Ирина Сороковикова
Интегрированное занятие по обучению грамоте и развитию речи «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
«Скоро в школу»
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста куда вы уже совсем скоро пойдёте?
(в школу)
А зачем дети идут в школу, разве им в детском садике не нравится? (ответы детей)
Чтобы учениками стать, надо очень много знать.
- Ребята, вы много знаете? Сейчас мы проверим.
Тихо-тихо, словно мышка
Публикация «Интегрированное занятие по обучению грамоте и развитию речи „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Обучение грамоте, 1 класс
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
В детском саду бегает мальчишка
Очень маленького роста.
Кто же он? Всё очень просто:
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок -
Живет он в доме том.
Ребята, что-то Кузя наш не весел, низко голову повесил. Вы знаете, что с ним случилось, что его так опечалило? (ответы детей)
А я кажется, знаю. Наш Кузя тоже хочет в школу, как и вы. Ну, посудите сами – вы пришли маленькими малышами, Кузя уже был здесь, до вас здесь были ребятишки и ушли в школу, а Кузя остался. И так много ребятишек проводил Кузя в школу. Вы скоро уйдёте в школу, а Кузя опять останется встречать новых малышей. И никогда Кузя не узнает, что такое школа и как там дети учатся. А ему так хочется. Может вы, его возьмёте с собой в школу? Нет уж, пусть Кузя остаётся в детском саду, а то кто же будет встречать новых малышей и следить за порядком в группе. Давайте покажем Кузе, как учатся дети в школе.
Давайте представим, что мы не в группе, а в классе, у нас началось не занятие, а урок. Я не воспитатель, а кто? (учитель) Вы кто? (ученики)
Ученики в классе сидят тихо и слушают учителя, а когда хотят, что-то ответить поднимают руку. Поднятая рука означает, что вы знаете ответ и готовы ответить.
Итак, вы уже выросли большие и научились говорить. А кто мне ответит, мы говорим отдельные слова, или эти слова как-то между собой связаны? Я вам говорила, что все слова связаны как цветочки между собой в букетики, как называются эти букетики? (предложения)
Наша речь состоит из предложений. Какие бывают предложения? (короткие и длинные) В длинном предложении много слов, а короткое предложение состоит из двух или трёх слов. Я вам предлагаю поиграть в игру «Цеплялки», в этой игре слова будут цепляться друг за друга и будут получаться предложения.
___
Игра «Цеплялки»
Отвечая на вопросы – Кто? Что? Какая? Что делает? Зачем? и т. д., дети составляют длинные предложения. Затем дети разбиваются на пары и составляют таким же образом предложения, где один ребёнок задаёт вопросы, а другой отвечает.
- Вы знаете, что предложения состоят из слов. А из чего получаются слова? (ответы детей)
Из звуков, когда мы произносим слово и из букв, когда мы это слово пишем.
Чем отличается звук от буквы? Звук мы произносим и слышим, а букву мы видим и пишем.
- Какие бывают звуки? (согласные и гласные, твёрдые и мягкие)
- Какие звуки называются гласными? (когда они могут произноситься и даже петь без преград). Каким цветом они обозначаются?
- Какие звуки называются согласными? (те звуки, которые при произношении встречают на своём пути преграды) Каким цветом они обозначаются?
- Какие звуки называются твёрдыми? (согласные звуки, которые произносятся твёрдо)
- Какие звуки называются мягкими (согласные звуки, которые произносятся мягко)
- Молодцы! А как вы думаете, какая самая главная вещь в школе? Вы это узнаете, если правильно выполните задание. Нужно по первым буквам слов, изображённых на картинках, составит новое слово (слово – книга)
- Правильно, это книга. Сколько в слове «книга» букв? (5)
- Сколько гласных букв? (2)
- Сколько согласных? (3)
- А сейчас, я предлагаю это слово поселить в домик. Для каждой буквы в этом слове есть окошечко. С вашей помощью на каждое окошечко я буду вешать шторку.
- Итак, какая первая буква в слове? (К) Какого цвета шторку мы повесим на её окно и почему? (синюю, потому что эта буква согласная, твёрдая)
- Какая вторая буква? Третья? Четвёртая? Пятая? (ответы детей)
- Как по-другому можно назвать домик для букв? (схема)
- Ребята, сейчас я вам раздам карточки со словами. На ваших столах лежат квадратики трёх цветов. Попробуйте каждый составить схему своего слова.
- Хорошо. Ребята, слова делятся не только на отдельные буквы и звуки, а ещё они делятся на части. Вспомните, как называются эти части (слоги).
- Скажите сколько слогов в слове «Книга» (2) А теперь определите, сколько слогов в ваших словах (дети произносят слова по слогам)
Физминутка
Как живёшь? Вот так (показываем большие пальцы)
КАк идёшь? Вот так! (показываем)
А бежишь? Вот так! (показываем)
А летишь? Вот так! (показываем)
Как стоишь? Вот так! (показываем)
Ночью спишь? Вот так! (показываем)
Как храпишь? Вот так! (показываем)
Как кричишь? Вот так! (кричим)
А молчишь? Вот так! (шепчем)
- Ребята, ещё слова бывают простые и сложные. Сложные слова состоят из двух слов. Давайте попробуем, из двух простых слов составит одно сложное.
Игра «Образование слов»
Сам, летит – самолёт; сам, вертит – вертолёт; сам, варит – самовар; сам, катит – самокат; сам, сваливает – самосвал; лист, падает – листопад; снег падает – снегопад; звезда падает – звездопад; пар, ходит – пароход; пар, возит – паровоз; сок, выжимает – соковыжималка; кофе, молит – кофемолка; пыль, сосёт – пылесос; белое, лицо – белолицый; длинные, ноги – длинноногий.
- А сейчас задание, для тех, кто уже умеет немножко читать.
Игра «Четвёртый лишний»
Я вам дам листочки и назову предмет, нарисованный на листочке, на который нужно обратить внимание. Вам нужно прочитать слова, написанные в этом предмете и определить, какое слово из четырёх лишнее.
- Ребята, вы любите играть в прятки? Только мы сейчас никуда прятаться не будем. Прятаться будет звук, а мы его будем искать.
___
Игра «Найди звук в слове»
Я вам называю, какой звук вы будете искать, и называю слова, в которых этот звук спрятался. А вы должны определить, где находится этот звук в начале слова, в середине или в конце.
«К» - кубик, тыква, клён, поросёнок, берёза, лужок.
«Б» - сугроб, бумага, кабан, бусы, буквы, забава.
«З» - коза, коса, зуб, забор, мороз.
«Ш» - шапка, малыш, каша, шалаш.
- Молодцы! Посмотрите, Кузя заулыбался, ему понравился наш урок. Я предлагаю, немного расслабится, и показать Кузе, как вы умеете сочинять разные невероятные истории. Давайте сочиним историю про Кузю, как он отправился в гости к своему приятелю Нафане. Нафаня живёт далеко за лесом, путь туда не близок. Придумайте пожалуйста, как добрался Кузя до Нафани, какие приключения с ним произошли в лесу.
- Итак, закройте глазки, расслабьтесь, включите как лампочку в голове воображение, подумайте. А теперь открывайте глазки и начнём сочинять. Я начну.
Вышел довольный Кузя из детского сада и поспешил скорее к своему приятелю Нафане рассказать что нового он узнал в детском саду. (сочинение детей)
- Молодцы! Очень интересная получилась история. Мы с вами потом эту историю запишем, нарисуем иллюстрации и сделаем книжку под названием…
А какое название будет у нашей книжки? (ответы детей)
И подарим Кузе на память от вас, чтобы он не скучал, когда вы покинете детский сад и уйдёте в школу.
А сейчас класс превращается опять в группу, я в воспитателя, а вы в детей подготовительной группы, идите играть в свои любимые игрушки.