Наталья Крылова
Интегрированное внеурочное занятие по фольклору и художественному труду
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия :
«ВЕСНА -КРАСНА» Заклички и приговорки.
Интегрированное внеурочное занятие по фольклору и художественному труду
Оборудование:
Мультимедийный проектор, оформление доски ( весенняя тематика: солнышко, подснежники, образцы готовых птичек, шаблоны птичек, ножницы, клей, фломастеры или цветные карандаши, цветная бумага, белый картон.
Парты в классе размещены полукругом. Центр класса освобожден.
Ход занятия:
1. Орг. момент
Публикация «Интегрированное внеурочное занятие по фольклору и художественному труду» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Рада вас приветствовать на нашем сегодня необычном, как всегда немного сказочном занятии.
Давайте потрём ладошки. Почувствовали тепло? Подарите это тепло своему соседу по парте — приложите ладошки. Улыбнитесь друг-другу. Я надеюсь что вот такая тёплая и дружеская, добрая атмосфера и будет царить на нашем занятии. По другому и не может быть, ведь мы с вами на наших занятиях «путешествуем» в сказку. Правда ребята?
2. Актуализация. Самоопределение. Постановка целей занятия.
- Почему вам нравятся сказки? (Ответы)
- Ребята, а как вы думаете сказки нравятся взрослым? (Ответы)
- Давайте спросим гостей: любят ли они сказки и почему? (Дети спрашивают у гостей)
- Все это верно, но в сказках не только необычные приключения, волшебство и очень интересно. Как говорят про сказку? «Сказка — ложь, да в ней.» В сказках отражается мудрость, его мечты о лучшей жизни.
- Какие произведения устного народного творчества кроме сказок вы знаете? ( ответы детей: песенки, небылицы, потешки.) Давайте послушаем произведение устного народного творчества о весне — замечательную песенку.
(электронное приложение трек №7)
- Замечательная песенка. Сегодня, ребята, я вас познакомлю ещё с одним видом произведений устного народного творчества и мы вместе с вами даже попробуем разучить, поиграем, и ещё смастерим кое-что своими умелыми ручками. Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь? (ответы)
3. По теме занятия
3. 1. Что такое закличка, приговорка?
- Весна в этом году задержалась, нет тепла. Ребята, в старину люди верили, что если по-доброму, красиво обратиться к природе, то она откликнется, погода переменится, станет тепло, или пойдёт дождик — если была засуха, природа будет милостива к людям. Поэтому народ придумывал, сочинял заклички и приговорки. (учитель вешает таблички на доску со словами закличка, приговорка)
- Что такое закличка? Закличками принято называть стихотворные обращения к различным явлениям и силам природы с просьбой о перемене погоды : ветру, солнцу, дождю. А приговорка — это обращение к птицам, зверям, растениям. Иногда бывает форма в виде заклички-приговорки. (Закличка от слова кликать, что означает звать) Послушайте.
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
3.2. Разучивание.
Давайте попробуем сами разучить. (Разучивание — дети встают в круг. Учитель поясняет, что заклички и приговорки надо обязательно произносить с чувством, выразительно и ещё и сопровождать слова жестами, движениями. Учитель читает по строчке — дети повторяют слова и движения за учителем)
- Или вот, послушайте. Заклички в разных местностях могли отличаться друг- от друга, но смысл, значение были одинаковыми. Я читаю закличку, а вы попробуйте сопроводить её движениями и жестами.
Жаворонки, Нет ни хлеба,
Прилетите! Ни картошки,
Красну весну Самовар
Принесите! Стоит в окошке.
Нам зима-то Чай я выпил
Надоела, Сахар съел,
Весь хлеб Самовар
У нас поела. На кол надел.
- Или вот, давайте вместе попробуем, очень интересная :
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март -
Солнцу рад.
Апрель, апрель -
Откроет дверь.
Май, май -
Сколько хочешь гуляй!
-Давайте посмотрим с вами как весенние заклички исполняют дети из фольклорного ансамбля «Родничок» Дети смотрят и слушают.
-Понравилось? Ещё сами разучим? (Разучивание-игра)
Солнышко, солнышко! - руки вверх, приветствуя солнышко
Выкатись на брёвнышко! - делаем руками круг над головой
Сделай тепло! Всем светло! - делают круговые движения, потом показы-
вают на всех
Дай нам мотыльков! - имитируют взмах крыльями
Да птичек певчих!
- Молодцы! Давайте теперь спокойно сядем.
4. Практическая часть
- Пришла пора поработать нашим умелым ручкам. Вы сейчас очень правдоподобно изображали птичек, а тепепрь давайте птичек певчих сделаем с вами вместе, попробуем их смастерить. Пусть они нам тепло на своих крылышках принесут!
Изготовление птичек:
1. Техника безопасности при работе с ножницами. Дети вспоминают правила.
2. Работа с шаблоном. Дети обводят и вырезают птичку из белого картона.
3. Расписывание птичек: пёрышки ( декоративно: в виде завитушек, штрихов. Учитель показывает образцы готовых птичек и предлагает ещё и самим проявить фантазию)
4. Изготовление крыльев птички в виде гармошки. Учитель спрашивает : может ли кто делать гармошку? Вызывает в помощь ученика, который показывает как делается гармошка.
5. Вставляем крылья в прорезь в туловище птички. Склеиваем верх. Готово!
5. Итог.
- Поднимите высоко своих птичек! Оживите их, пусть они немного полетают! Здорово!
- Понравилось вам наше сегодняшнее занятие? С чем мы познакомились?
- Что же такое заклички и приговорки? (ответы)
6. Рефлексия.
Напоследок давайте ёще поиграем. Встаём в круг.
Ой, бежит ручьём вода - Дети потихоньку бегут по кругу.
Нет ни снега, нет ни льда.
Ой, вода! Ой, вода! Хлопают в ладоши
Нет ни снега, нет ни льда. Показыват, что нет — ладонями
Прилетели журавли «летят» по кругу
И соловушки малы. Присаживаются, складывая ладошки
за спиной
Мы весняночку поём,
Весну красную зовём! Встают, расширяют и сужают круг.
- Молодцы! Давайте себе похлопаем! Теперь весна к нам точно поторопится и будет у нас тепло!