Наталия Объедкина
Интегрированное занятие «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №122 комбинированного вида»
Конспект НОД
(итогового мероприятия для детей старшей группы)
«Насекомые»
Подготовила:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Обьедкина Наталия Николаевна
Саранск 2019г.
Програмное содержание:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Публикация «Интегрированное занятие „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому — что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.
Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Закреплять умение вырезать симметричное изображение по трафарету (бабочка) из бумаги, сложенной вдвое, самостоятельно вырезать элементы узора и симметрично располагать узор на крыльях бабочки;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать зрительную и слуховую память.
Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
Развивать связную речь.
Развивать образность речи.
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Развивать общую моторику, координацию. ·
Развивать воображение и творческие способности: чувство цвета, умение подбирать цвета при составлении узора;
.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете· воспитывать любовь к природе, формировать представление о том, что всё в природе взаимосвязано,
Создавать условия для возникновения положительных эмоций, снятия напряжения, радости от результатов коллективной работы.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
· ТСО: магнитофон, аудиозапись спокойной, лёгкой музыки;
· Наборы цветной бумаги разного цвета и размера, половинки трафаретов бабочек по одному на каждого ребенка, простой карандаш, ножницы, клей, кисти, клеёнки, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: «Наша Земля красива во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда она пробуждается от зимнего сна и вся живет ожиданием тепла и солнца. Как называется это время года? (весна) Давайте встанем в круг и прочитаем стихотворение о весне».
Ты весна, весна – красна! (дети идут по кругу и руками отбивают ритм
Что с собою принесла? на каждый шаг)
Принесла я для лугов (останавливаются лицом в круг, плавными
Покрывало из цветов. движениями водят руками)
Принесла для елки (руки над головой пирамидкой)
Новые иголки.
Для осин и для берез (хлопки руками)
Свежих листьев целый воз! (поднять руки вверх и развести в стороны)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: «Расскажите, а как вы догадались, что пришла весна, по каким признакам мы её узнаём?» (тает снег и лёд, день становится длиннее, прилетели птицы)
- Скажите, а почему птицы от нас улетали? (с наступлением холодов попрятались насекомые : жуки, мошки, гусеницы, которыми питались птицы; а раз они вернулись, значит -)
.Кинесиологическое упражнение «Перекрестные шаги»
Воспитатель:
— Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель:
— Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
Введение в тему.
Воспитатель:
— Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? ( Воспитатель читает текст:)
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
Воспитатель:
— А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.
( Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:)
— Закройте все глаза и повторяйте за мной:
— Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука:
«Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
.Загадки. Беседа по теме.
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее (стрекоза).
Воспитатель:
— Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее… (пчела).
Воспитатель:
— Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
— Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
— Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Воспитатель:
— А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
— Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
— Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
— А паук – это насекомое?
— Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
— Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
— Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
— Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
— Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
— Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
— Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
— Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
— Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.
Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
— Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Воспитатель:
— Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.
Игра «Разложи бабочек на группы» (на ковре).
Воспитатель:
— Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель:
— Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:
-Я разложила бабочек по форме. Воспитатель:
— А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:
— Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:
— А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:
— По размеру. Воспитатель:
— Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:
— Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:
— Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
— Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:
-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:
— Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:
— Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:
— Кто появляется из яйца? Ответы детей:
— Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:
— Что делает гусеница? Ответы детей:
— Она питается листьями и растет. Воспитатель:
— В кого она превращается? Ответы детей:
— Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:
— Кто выходит из куколки? Ответы детей:
— Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель:
— Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо — (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Рассказы детей по цепочке:
Бабочка отложила яички на цветке.
Потом появилась гусеница.
Гусеница питалась листьями и росла.
Потом гусеница превратилась в куколку.
Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, как много здесь картинок с изображениями различных бабочек. Это самые красивые насекомые. Крылатые, легкие красавицы все лето украшают поля и луга».
- Почему бабочек сравнивают с летающими цветами? Зачем бабочки садятся на цветы? (ответы детей)
( Затем воспитатель обращает внимание детей на цветочную поляну: над ней не летают бабочки. Предлагает «оживить» поляну, вырезать из бумаги разноцветных красивых бабочек.)
Воспитатель: «Вы знаете, что строение бабочек симметрично, т. е. левая и правая части их тела одинаковы. Этим мы и воспользуемся. У вас на столах лежат картонные трафареты половинок бабочек. Выберите цветной прямоугольник для своей бабочки, сложите его пополам, приложите трафарет к линии сгиба и, придерживая его левой рукой, правой обведите по контору. Вырежете, не разворачивая. Как правило, верхние крылья бабочки больше, чем нижние. А теперь разверните. Осталось придумать и наклеить узор на крылья бабочек, он может быть самым разнообразным, но одинаковый на симметричных крыльях».
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик мой-танцует,
Этот пальчик-круг рисует,
Этот пальчик-ловко скачет,
А мизинчик, мой малышка,
Ноготком скребет, как мышка,
А большой мой толстячек,
Он улегся на бочок,
А теперь все по порядку,
Пальцы делают зарядку.
Дети принимаются за работу под негромкую музыку, а педагог помогает советом, предлагает наклеить бабочкам не только узоры, но и тело, и усики.
Физ. минутка:
Как только дети заканчивают работу, педагог приглашает их взять своих бабочек и полетать над поляной (на полу наклеены цветы).
Педагог проговаривает и показывает и дети повторяют за ним: «Вот бабочка полетала и опустилась на цветок и пошла по нему, перебирая цепкими, тонкими лапками, и лепестки раскрываются ей навстречу. Бабочка начинает раскрывать свой длинный и тонкий хоботок, закрученный в спираль, опускает его внутрь цветка и пьёт нектар – самый сладкий, самый вкусный сок. Напьётся, скрутит хоботок в спираль и полетит дальше».
Дети возвращаются на места, намазывают клеем одну половинку бабочки и приклеиваю ее на панно.
Педагог: «Полюбуемся нашей поляной, какая она стала красивая, на ней растут красивые цветы и порхают легкие, разноцветные бабочки»
Дети берутся за руки и читают стихотворение:
Бабочка! Давай дружить! (движения рук вперед – назад)
Веселее в дружбе жить.
Есть в саду у нас цветы, (смыкают согнутые в локтях руки, кистями показывают раскрывающийся цветок)
Полетай над ними ты! (плавный взмах руками)
Ну, а дождь пойдет над садом, (присесть и постучать пальцами о пол)
Огорчаться зря не надо!
Ни о чем не беспокойся, (встать и руки сомкнуть над головой)
Под моей панамой скройся.
Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:
— Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
— Вам понравилось быть насекомыми?
— А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
— Какая игра вам больше всего понравилась?
— Вы все сегодня были молодцы!
12. Релаксация. «Порхание бабочки»
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки… (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к… (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
1) Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке», М. : «Баласс», 2002
2) Журнал «Логопед»№4,2008
3) Т. А. Фалович «Развитие речи», М. : «Вано»,2005
т.
4) В. Н. Волчкова «Экология», ТЦ «Учитель»;Воронеж, 2004
5) Л. И. Грекова «В союзе с природой», ЦГП: М- Ставрополь, 2003
6) А. С. Галанов «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству», М. :2000.
Литература: