Ирина Баталова
Интегрированное развивающее занятие-досуг для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Интегрированное развивающее занятие-досуг
для детей старшего дошкольного возраста
«Прогулка в осенний лес»
Авторы-разработчики:
Муз. руководитель Лейбензон А. В.
Педагог-психолог Баталова И. В.
Педагог-психолог Савина А. С.
Учитель-логопед Шульга Е. А.
Инструктор по физической культуре Петрова Л. В.
Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей, формирования знаний и навыков ЗОЖ
Задачи:
Публикация «Интегрированное развивающее занятие-досуг для детей старшего дошкольного возраста „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
1. Учить детей выражать свои эмоции, чувства и переживания различными способами: через мимику, пантомимику, спонтанном движении, вербально.
2. Развивать речевую, эмоционально-личностную, волевую и интеллектуально-познавательную сферы.
3. Развивать межполушарное взаимодействие, координацию движений, крупную и мелкую моторику, пластичность.
4. Снижать нервно-психическое напряжение.
5. Развивать художественно-эстетические способности детей, учить слышать и понимать характер музыкальных произведений.
Оборудование: проектор, компьютер, музыкальный центр, подушки, спортивное оборудование, персональные зеркала
Методическое описание занятия :
В досуговом интегрированном развивающем занятии используются разнообразные методы здоровье сберегающей образовательной технологии: психогимнастика, релаксация, музыкотерапия, дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, игровой стрейчинг, ритмопластика упражнения образовательной кинезиологии,
Специально подобранные фрагменты классической музыки, помогают детям научиться выражать свои эмоции, чувства и переживания различными способами, тем самым, способствуют снижению нервно-психического напряжения. повышают эмоциональный тонус, регулирует нормальные психические процессы. Выполняемые психогимнастические этюды и упражнения помогают детям преодолеть неуверенность, растерянность, страхи, тревожность, гнев; поддерживают работу нервной системы каждого ребенка. Применяемые кинезиологические упражнения развивают межполушарное взаимодействие, гармонизируют работу центральной нервной системы, помогают сбалансировать психические процессы и состояния.
Занятие развивает речь, эмоционально-личностную, волевую и интеллектуально-познавательную сферы.
Этюды и упражнения интегрированного досугового занятия способствуют развитию звукопроизношения, развивают словарный запас. Музыка формирует у детей представления о темпе, ритме, паузации, необходимые для правильной темпоритмической организации речи. Благодаря музыке дети знакомятся с понятиями высоты, силы (громкости) и тембра звучания, что также отражается в их собственной речи. Овладение этими характеристиками звучания способствует усвоению различных типов интонации.
Сценарий
2 слайд
Музыкальный руководитель (МР) :
Ребята! Мы сегодня на занятии услышим отрывки из классических музыкальных произведений. Вы научитесь выражать свои чувства и переживания в разных движениях, используя голос и мимику. Мы будем выполнять различные упражнения, чтобы взбодриться и расслабиться, чтобы научиться справляться со своими страхами и волнением. Нас ждет очень интересное и необычное воображаемое путешествие.
Давайте представим, что мы отправимся на прогулку в осенний лес, где нас встретит красота осенней природы, тишина, свежий прохладный воздух, запах чуть-чуть прелых опавших листьев и новые впечатления.
Встаньте друг за другом, выпрямите спинки, мы отправляемся в путь, маршируя под музыку. (марш А. Петрова).
Педагог-психолог (П-П) :
Ребята, давайте представим, что мы приближаемся к осеннему лесу. Какая красота! А теперь выполним перекрестные движения (локоть – противоположное колено).
3 слайд
Муз. Й. Брамса
МР: Ребята! Какая красота в осеннем лесу! Восторг!
(Показать движения руками и мимикой)
П-П: А давайте, ребята, представим, что мы художники и рисуем осенний пейзаж. Поставьте ноги на ширине плеч расслабьте колени. Плотно прижмите левое ухо к левому плечу. Вытяните вперед левую руку. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки. Рукой рисуйте восьмерку, начиная от центра, идя вверх по часовой стрелке. Глаза следят за движением кончиков пальцев. Старайтесь рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке. Выполняйте упражнение левой и затем правой рукой.
4 слайд
МР: Как медленно кружатся листья, падая на землю. И мы, словно листочки будем кружиться, плавно поднимая и опуская свои руки. Передайте в своих движениях характер услышанной музыки. (вальс Д. Шостаковича).
Инструктор по физкультуре (ИФ) :
Ребята! Представьте, что вы листочки, которые уже упали на землю.
Садимся на корточки, нужно спрятать голову в колени, обхватив их руками.
А теперь представим, что мы деревья (встаем, ноги на ширине плеч, руки вверх. Стоим крепко. Мы – высокие деревья. Но вот подул ветер и деревья закачались.
5 слайд
(Муз. А. Хачатуряна «Танец с саблями»).
МР: (резкий хлопок) Вдруг мы услышали выстрел в лесу! Что случилось? Кто стрелял?
От неожиданности мы быстро побежали друг за другом.
ИФ: Ребята, бежим с ускорением по кругу, преодолевая препятствия.
6 слайд
(муз. Э. Грига из «Пер Гюнт» : Песня Сольвейг)
МР: Вдруг одна девочка вскрикнула: «Ой!» Вскрикнем вместе высоким голоском: «Ой!»
Все остановились и увидели, что она поранила ногу о ветку. Представьте, что этой девочкой мог оказаться каждый из вас. Как больно! Как обидно!
Учитель-логопед (У-Л) :
Покажите, какое грустное стало у вас лицо, вы переживаете за свою подружку. А теперь давайте выберем девочку, которая поранила ногу. Например, это будет… (выбирается девочка) пожалеем ее. Встаньте в тесный кружочек, погладьте (девочку) и пожалейте, приговаривая «Ай-яй-яй…». Вот, вы и утешили свою подружку. Стало легче, на лице уже нет грусти, появилась улыбка.
7 слайд
(муз. Боккерини «Менуэт»)
У-Л: Ребята! Посмотрите внимательно вперед. Вдалеке видна лесная избушка. Давайте возьмем в руки бинокли (соединим большие пальцы рук с остальными пальцами) и внимательно посмотрим вдаль.
Оказывается, рядом с избушкой есть маленький прудик с белыми лебедями. Как любопытно! Как интересно! Кто же там живет? Изобразите эти эмоции. Давайте сделаем маленькую разминку для пальчиков.
Подойдем ближе к домику и посмотрим!
8 слайд
П-П: Ой! Какие незнакомые вещи и предметы! Даже ружье и топор! Как-то страшно! (муз. Л. Бетховена «Симфония № 5»). Ребята, давайте изобразим на лице страх: глаза широко открыты, рот тоже открыт. Чувствуется как лицо напряглось.
ИФ: Ребята, посмотрите, сколько дров вокруг избушки! Возьмем в руки топоры и наколем дрова. Динамичное дыхательное упражнение.
П-П: Молодцы, ребята! А теперь надо успокоиться. Найдите точки на лбу, расположенные посередине между линией волос и бровей. Положите на них средний и указательный пальцы обеих рук. Подержите пальцы на этих точках. Успокоились.
9 слайд
(Муз. Э. Грига «В пещере горного короля»)
У-Л: А еще около избушки мы видим необычные предметы живой и неживой природы. Возьмем очки: соединим большие и указательные пальцы рук, остальные пальцы подняты вверх.
Только эти предметы сложно разглядеть! (На слайде видны только части картинок). Давайте думать, что это. Здесь есть предмет, название которого начинается на звук [к]. Как вы думаете, что это? (Далее перечисляются первые звуки остальных слов. По мере угадывания названий на слайде демонстрируется целостное изображение предметов).
10 слайд
(Муз. П. Мориа «Любовь»)
У-Л: Неожиданно открылась дверь, и на крыльцо, улыбаясь, вышел добрый дедушка! От удивления он сказал: «Ого-го!» низким голосом. Дети повторяют.
Мы тоже удивились. Это был лесник, который угостил нас горячим чаем.
Ребята! Возьмите подушечки и поудобнее сядьте в круг. Ноги – крестиком. Спинка прямая. Возьмем в руки чашки: поверните свои руки ладонями вверх, положите пальцы одной руки на пальцы другой руки, соедините ладони, образуя чашечку. Чай горячий, давайте подуем на него! Чтобы не закружилась голова, а воздух выходил как можно дольше, мы будем дышать «животом». Вдыхайте носом, наберите в живот как можно больше воздуха, а затем медленно выдыхайте его ртом. (Повторить 3 раза). Вот мы и остудили чай! После чаепития добрый лесник предложил нам переночевать у него в гостях.
11 слайд
Волшебный сон.
Муз. Моцарта «Спи, моя радость!»
П-П: Наступила ночь, ребята легли на ковер, положили под голову подушечку и уснули. Ноги выпрямили и слегка раздвинули. Руки положили вдоль туловища. Закрыли глазки.
А сейчас, ребята, вам приснится волшебный сон…
Сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте, что вы летите к звездам.
Вы чувствуете, как ваши ноги постепенно отрываются от земли, а тело становится очень лёгким… и вы начинаете медленно-медленно подниматься вверх, к звездному небу.
Вы путешествуете по огромному небесному миру, а вот и звезды. Загадайте желание и попросите у звездочек добра, счастья, здоровья, хорошего настроения…
Поблагодарите…
А теперь вам необходимо возвращаться домой.
Вы летите сквозь пушистые облака, пролетаете мимо Солнца.
Вот – приближается Земля. Реки, леса, дома, люди…
Сохраните в памяти это необычное путешествие… Когда я досчитаю до 5, вы сможете открыть глаза и снова оказаться в детском саду…
12 слайд
Муз. Э. Грига «Утро»
П- П: Это наступило утро! Потянулись и проснулись. Зевнули сладко-сладко.
- Наши пальчики просулись,
- Потянулись, потянулись…
- И встряхнулись…
выполняем все эти движения
- По ладошке побежали
(по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот)
- Побежали, побежали,
- Поскакали, поскакали
изобразите эти движения
- И устали. Сели отдыхать.
(потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени)
ИФ: Ребята, посмотрите в небо! А какие красивые птицы летят в небе. Это журавли улетают в теплые края.
- До свиданья, до свиданья,
- Возвращайтесь поскорей!" -
- Провожаем, провожаем
- В путь-дорогу журавлей.
(Машем ручкой вслед птицам.)
Ребята, давайте представим вы превратились в журавлей.
Исходное положение: сидя на полу в позе прямого угла руки полочкой за спиной наклоны к левой ноге. К правой ноге. Взмахи руками. Встали на ноги. Убрали подушечки.
П-П: Ребята, давайте взбодримся перед дорогой. Возьмите правое ухо правой рукой, левое – левой таким образом, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные – спереди.
Массируйте край уха, продвигаясь сверху вниз, чуть оттягивая и выворачивая к затылку. Затем разомните мочку уха.
Пора собираться домой!
13 слайд
Муз. Л. Бетховена «Ода к радости».
МР: Лесник показал обратную дорогу, давайте снова встанем друг за другом и отправимся в путь.
ИФ: Ребята, нам лесник показал дорогу домой. Сначала перешагнем через упавшее старое дерево. Проследуем по медвежьей тропе. Перейдем по кочкам через болото, а затем пойдем по лесной тропинке. Потом перейдем по мостику через ручей. Вдалеке уже виден наш город! (для упражнения используются различные препятствия из мягких модулей и другое оборудование)
МР: Вот мы и вернулись домой! Нас переполняет радость, восторг, ликование!
Рефлексия
УЛ: Ребята! Мы сегодня услышали отрывки произведений классической музыки, научились выполнять разные движения и действия, чтобы сосредоточиться или успокоиться, совершили воображаемое космическое путешествие и научились расслабляться, весело побегали и попрыгали.
А вам понравилась наша прогулка в осенний лес?
А что вам больше Всего понравилось?
А что не понравилось?
А что вы узнали нового?
А вы хотите отправиться снова в путешествия с нами?