Ольга Труфанова
Интегрированное занятие по закреплению понятия о государстве и его символах «Хочу все знать»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять общекультурные и социальные знания детей, закрепить понятие «государство», символы государства.
Предварительная работа: Проект «Хочу все знать» с использованием интеграции образовательных областей: физкультура - подвижные игры, коммуникация – знакомство со старославянским языком (предметы быта, познавательно-исследовательская деятельность –работа по интерактивной программе «Я живу в России», художественное творчество – продуктивная деятельность (изготовление атрибутов в центре творчества, чтение детям художественной литературы (словесное искусство, музыка (элементы танцев, песни народов страны).
Публикация «Интегрированное занятие по закреплению понятия о государстве и его символах „Хочу все знать“» размещена в разделах
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением жилища и фигурки людей разных стран, предметы быта русского народа (музей «Русская изба» в детском саду, интерактивная программа «Я живу в России».
Технические средства обучения: ноутбук, компакт- диск с интерактивной программой «Я живу в России», музыкальный центр, аудиозаписи народной музыки
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: сегодня на нашем занятии мы с вами поговорим о жилищах людей разных народов. Мы немножко уже знакомы с народами разных стран, с климатом этих стран, национальными костюмами разных народов. Перед вами на столе лежат картинки, на которых изображены жилища разных народов. Давайте внимательно их рассмотрим: вот русская изба : а живут в этой избе кто? ( ответы детей: русские); яранга, чум а живут в них чукчи; фанза –китайцы; вигвам – индейцы; индусы. (дети размещают фигурки людей и соответствующее жильё этого народа рядом).
Ребята что-то случилось в нашем музее, давайте пойдем и посмотрим что там за шум.
(дети проходят в мини-музей и замечают, что из-за печи выглядывает забавный человечек).
Воспитатель: ребята, давайте попросим выйти маленького человечка из-за печки и познакомится с нами.
Кузя: это мой дом.
Воспитатель: Вы не бойтесь нас, мы случайно вошли к вам в дом с миром и добром, и никого не хотели обидеть!
Кузя: ну если с добром, и вы вправду меня не обидите, то заходите. Для тех, кто с миром приходит ко мне, дверь в мой дом всегда открыта. Здравствуйте, мальчики и девочки! Добро пожаловать в моё скромное жилище, давайте познакомимся друг с другом. Я домовенок, но я не маленький ребенок, мне уже много-много лет, и живу я здесь с давних пор. Заходите гости дорогие, и я поведаю вам о том, как жили и живут люди на матушке Руси. А жили испокон веков наши люди в избах.
Кузя: Изба это общее название жилого строения. В ней есть горница. Уже само слово подсказывает нам то, что это строение горнее, или верхнее, надстроенное над нижним, и обыкновенно чистое и светлое, служившее для приема гостей. Название повалуши означало кладовую, обыкновенно холодную. В старину, хотя повалуши и служили для хранения вещей, но были также и жилыми покоями. Сенником называлась комната холодная, часто надстроенная над конюшней или амбаром, т. е. недалеко от сена, а жарким летом она была жилым помещением, в котором было всегда прохладно.
Одним из важнейших элементов жилища крестьян всегда была печь. Она была основой всей жизни. Недаром говорится: «Печь краса - в доме чудеса!» Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.
Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Печь в избе располагалась возле двери. Вдоль всех стен, не занятых печью, тянулись широкие лавки, тесаные из самых крупных деревьев. Такие лавки можно было видеть в старинных избах еще не так давно, и предназначены они были не столько для сиденья, сколько для сна. Около печи была судная, или посудная лавка, где полновластной хозяйкой была старшая женщина в доме. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитыми полотенцами. Сюда всегда усаживали самых дорогих гостей, на красную лавку за стол, с нарядной скатертью – столешником. Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки-“полавочники”, на которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т. п. В стене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды. Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Одежду крестьяне хранили в сундуках, которые мастерили их из дерева, обшивали железными полосками для прочности.
Около печи укрепляли деревянный настил – полати, на которых спали. Посуда чаще всего была сделана из дерева и глины. Ковши имели образ ладьи, коней, птиц. Их форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали яркий образ.
Самое почетное место на столе занимали хлеб и соль. Солонки или солонцы, как их раньше называли, вырезались в форме уточек, игрушечных стульчиков, украшенных мелкой резьбой.
Особое место в каждом доме занимал еще один предмет, который сопровождал девушек и женщин на протяжении всей её жизни. Что это? (прялка) Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства. Её украшали резьбой, росписью. Прялка был подарком. Здесь творческая фантазия не знала границ. И среди прялок, сохранившихся до наших дней нет ни одной одинаковой. Прялка состоит из лопасти, ножки и донца.
По полу тянулись радужные, домотканые половики или дорожки. Половики и впрямь напоминали по своей форме дорогу, стелющуюся по земле.
Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. Как правило, кадки были бондарной работы, т. е. делались из деревянных дощечек - клепок, стянутых обручами. они делались в форме усеченного конуса или цилиндра. они могли иметь три ножки, являвшиеся продолжением клепок. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У кружка и крышки имелись небольшие ручки. На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи. Они редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов. Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.
Вот так и живут люди на Руси.
Воспитатель: спасибо, тебе Кузя за очень интересный рассказ, а теперь мы с ребятами приглашаем тебя к нам в гости, в современное государство, которое называется Россия.
Кузя: нет неправильно Русь.
Воспитатель: В старину государство так и называлось Русь, а теперь называется Россия. Почему имя нашей страны - Россия, так как большинство жителей говорят на русском языке. Буквы «о» и «у» в древности менялись, славяне, которые жили реке которая называлась Рось
Проходи Кузя, присаживайся к столу, сейчас мы с детками расскажем тебе о своей жизни в современном государстве.
Кузя: ой, что это за штука, я боюсь этого.
Воспитатель: ребята, расскажите пожалуйста Кузе, что компьютера бояться не стоит.
Дети: с помощью компьютера мы можем путешествовать куда захотим, можем оказаться в Африке, где живут огромные слоны, крокодилы, львы и другие животные. Можем оказаться под водой, где плавают киты и акулы, а можем посмотреть на белого медведя на северном полюсе.
Кузя: я, тоже хочу путешествовать вместе с вами.
Воспитатель: тогда смотри и слушай внимательно. У всех государств есть своя символика не похожая на символику других стран. В нашей стране России государственными символами являются флаг, герб, гимн. (на мониторе ноутбука демонстрируется символика флаг, герб)
Дети Вот посмотри Кузя это флаг нашей страны. Он имеет три цвета.
Кузя: какой красивый, яркий.
Воспитатель: да Кузя, каждый цвет на нашем флаге имеет свое значение, ребята что обозначает белый цвет- благородство; синий -верность, честность; красный- мужество, смелость. Главное назначение флага, объединять людей. Ну - ка, ребята давайте проверим, как наш домовенок запомнил наш флаг, расположение цветов на флаге. Перед тобой на столе разложены разные флаги, найди пожалуйста Российский флаг (делает несколько неудачных попыток) Ребята, помогите пожалуйста Кузе. (дети находят флаг России)
Кузя: какие молодцы, а вот этот флаг совсем непохож на остальные.
Воспитатель: какой ты наблюдательный, да действительно он непохож на остальные. Ребята скажите что за флаг обнаружил Кузя (флаг Ставропольского края)
Кузя: вы меня совсем запутали, говорили Россия, Россия, а сами теперь Ставропольский край.
Воспитатель: Кузечка, Ставропольский край входит в состав России.
Кузя: это как?
Воспитатель: я тебе сейчас объясню, чтобы тебе стало понятно. Края, области из которых состоит наша большая Родина, подобны комнатам в русской избе, поэтому мы можем часто слышать Россия наш - отчий дом.
Кузя: Я понял, а это что за флаг, еще какого то края?
Воспитатель: нет, это флаг Грачевского района, который входит в состав Ставропольского края, как стол в твоей горнице. А совсем недавно Грачевский район стал обладателем собственных: флага, герба, гимна.
(Далее воспитатель и дети рассказывают герою про герб и гимн России).
Кузя: ребята, вы все такие умные, так много знаете.
Воспитатель: Кузя, наши дети не только знают о символике, но и знакомятся с народным творчеством загадками, потешками, частушками, пословицами, поговорками, песнями, плясками.
Кузя: Плясками…
Воспитатель: Да, а что ты так удивился.
Кузя: я тоже люблю пляски, особенно кадриль
Воспитатель: ребята, ну что позабавим нашего гостя веселой кадрилью
Дети: вот где наш Кузя спрятался.
Кузя: ребята, мне так понравилось узнавать новое, что я решил продолжить путешествие по современному миру. Вы за меня не волнуйтесь, я скоро вернусь и расскажу вам о своих путешествиях.