Евдокия Тимофеевна Дроздова
Открытое занятие «Над Матырой рекой город Грязи родной! …»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию проведено для молодых воспитателей.
«Над Матырой рекой город Грязи родной!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Радуга» углубленно работает над проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Программа «Родной свой край - люби и знай» - программа обогащенного развития детей, накопления социального опыта жизни в своем городе, способствующая развитию личности ребенка на основе родной культуры.
Публикация «Открытое занятие „Над Матырой рекой город Грязи родной! …“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Программу по нравственно-патриотическому воспитанию составлена Дроздовой Евдокией Тимофеевной на краеведческом материале г. Грязи.
Содержание программы целиком направленно на реализацию своих целей и задач, а именно: воспитание и уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Значение истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Основные задачи:
1. - Продолжать формировать у детей интерес к родному городу и людям, живущим
в нём;
- Закрепить представления и знания детей о железнодорожном транспорте и
пищевой промышленности города Грязи, о его достопримечательностях
(Локомотивное депо, хлебокомбинат, Красная площадь);
2. - Расширить знания детей о талантах земляков (поэты, гармонисты);
- дополнить и систематизировать знания детей о гармонистах;
- побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, скороговорки, потешки);
3. - Воспитывать у детей чувство любви к малой родине, используя для этого
литературные произведения;
- приобщать детей к истокам местной народной культуры;
- воспитывать у детей гостеприимство, эмоциональную отзывчивость, причастность к жизни молодой родины.
4. Предварительная работа:
- наблюдение,
- экскурсии,
- игровые ситуации,
- прогулки,
- совместные мероприятия с родителями воспитанников,
- дети,
- воспитатели.
Слова в микрофон (2 куплета)
Меж полями России, над Матырой рекой, Вдоль железной дороги - край наш сердцу родной Красотой удивляет всех заезжих гонцов И трудом прославляет славу наших отцов Башнями новостроек, Купалами церквей Возносись выше в небо, красивей и стройней! Пусть разносится звонко детский смех над тобой Ты останешься, Грязи, навсегда молодой.
(Звучит мелодия «Край родной», выходят дети, впереди девочка с караваем на руках.)
- Мы вам рады, гости наши! Добрый день Вам, добрым людям! В этом зале-то нарядном Вас поклоном мы встречаем
- Ребенок: Добрый день Вам, добрым людям.
Хлебом, солью угощаем.
Будем петь вам песни наши
Славься город наш родной (девочка дарит каравай
гостям, дети садятся на стульчики).
- Ведущий: Грязи - это частица нашей Родины, это один из малых
городов России.
Город - это, прежде всего люди, те которые живут рядом с нами.
Нам есть, чем гордиться. Нам есть, за что любить свой город!
Сейчас послушайте стихи нашей грязинской поэтессы Нины Николаевны
Быстрых, про таких говорят: «Поэт от Бога».
- Я люблю тебя город мой милый, В твои двери хозяйкой войду. Ты мне кажешься самым красивым,
Я роднее тебя не найду!
- 1-ый ребенок (Соболев Н.) : Над Матырой - рекой город мой.
Где церквушка пленит куполами. Льется в праздник малиновый звон, Вниз по речке родными волнами. Назывался недавно селом, А на карте России ты - город, Пусть снегами сады замело Ты в любую погоду нам дорог!
- 2-ой ребенок (Мамонов Д.) :
«Радуга - красавица.» -3-ий ребенок (Бессонова Т) :
«Про колосок» -4-ый ребенок (Богданова А.) :
Мой город. Мой город самый лучший на земле, Хотя на карте ты его не встретишь, Но если удалось попасть сюда тебе, Его необычайность ты заметишь.
-5-ый ребенок (Дорохин Д.) :
Уютный, тихий скромный городок.
Здесь фестивалей шумных не проводят,
Но приезжая в Грязи на часок,
Здесь люди на всю жизнь себе друзей находят.
-6-ой ребенок (Лукин С) :
Народ у нас и весел, и красив.
Гостеприимством славится в округе,
И если дома горе или пир,
То не забудут люди друг о друге.
-7-ой ребенок (Глухова Н.) : Благодарю судьбу, что здесь я родилась, Что здесь мой отчим дом и здесь мои друзья. Я так люблю тебя Российская земля, Родной мой город Грязи - Родина моя!
- Ведущая: Послушайте песню «Край родной» (поют песню, после
садятся на стульчики).
Выходит Кузя.
- Ведущая: Ты кто?
-Кузя: Я - Кузя. Маленький домовой.
Я за печкой живу. Иногда слегка ворчу, А вообще я удалой, Самый лучший домовой! Я живу в детском саду!
- А что это у вас написано? (читает надпись по слогам).
«Над Матырою рекой -
Город Грязи наш родной!»
(Повторяет) город Грязи! - Я никогда не был в городе Грязи.
- Ведущая: Ребята, а давайте покажем Кузе наш город Грязи, с его
церквями, музеями.
Послушайте загадку:
Братцы в гости снарядились Друг за друга уцепились, И помчались в путь далек Лишь оставили дымок!
- Дети: На поезде!
-Ведущая: Садитесь поудобнее, наш поезд отправляется. Звучит музыка «Голубой вагон».
Диктор объявляет остановку: Остановка «Локомотивное депо».
-Кузя: А что такое локомотивное депо? (Где ремонтируют поезда).
Ведущая: Дети, а давайте поподробнее расскажем Кузе о депо.
1. Какие бывают локомотивы? (паровозы, тепловозы, электровозы).
2. А поезда бывают какие? (пассажирские, грузовые).
3. Чем они отличаются? (пассажирские перевозят людей, а грузовые - груз (песок, камни.).
4. Кто же водит поезда? (машинисты).
5. А ремонтируют их кто? (слесаря, сварщики).
- Ведущая: Кузя, теперь ты узнал, что такое депо?
-Кузя: Ну, теперь, мне все понятно.
- Ведущая: Ребята, когда мы ходили на экскурсию в депо, нас встречал почетный машинист электровоза Мякотных Константин Борисович.
- А кто же нас встретит сегодня? (появляется Самоделкин).
- Самоделкин: Заблестела заготовка,
Изменила форму сталь. Ну а я движеньем ловким Снял горячую деталь. Знаете, кто я?
- Дети: Нет!
- Самоделкин: Я Самоделкин, работаю в депо, ремонтирую локомотивы.
- Кузя: А что такое локомотив?
- Самоделкин: Это тепловоз, который стоит во главе поезда и
тащит за собой вагоны. И чтобы поезда ездили быстро, их надо
осматривать и иногда чинить.
- Ребята, а вы знаете пословицы о труде?
- Дети: знаем!
- Самоделкин: Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте:
- Самоделкин: Маленькое дело-
- Дети: Лучше большого безделья.
- Самоделкин: Есть терпенье-
- Дети: Будет и уменье.
- Самоделкин: За делами--Дети: Дня не видно.
-Самоделкин: Играть играй-
- Дети: Да дело знай.
- Самоделкин: Каков мастер-
- Дети: Такова и работа!
- Самоделкин: Я сейчас для вас ребятки,
Загадаю и загадки, Знаю, знаю наперед Вы смекалистый народ!
- Самоделкин: Сам с худ, голова с пуд.
- Дети: Молоток.
- Самоделкин: Зубы есть, рта не надо.
- Дети: Пила.
- Самоделкин: Не хочу я молчать,
Дайте вволю постучать. И стучит день-деньской Он железной головой.
- Дети: Молоток.
- Самоделкин: Ай да, дети, молодцы!
Вот вам сувенир, один из символов нашего города. (Дарит паровоз).
- А теперь мне пара идти трудиться.
- Ведущая: Ну вот, Кузя, мы побывали в депо, а теперь отправляемся дальше. Звучит песня «Голубой вагон».
- Объявляет диктор: Остановка «Хлебокомбинат» (Кузя идет и рассуждает вслух) :
-Хлеб, комбинат, хлеб.
Знаю, знаю, сейчас мы купим много хлеба и будем его есть. Да?
-Ведущая: Нет, Кузя, хлеб здесь не покупают.
-Дети, расскажите, что делают на хлебокомбинате, ведь
там мы уже были? (выпекают хлеб).
- А из чего выпекают хлеб? (из муки).
-Почему хлеб получается темный, а батоны и булочки
светлые? (хлеб из ржаной муки, а - булочки из
пшеничной).
- Кузя: Все, все понял, надо взять муку смешать с водой и хлеб
готов?
-Ведущая: Да нет, Кузя. Послушай, что еще кладут в муку, чтобы хлеб получился вкусным.
-Дети: Соль, сахар, дрожжи, изюм, орехи, мак, яйца.
-Кузя: Ах, какой я теперь умный стал. (Появляется карлсон).
-Карлсон: Здравствуйте, разрешите представиться: самый
красивый и в меруупитанный мужчина. В полном расцвете сил, самый лучший в мире - Карлсон! -Прилетел, я, на хлебокомбинат, а тут! Каких только вкусностей
нет! И батоны, и булки, и ватрушки и мои любимый
хлебцы!
- Кузя: Я бы тоже хлебцев отведал.
- Карлсон: Э-э-э Кузя, какой ты быстрый, чтобы хлебцев отведать,
потрудиться надо!
- Кузя: А как это потрудиться?
- Карлсон: Да просто, повтори мою скороговорку:
Пекарь пек пироги в печи! (Кузя повторяет, у него не получается).
- Ведущая: Ребята, давайте поможем Кузе, повторим, как надо?
-Дети: Пекарь пек пироги в печи! (2-3 ребенка). (Кузя пробует и опять ничего не получается).
-Карлсон: Не расстраивайся Кузя, попробуй повторить другую скороговорку, повкуснее:
Дети: Хорош пирожок -
Внутри творожок. (Кузя медленно повторяет и у него ничего не получается, дети 2-3 раза).
- Кузя: А можно я еще попробую? (Повторяет как надо). Ура!
Получилось! -А ну я вас проверю, повторите за мной считал очку!
Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки! Дети (хором) повторяют и у них сразу получается.
- Карлсон: Ай, да дети - молодцы!
Вот вам вкусные хлебцы! (угощает ребят выпечкой). А у меня сколько дел, сколько дел, я полетел! (улетает).
- Ведущая: Побывали мы на хлебокомбинате, пора нам в путь
отправляться. (Звучит песня «Голубой вагон».)
Диктор объявляет: «Внимание, внимание,
Конечная станция.»
Открывается занавеска, дети видят красиво украшенную стену, столы с товаром.
- Кузя: Ребята, а куда мы попали? (на ярмарку).
- Ведущая: А кто нам подскажет, где проходят все ярмарки и
праздники в нашем городе? (на Красной площади). Так вот что хотел объявить диктор:
- Конечная станция «Красная площадь».
- Кузя: А я и не знаю, что такое ярмарка.
- Ведущая: Не волнуйся Кузенька, мы сейчас это исправим.
1. Дети, что продают на ярмарке? (овощи, фрукты, различные товары).
2. Кто показывает свое мастерство? (народные умельцы - это игрушки, расписная посуда, кружева).
3. Как веселятся на ярмарке? (поют песни, катаются на каруселях, смотрят представления веселых скоморохов, играют в игры).
- Ведущая: Понял, Кузя, что такое ярмарка? (Не смотрит на ведущую, а разглядывает товар).
- Кузя: Да-да-да, ой, смотрите, что я увидел? (Подходит к каруселям).
- Ведущая: Это Кузя «карусели», и я приглашаю тебя покататься вместе с ребятами. (Играют 2 раза).
- Кузя: Смотрите ребята, что я нашел? (Показывает две гармошки).
- Ведущая: Что это у Кузи, ребята? (Гармошки).
Какие они бывают? (губные и ручные).
-Дети, первую ручную гармонь сконструировал немецкий мастер Бушман.
Нашей русской гармошке 175 лет. На ней в старину играли наши деды и прадеды. Мастера, где жили, там и создавали свои гармошки: так появились саратовские, ливенские, воронежские, елецкие, грязинские и другие.
- Ведущая: Кузя ты теперь знаешь, что на гармошках играют.
- Кузя: Да. (И положил на место).
- Ведущая: Я гляжу Вам в глаза горожанки
В них сверкает Матыры разлив И я слышу напевы тальянки И мелодии дивный разлив. (Вдалеке звучат переборы гармониста «Над окошком месяц.»).
-Ведущая: Хорошо отдыхать, но надо и меру знать. А теперь мы возвращаемся в детский сад.
-Кузя: Спасибо ребята за экскурсию по городу Грязи. Теперь я знаю в каком славном городе я живу, сколько здесь замечательных талантливых людей.
-Ведущая: И делу время - и потехе час. Принимать вас не забота, Но теперь нас ждет работа. А по сердцу вам придется -Огонечек вновь зажжется, В наш уютный уголок Вновь зайдете на часок!
Дети под музыку встают, звучит заключительная песня о городе Грязи.