Инна Т
Интегрированное занятие для музыкальных руководителей и логопедов «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия «Времена Года»
(с элементами здоровьесберегающих технологий)
Для подготовительной группы
Подготовила:
И. А. Трифонова, музыкальный руководитель высшей категории
г. Усть-Кут
Иркутская область
Цель: развитие умения детей выражать мысли и чувства посредством музыки, речи и движения.
Задачи:
Публикация «Интегрированное занятие для музыкальных руководителей и логопедов „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Развивать способность детей слышать «музыку природы» через восприятие музыки;
-Развивать слуховое восприятие, творческое воображение, мышление, развитие внимания, памяти. Грамматического строя речи, связной речи, чувство ритма, звуковысотного слуха, индивидуальности через игру, музицирование, движение и речь;
-Активизировать творческий поиск и речь детей;
-Учить находить способы перевода речевого звукоподражания в звуки;
- Способствовать практическому усвоению знаний в игре;
-Воспитывать интерес к музицированию, стремление к самовыражению, любовь к природе, коммуникативные навыки.
Предварительная работа: Слушание музыкального произведения А. Вивальди «Времена года», заучивание стихотворений о временах года, беседы по теме.
Материалы и оборудование:
Ширма по временам года, аудиозаписи, музыкальные и шумовые инструменты, дирижерская палочка, деревянные палочки для отстукивания ритма, разноцветные карандаши.
Ход занятия.
Дети заходят в зал под музыку, становятся в круг и исполняют «Музыкальное приветствие» - Картушина М. Ю.
-Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте,
-Доброе утро, здравствуйте!
-Здравствуйте, здравствуйте, всем привет!
- Здравствуй, услышим мы в ответ!
Логопед : Вот и собрался наш круг. Руку дал другу друг. Люда дала руку Леше, а Леша дал руку Ване…. (про каждого ребенка по кругу). Вот и собрался наш круг (покачать руками вместе).
Давай с тобой обнимемся, и над землей поднимемся, тепло сердец соединим, и станем солнышком одним!
(дети обнимают друг друга)
Муз. Руководитель : Молодцы, хорошо! А сейчас мы поприветствуем друг друга в танце. Не забываем улыбаться друг другу и приветствовать на окончание музыкальной фразы. В паре один ребенок придумывает движения, а другой, как зеркало, повторяет.
Муз. Руководитель : Спасибо. Проходите на свои места…. Ребята, давайте послушаем тишину.
Звучит аудиозапись звуков природы, отражающих разное время года.
Муз. руководитель : Ребята, какие звуки вы услышали? (Ответы детей)
Логопед : Мне кажется, я слышала эти звуки зимой: поют птицы, журчат ручьи, капают, тая, сосульки.
Музыкальный руководитель : Ребята, разве все эти звуки могут звучать зимой? Что случилось с этими звуками природы? (предположение детей).
Логопед : Ребята! А может быть они заколдованы и поэтому перепутались? Нужно их расколдовать, чтобы они вернулись в свое время года.
Муз. руководитель : а у нас есть волшебная палочка - это дирижерская палочка. Кто из вас знает, что такое дирижерская палочка? (ответы детей).
Я три раза взмахну палочкой, и музыка оживет.
Звучит музыкальный фрагмент Осени из цикла Времена года А. Вивальди.
Логопед : Ребята! Чтобы нам понять какая музыка прозвучала, отгадайте загадку.
Пусто в поле. Дождь идет.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползет, тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг, чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг, что за время года? (Осень)
Муз. руководитель : закройте глазки и откройте их тогда, когда почувствуете, что я положила вам в руки, музыкальные палочки.
Дети выполняют.
Муз. руководитель : сейчас с помощью палочек каждый из вас сыграет свою мелодию дождя.
Дети с помощью палочек по очереди отстукивают ритм, соответствующий тексту.
-Дождик, дождик пуще,
Дадим тебе гущи.
Дождик, дождик, капелька-
Водяная сабелька….
Дождик кап, дождик кап,
То сильней, то тише…
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей.
Ливень, ливень, ливень, ливень,
Ливень льет как из ведра.
Логопед : А скажите, ребята, когда листья опадают, как они летят на землю по вашим ощущениям? (Ответы детей) Правильно, легко, бесшумно, тихо. У меня к вам предложение, а давайте изобразим наши листья под звуки музыки!
Листья осенние плавно кружатся - плавные движения кистями рук слева на право.
Листья нам под ноги плавно ложатся - плавно опускают руки вниз
И под ногами шуршат, шелестят,- плавно ладошками шуршат в низу
Будто опять закружиться хотят - поднимают руки вверх и плавно ими машут.
Муз. руководитель : Ребята, какие звуки мы вернули в это время года?
(шелест листьев, дождь). Правильно, молодцы!
Логопед : Наша волшебная палочка ведет нас дальше. Слышите музыку?
Звучит музыкальный фрагмент «Зима» из цикла времена года А. Вивальди.
- Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила (ответ детей).
Ребенок читает заранее выученное стихотворение о зиме.
Логопед : Закройте глаза и представьте красоту зимнего леса. Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом.
Игра «Кто больше»
Снег (какой) подбор слов - признаков.
Раздается звон колокольчика
Муз. руководитель :
Музыка ветра, зимняя песня
Слышится снова чуть свет.
Кружат снежинки, поет колокольчик-
Зимний метельный балет.
(Е. Бирюкова)
А сейчас мы устроим настоящую белую кутерьму! Давайте возьмем разные музыкальные и шумовые инструменты и под произведение Вольфганга Амадея Моцарта «Колокольчики звенят» устроим снежный балет. Дирижером будет….(называет имя ребенка).
Молодцы, спасибо!
Звучит музыкальный фрагмент Весны из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Муз. руководитель : Какая прекрасная музыка! Ребята, как вы думаете, в царство какого времени года привела нас дирижерская палочка?
Логопед : А мы сейчас попробуем отгадать с вами загадку!
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
(ответ детей) весной
Логопед : правильно, весной!
Муз. руководитель : Музыкальная палочка привела нас в нежное царство весны!
Ребенок читает заранее выученное стихотворение о весне.
Логопед предлагает детям поиграть.
Игра «Скажи наоборот»
Тепло - холодно.
Чисто – грязно.
Солнечный – пасмурный.
Короткий – длинный.
Весна ранняя - весна поздняя.
Муз. руководитель : весну встречая, звонко музыку играем. Сыграем песенку сосулек с помощью музыкальных инструментов.
Раздает детям треугольники, колокольчики, бубенцы. Творческая импровизация.
Логопед : Ребята, скажите, а кто зимой беленький, а летом серенький?
Никого не обижает, а сам всех боится! (ответы детей)
Выполнение кинезиологического упражнения «Зайчик»- кольцо
Выполняют стоя.
- Прыгнул заинька с крылечка.
И в траве нашел колечко.
А колечко не простое - блестит словно золотое!
Ребята! Какие же звуки мы слышим весной? (Пение птиц, журчание ручейков, капель). Правильно, молодцы!
Звучит музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» Июнь.
Муз. руководитель под звуки музыки дирижирует палочкой.
Муз. Руководитель : Какое время года наступает после весны?
(ответы детей)
Да это яркое, веселое лето. Благодаря дирижерской палочке мы смогли с вами почувствовать тепло лета.
Ребенок читает заранее выученное стихотворение о лете.
Логопед : каким вы представляете лето? Какое оно? (Теплое, яркое, веселое). Верно, поэтому и игра у нас веселая. Но прежде чем, поиграть в игру, разомнем с вами пальчики.
Кинезиологическое упражнение «Колечко» - дети выполняют упражнение стоя.
Игра «Цветные предметы». Дети берут по карандашу любого цвета и придумывают предложения со словом лето.
Муз. руководитель : Ну, а теперь пришла пора, поплясать нам детвора.
Вкруг скорее становитесь, дружно за руки беритесь!
Игра-танец (на усмотрение музыкального руководителя)
Муз. руководитель :
Мир музыки – волшебный!
В нем зима искрится, радостно сияет,
сказочная осень золотом пылает.
Там весна цветная!
Праздничное лето!
Душу наполняет он добром и светом!
(Е. Бирюкова)
Логопед : Вот ребята, мы и помогли расколдовать звуки природы и вернуть каждый из них в свое время года. С помощью чего мы озвучивали капли дождя, листочки, тающие сосульки? (с помощью шумовых инструментов, «шуршунчиков».)
Муз. руководитель : В какое время года ты (имя ребенка) услышал самые веселые звуки? (Летом). А в какое время года, вы хотели бы вернуться? (ответы детей).
Нам пора прощаться, всем спасибо, до новых встреч! Давайте споем: «До свидания!»
Под музыку дети выходят из зала.
Используемая литература.
Тютюнникова Т. Э. Учусь творить. Элементарное музицирование : музыка, речь, движение. - Москва,2009
Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в ДОУ - Москва, 2012
Ракитянская Т. А. Воспитание звуком: Ярославль, 2002
Михайлова М. А. - Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» - Ярославль, 2001
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008