Жанна Владимировна Полуэктова
Конспект интегрированного занятия «Как мы спасали лес от пожара»
Цели.
Социально-коммуникативное развитие: побуждать правильно вести себя в природе, соблюдать правила пожарной безопасности; воспитывать бережное отношение и любовь к природе; совершенствовать умение действовать сообща, помогать и уступать друг другу.
Познавательное развитие: активизировать знания экологической направленности; упражнять детей в прямом и порядковом счете в пределах 20, в симметричном рисовании, совершенствовать умение сравнивать предметы по высоте и располагать их в порядке её возрастания, ориентироваться на плоскости, решать примеры и задачи на сложение и вычитание, повторить названия знакомых геометрических фигур; развивать логическое мышление, сообразительность, слуховое и зрительное восприятие, глазомер, конструктивные умения, мелкую моторику.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Как мы спасали лес от пожара“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожар в лесу. Бережем лес от пожара
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Речевое развитие: развивать связную речь, умение составлять и читать слова, умение воспроизводить знакомые стихи с помощью мнемотаблиц.
Художественно-эстетическое развитие: показать, что природа является источником эстетического наслаждения, вдохновения; побуждать замечать и любоваться красотой окружающей природы.
Ход занятия.
Дети заходят в группу.
Воспитатель. Ребята, к нам в группу прилетела Березунька – листочек березы. Она прилетела не просто так, а с просьбой о помощи. Кто-то поджег и оставил гореть возле леса сухую прошлогоднюю траву. Огонь перекинулся на деревья, и его никто не может остановить. Старичок-лесовичок, являющийся хранителем леса, сказал: «Нас могут спасти только дети. Если они правильно выполнят все задания Стихии Огня, то пожар в лесу прекратится». Ребята, поможем Березуньке? (Дети дают свое согласие.) Так как Березунька живет в лесу, то все задания будут связаны с лесом и его обитателями. Давайте вспомним, что такое лес. (Ответы детей.) Ну, а сейчас приступаем к выполнению заданий.
Задание 1. «Этажи леса».
Так как лес – это прежде всего сообщество растений, то расположите картинки с их изображением в порядке возрастания высоты.
Дети выполняют задание у доски, а затем рассказывают, какие растения находятся на первом (мхи, лишайники, втором (трава, кустарнички, третьем (кустарники, четвертом (низкие деревья, пятом (высокие деревья) этажах леса.
Воспитатель. Представьте, что это лес. Давайте поселим в нем животных.
Детям раздаются картинки с изображением лесных обитателей. Они, следуя инструкции воспитателя, «заселяют» лес животными, птицами, насекомыми.
Воспитатель. Расположите змею перед мхом, сокола над елью, а сову чуть ниже – на ели, кузнечика надо мхом, а бабочку над кустарничком, крота под кустарником, зайца слева от кустарника, лося между кустарником и лиственным деревом, белку на березе, лису справа от лиственного дерева, мышь под хвойным деревом.
Задание 2. «Подснежники».
Ребята, когда распускаются подснежники? Почему их называют первоцветами? А какие ещё первоцветы вы знаете? (Ответы детей.) На нашей опушке подснежники ещё не распустились. Чтобы они появились, нужно взять лепестки с примерами и решить их, а затем прикрепить лепестки к серединке цветка с соответствующим ответом.
Дети решают примеры и выкладывают изображения цветов.
Задание 3. «Насекомые».
Воспитатель. У вас на столах листы бумаги в клетку с изображением половинки насекомого. Вы должны симметрично по точкам нарисовать его вторую половинку.
Пальчиковая гимнастика «Божья коровка».
По цветку
(С помощью кистей рук изобразить цветок.)
Ползет букашка –
(Выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» божьей коровки.)
На ней красная рубашка.
(Накрыть «спинку» божьей коровки правой ладонью.)
Маленькая крошка –
(Правой рукой погладить божью коровку.)
На спине горошки.
(Указательным пальцем правой руки ставить точки на «спинке» божьей коровки.)
Дети дорисовывают изображения насекомых: жука, бабочки, стрекозы и паука.
Игра «Исключи лишнее».
Воспитатель уточняет у детей, все ли нарисованные животные являются насекомыми. Дети исключают паука и объясняют свой ответ.
Физминутка.
Раз – присядка, два – прыжок.
(Присесть, встать.)
Это заячья зарядка.
(С помощью ладоней изобразить уши зайца.)
А лисята, как проснутся,
(Кулачками потереть глаза.)
Любят долго потянуться.
(Потянуться.)
Обязательно зевнуть,
(Зевнуть, прикрывая рот ладошкой.)
Ну, и хвостиком вильнуть.
(Движение бедрами в стороны.)
А волчата спинку выгнуть
(Прогнуться в спине.)
И легонечко подпрыгнуть.
(Подпрыгнуть.)
Ну, а мишка косолапый,
(Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса.)
Широко расставив лапы,
(Ноги на ширине плеч.)
То одну, то обе вместе
(Переступание с ноги на ногу.)
Долго топчется на месте.
(Раскачивание в стороны.)
Задание 4. «Муравейник».
На доске большой треугольник, составленный из разных геометрических фигур.
Воспитатель. На домик каких насекомых похож этот треугольник? (На домик муравьев – муравейник.) Из каких фигур состоит его изображение? Сколько их всего? (Дети называют и считают фигуры.) Я предлагаю вам взять по одной геометрической фигуре и сообща, как муравьи, построить ещё один точно такой же муравейник. (Пользуясь образцом, дети выполняют задание.)
Задание 5. «Соты».
Воспитатель уточняет у детей, что это такое.
Воспитатель. Чтобы выполнить это задание, вы должны уметь хорошо считать. Если вы правильно определите порядковые номера ячеек, то под ними найдете буквы, из которых можно будет составить слово.
Дети с помощью порядкового счета открывают соответствующие ячейки и из полученных букв составляют слово – «дупло».
Воспитатель выясняет у детей, кто может жить в дупле.
Задание 6. «Реши задачу».
Воспитатель. Мы с вами выяснили, что в дупле могут жить как животные, так и птицы. Поэтому следующее задание будет связано с ними. Из предложенных заданий, вы должны выбрать задачу и решить ее.
• На дереве сидели три синицы. К ним прилетели ещё несколько синиц. Сколько синиц стало на дереве?
• В дупле было семь птенцов дикого голубя, четыре птенца улетело. Сколько птенцов осталось в дупле?
• Днем сова поймала пять мышат, а потом – ещё два мышонка. Сколько всего мышат поймала сова?
Дети находят задачу и решают её за столами с помощью карточек с цифрами и знаками. Один ребенок индивидуально работает у доски.
Задание 7. «Прочитай стихотворение».
На доске мнемотаблица с картинками.
Воспитатель. На этой мнемотаблице с помощью картинок зашифровано знакомое вам стихотворение. Посмотрите внимательно на картинки и попробуйте прочитать это стихотворение.
Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет.
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.
Дети расшифровывают стихотворение.
Воспитатель. Посмотрите на нашу Березуньку, она улыбается. Рядом с ней ласточка. Она прилетела из леса, чтобы сообщить, что лес спасен, огонь погас. Ребята, а почему мы должны беречь лес? (Дети отвечают, используя иллюстрации по темам: «Значение леса в природе», «Кто в лесу живет», «Что дает нам лес», «Дары леса», «Народные промыслы», «Лес в изображении русских художников», «Лес – богатство и краса, береги свои леса».)
Давайте с вами повторим, какие правила пожарной безопасности надо соблюдать в лесу, чтобы не случился пожар :
• Нельзя разводить костер в лесу.
• Надо проводить санитарную вырубку сухих деревьев.
• Можно создать в лесу небольшой искусственный водоем для того, чтобы использовать эту воду в случае возникновения пожара.
• Необходимо выкапывать неглубокие рвы шириной 1,5-2 метра.
• Нельзя, чтобы лес вплотную прилегал к жилым домам.
• Необходимо проводить беседы в детских садах и школах о причинах возникновения пожара в лесу.
• На въездах в лесной массив необходимо размещать плакаты, напоминающие о правилах поведения в лесу.
Подводится итог занятия.