Наталья Калинина
Интегрированное занятие «Мой родной Азов»
▼ Скачать + Заказать документы
Области: познавательная, художественно-эстетическая.
Цель: знакомство с родным городом.
Задачи: познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим;
воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам Азовского района,
бережное отношение к истории родного города;
развивать воображение, фантазию;
учить предавать свои чувства от услышанного на бумаге посредством рисунки,
используя ранее полученные знания;
закреплять умение правильно держать кисть, больше набирать краски и меньше
воды;
Публикация «Интегрированное занятие „Мой родной Азов“» размещена в разделах
Материал: фотографии с изображением Азова – современного и исторического; герб г. Азова; песни про г. Азов;
листы бумаги, кисточки, клеенки, стаканы с водой, салфетки.
Предварительная работа: посещение музея, исторических мест г. Азова.
Литература: Г. Арутюнов «Азов – имя знаменитое».
НОД:
Воспитатель: -Ребята, сколько вам лет? А сколько лет вашей маме? Папе? Бабушке? Дедушке? У всех людей разный возраст. Как вы думаете, а у городов есть возраст или у них у всех одинаковое количество лет? Мы с вами в каком городе живем?
Дети: - В Азове.
Воспитатель: - Сколько лет Азову? Нашему городу 948 лет. Это значит, что наш город очень старый. Как называют жителей Азова?
Дети: - Азовчане!
Воспитатель: - Значит и мы с вами - тоже азовчане. Девочка – азовчанка, мальчик – азовчанин. Дети, вы любите свой город?
Дети: - Любим.
Воспитатель: - Вы его еще больше полюбите, когда узнаете о нем много нового. Много, много лет назад наш город был турецкой крепостью – поселение, со всех сторон обнесенное земляным валом и рвом, заполненным водой. Российскому царю Петру I нужен был выход в Черное море. Было совершено два похода на Азовскую крепость, после длительной осады крепость стала российской. Через 16 лет царь Петр I вернул Азовскую крепость туркам, в указе он написал, что вынужден заключить с турками мир и вернуть им все взятые города. Азов, над которым 16 лет развивался Российский флаг, вновь стал турецким. Прошло 23 года, прежде чем Российская империя решила вернуть крепость Азов себе. Но Азов был полностью разрушен после военных действий. Вот как писал об этом великий русский ученый-просветитель М. Ломоносов:
«…Лежит поверженный Азов;
Рушитель нашего покою
Огнем казнен среди валов».
Через 27 лет Турция объявила России войну, немедленно начались работы по восстановлению крепости Азов. Когда Россия присоединила к себе Крым, Азовская крепость продолжала отстраиваться, как резервный оборонительный пункт против турок. Пришло время и военный гарнизон из Азовской крепости вывели. Постепенно в Азове налаживается гражданская жизнь.
Новым испытанием для Азова стала Крымская война. Город снова стал военной крепостью. В Азове разместили склады с продовольствием и обмундированием, установили артиллерийские батареи. На рейде постоянно несли вахту корабли Донской гребной флотилии. Вражеская флотилия вошла в Азовское море с целью захватить Таганрог, Азов и другие русские города на его берегах. Английский военный корабль «Джаспер» стал на якорь у Кривой косы. Англичане опустили шлюпку, промерили дно, поставили буйки для обозначения курса к берегу. Судя по всему, они готовились высадить десант. Казаки Азова ночью переставили в фарватере сигнальные огни. И когда корабль по намеченному фарватеру утром направился к берегу, то прочно сел на мель. Все попытки снять корабль с мели успехом не увенчались. Казаки сражались по грудь в воде, штурмом стремились овладеть пароходом. Вскоре на нем начался пожар. Команда вынуждена была покинуть корабль, оставив и оружие, и флаги. Все это в виде трофеев досталось мужественным защитникам Кривой косы.
Звучит казачья песня «Как казаки турок били».
Азов продолжает расстраиваться, население города резко возрастает, увеличились посевы, расширилось торговое земледелие. Важное значение для развития Азова имел рыбный промысел и хлебопашество. Плодородные земли Приазовья привлекали не только своих, российских крестьян, но и иностранных землевладельцев. Население Азова становится многонациональным. В Азове усиленно развивается торговля хлебом. Увеличение вывоза за границу зерна Азова привело к развитию Азовского морского порта.
Мирная жизнь Азова была прервана сначала Первой Мировой войной, потом революцией. И наконец в Азов вошла Красная армия и началась мирная советская жизнь.
Но эта жизнь была прервана 22 июня 1941 года Великой Отечественной войной.
Звучит песня «Священная война».
Тысячи жителей Азова были мобилизованы на фронт. Более шести месяцев город был оккупирован фашистами. За это время было расстреляно более 600 человек, более 5 тысяч было угнано в Германию и оккупированные страны. После освобождения города предстояла огромная работа по его восстановлению. В память о расстрелянных жителях был поставлен памятник. Он стоит возле нашего садика и мы с вами каждый год в памятную дату приходим к нему и возлагаем цветы, чтя память о погибших.
В центре города был воздвигнут памятник Петру I, в благодарность за присоединение Азова к России.
Дети поют «Песня про Азов».
За прошедшие годы многое повидали азовчане, прошли через все невзгоды, были и радости и огорчения, удачи и разочарования, но всегда жители Азова и Азовского района с достоинством выходят победителями. И вновь наступает достойная, размеренная жизнь, как течение Тихого батюшки Дона. И до тех пор, пока будет нести свои воды река Дон, до тех пор будет и стоять на его берегах древний город Азов.
Вос-ль: - Дети, скажите, какое у кого настроение после всего услышанного?
Ответы детей.
Вос-ль: - А теперь садитесь за столы и передайте свое настроение на бумаге с помощью красок.
Дети рисуют.