толстые и тонкие, репродукции: И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем», А. Куинджи «Днепр утром».
Ход занятия
Часть музыкального зала оформлена как музыкальная гостиная, другая часть как выставочный зал и художественная мастерская.
Муз. руководитель: Ребята, сегодня мы с Галиной Валентиновной хотим пригласить вас побывать в музыкальном салоне и на выставке художников. Проходите и рассаживайтесь поудобнее. Раньше, в домах богатых людей часто устраивали музыкальные вечера. Гостей приглашали в большой зал, где обязательно стоял рояль. Зажигали много свечей. Такие вечера назывались музыкальными салонами. Как вы думаете, что можно делать в музыкальном салоне?
Ответы детей.
М. р: Правильно. На таких вечерах слушали музыку, которую исполняли музыканты. Слушали певцов. О музыке говорили. Обсуждали новые произведения композиторов. Давайте и мы с вами зажжём свечи и представим, что мы сейчас находимся в музыкальном салоне.
Музыкальный руководитель зажигает свечи, включает магнитофон.
М. р: И вот мы уже слышим чудесную музыку. Вы узнали это произведение? А кто его написал? (просит показать портрет композитора).
Дети отвечают, что это симфоническая картина М. Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».
М. р: Как вы думаете, что в музыке описал композитор?
Дети говорят, что они слышат, как по траве и листве пробегают первые солнечные лучи, как перекатываются волны реки, как по листве и цветам пробегает лёгкий ветерок, и слышатся крики петухов.
М. р: Мы знаем, что художники рисуют картины с помощью красок. С помощью чего композитор создаёт свои музыкальные картины? Что помогает нам представить сюжет музыкальной картины?
Дети рассказывают, что представить музыкальную картину помогают голоса различных музыкальных инструментов.
М. р: С помощью голосов музыкальных инструментов – тембра – композитор «оживляет» музыку. Какие инструменты мы слышим и что они «рисуют»?
Дети на картинках находят музыкальные инструменты и объясняют их роль. Арфа – перекаты волн, скрипки – первые лучи солнца, рожки – крики петухов, медные духовые и литавры – соборные колокола. Звучание всего оркестра возвещает о том, что солнце встало, и наступило утро.
М. р: Скажите, а с помощью чего можно показать то, что мы слышим в музыке? (ответы детей) Правильно, с помощью движений. Сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа получит своё задание. А эксперты будут смотреть и определять, какая группа исполняла тот или иной образ и насколько точно ей это удалось.
Дети делятся на группы: «волны», «птицы», «цветы», «бабочки», «ветерок», «солнце». После выполнения пластических этюдов эксперты оценивают точность их исполнения.
М. р: В нашем салоне мы слушали музыку, говорили о ней, танцевали её. А теперь я предлагаю спеть песенку о картинах.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ О КАРТИНАХ Г. ГЛАДКОВА.
Г. В: Сегодня мы с вами постараемся с помощью музыки оживить краски, чтобы они у нас зазвучали. Передо мной лист бумаги, мне нужно раскрасить небо. Я беру синюю краску и этим цветом закрашиваю небо. А как это будет звучать в музыке? (Звучит один звук). А теперь я добавлю в синюю краску немного белой, и небо перестаёт быть однозвучным (звучат два звука). А если добавить золотисто-жёлтой, бардово-розовой, то получится уже маленькая симфония (звучат аккорды).
Мы сегодня с вами попробуем проникнуть в живопись с помощью музыки, и наоборот. Давайте пройдём с вами в выставочный зал.
Дети проходят в выставочный зал.
Ребята, скажите, к какому жанру вы бы отнесли «Рассвет на Москве-реке»? Конечно, это пейзаж. Я хочу познакомить вас с работами русских художников, которые писали пейзажи.
А. Куинджи «Днепр утром»
Всё в этой картине находится в движении. Сквозь утренний туман пробивается, разливаясь по небу, солнечный свет. Река получается удивительно воздушной. Она как бы плавно вытекает из этого тумана. Подробно и живо прописан берег с луговыми цветами, травами. Вся картина наполнена утренней свежестью, речным воздухом.
- Какими красками написан этот пейзаж (яркими или светлыми пастельными?
- А какая музыка подошла бы к этому произведению?
И. Левитан «Над вечным покоем»
Это одно из самых глубоких и философски-насыщенных произведений художника. Природа представлена в картине тремя стихиями – холодная мощь воды, промокшая от дождей земля и беснующееся небо. Во время работы над картиной И. Левитан все время слушал «Героическую симфонию» Л. Бетховена.
Звучит отрывок «Героической симфонии» Л. Бетховена.
А теперь мы совершим с вами обратный путь от музыки к живописи. Пройдем в нашу мастерскую, где будем слушать произведение М. Мусоргского «Утро на Москва-реке» и с помощью красок воспроизвести услышанные в музыке образы.