Ксения Александровна Туманова
Интегрированное НОД по развитию речи с элементами народного творчества в средней группе «Волшебный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по развитию речи с элементами народного фольклора
на тему: «Волшебный сундучок»
в средней группе №2 «Буратино»
Составила воспитатель:
Абрамова Алёна Анатольевна
Группы №2 «Полянка»
Публикация «Интегрированное НОД по развитию речи с элементами народного творчества в средней группе „Волшебный сундучок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
ООД «Волшебный сундучок»
Интеграция областей : Речевое развитие (социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие)
Цель: Приобщать детей дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.
Задачи:
1. Образовательные.
-Формировать интерес к устному народному творчеству.
-Учить согласовывать в речи существительные в единственном и во множественном числе. - Познакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством : потешки, прибаутки)
- Приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведения.
2. Развивающие.
Развивать речь и активизировать словарь детей. Развивать любознательность; довести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры.
3. Воспитывающие.
Воспитать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, расширять представления о добре, правде, красоте.
Форма работы: Групповая.
Оборудование и материалы для занятия:
Сарафан для воспитателя в народном стиле, маска котика для детей. Мягкие игрушки петушка и котика, расписной сундук, самовар, клубок ниток, печка, схема для заучивания наизусть, уголок группы оформлен в стиле русской избы, баранки для угощения детей.
Приё мы и методы:
• Словесные: вопросы, рассказ педагога, звукоподражание, потешки, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение, заучивание наизусть.
• Наглядные: элементы русской избы, утварь и предметы обихода, сундук, мягкие игрушки.
• Игровые: сюрпризные моменты, пальчиковая гимнастика, подвижная игра «Мыши водят хоровод»
Словарная работа: изба, сундук.
Предварительная работа:
Чтение Русских народных сказок, потешек. Прослушивание песенок, подвижные игры с использованием фольклора.
Индивидуальная работа: в основной части закрепить умение заучивать потешку по схеме - Варя Семененко, Илья Рябошук, Саша Максимов.
Структура и методические приемы:
1. Вводная часть- 3мин.
-приветствие гостей и друг друга
-создание сюрпризного момента
2. Основная часть- 15 мин.
-описание игрушки
-разучивание новой потешки по схеме
-повторение ранее заученной потешки
3. Заключительная часть -подведение итогов и обобщение
Ход ООД:
Дети играют.
1. Организационный момент.
Звучит колокольчик. Воспитатель обращает внимание детей на себя и гостей, которые сегодня к ним пришли. Предлагает поздороваться с гостями, а затем встать в круг и поприветствовать друг друга.
Воспитатель:
Собрались все дети вкруг
Я - твой друг и ты - мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
(дети берутся за руки и улыбаются друг другу)
Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать?
Дети: да!
Воспитатель: Хотите со мной поехать в гости в русскую избу?
Дети: Да хотим!
Воспитатель: А вы знаете, что такое изба?
Дети: предположительные ответы детей
Воспитатель: избой в давние времена называли деревянный дом в деревне.
Ну что? Едем?
Дети: да!
Воспитатель: А поедем мы туда на лошадке. Я поеду первая, а вы за мной.
Поехали! (руки вытянуты вперёд, держат воображаемые поводья лошадки)
Дети за воспитателем повторяют движения и слова:
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
По кочкам, по кочкам.
Цок - цок-цок. Приехали
2. Основная часть
Воспитатель:
Вот мы с вами и приехали.
Я сегодня буду хозяйкой русской избы.
Проходите, рассаживайтесь на стульчики.
Посмотрите как хорошо в избе, уютно, тепло.
Добра всякого видимо невидимо.
Вам нравится?
Дети: да, нравится!
Воспитатель: что вы видите?
Дети: предположительные ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Какие вы наблюдательные. Тут и печка русская и лавочка.
Стол, а на столе стоит самовар, на полу лежит половик.
Воспитатель:
Посмотрите ребята это - сундук расписной, но мне не открыть его одной.
Давайте вместе откроем сундучок. Вы поможете мне?
Дети: да, поможем!
Пальчиковая гимнастика.
На сундуке висит замок. (Пальцы рук сцеплены в замочек)
Кто его открыть бы мог?
Мы замочек покрутили,
Мы замочком постучали, потянули (дети крутят сцепленными в замочек руками, стучат по коленочкам)
И открыли!
Воспитатель:
В сундучок я загляну,
Что же там я погляжу.
Да ребятам покажу (воспитатель достает клубок ниток)
Ребята отгадайте загадку:
Что за зверь со мной играет?
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки.
Дети: котик.
Воспитатель:
Да, это котик, вот он лежит на печке.
Дети гладят котика. Рассматривают его.
Воспитатель: Ребята вам нравится котик? А какой он? Давайте расскажем про него.
Воспитатель: Котик большой или маленький?
Дети: маленький
Воспитатель: Какая у котика шерсть?
Дети: пушистая, мягкая
Воспитатель: Какого цвета шерсть у котика?
Дети: рыжая (серая, пятнистая и т. д)
Воспитатель: Какие ушки у котика?
Дети: короткие, маленькие
Воспитатель: Какой хвостик?
Дети: длинный, пушистый
Воспитатель: А где котик живет?
Дети: дома с людьми
Воспитатель: Котик любит слушать потешки, да песенки про себя.
Вот послушайте:
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся
Коту в лапки не даются
Воспитатель: Вам понравилась потешка про котика?
Дети: да. Понравилась!
Воспитатель: Ребята а давайте с вами вместе расскажем котику эту потешку.
А помощница наша будет - схема
(читаю второй раз по алгоритму)
Дети хором повторяют за воспитателем
Кто хочет, рассказать котику потешку сам? (2-3 человека рассказывают с опорой на схему).
Ребята котику очень понравилось, как вы рассказывали про него потешку, он вам спасибо промурлыкал.
Мур - мур- мур.
Воспитатель: Как котик мурлыкал?
Дети: Мур – мур- мур.
Физкультмунутка.
Воспитатель:
А сейчас котик хочет с вами поиграть в игру «Мыши водят хоровод»
Ребята, мы с вами мыши, а Миша-кот (ребенку надевается маска кота)
Давайте встанем в хоровод.
Мыши водят хоровод.
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька кот,
Разобьёт ваш хоровод.
После того, как проснётся кот, мыши убегают к себе в норочки (на стульчики)
Воспитатель:
Молодцы никого котик не поймал.
В сундучок я загляну,
Что же там я погляжу.
Да ребятам покажу.
(достаю игрушку петушка)
Ребята посмотрите, какой красивый петушок!
Воспитатель: Давайте вспомним потешку про нашего петушка.
Петя, Петя – петушок
Золотой гребешок (дети показывают гребешок)
Масляна головушка (гладят себя по голове)
Шелкова бородушка (гладят воображаемую бородку)
Что ты рано встаёшь?
Голосисто поёшь?
Детям спать не даёшь. (Сначала повторяют все дети хором, потом отдельно 1-2 человека)
Петушку очень понравилась потешка и он прокричал ку-ка-ре-ку
Давайте и мы покричим как петушок ку-ка-ре-ку!
Дети: ку-ка-ре-ку!
Петушок: Ребята, я так проголодался, у вас нет бобовых зернышек? Я сейчас бы их все склевал!
Дети: нет, у нас нет бобовых зернышек
Воспитатель: Подожди, подожди Петя, мы недавно с ребятами читали сказку «Петушок и бобовое зёрнышко» так там петушок подавился и чуть не умер. Ребята, а каким зёрнышком подавился петушок?
Дети: бобовым зернышком
Воспитатель: А почему он подавился бобовым зёрнышком?
Дети: Он очень торопился, оно очень крупное.
Воспитатель: ребята подскажите, какие зёрнышки клевать Пете? Почему?
Дети: надо клевать маленькие зернышки, пшено, не торопиться, что бы не подавиться!
Воспитатель: вот угощайся, у нас в печи пшенная каша готова (чугунок с кашей в печи)
Петушок: спасибо ребята, очень вкусная каша, я так наелся! Больше не буду торопиться! До свиданья!
Дети: до свиданья петушок.
Воспитатель:
В сундучок я загляну.
Что же там я погляжу
Качи- качи, качи.
глянь баранки калачи.
С пылу, с жару из печи.
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи.
Подхватили калачи
Нам остались
БА-РА-НОЧ-КИ.
Воспитатель достает баранки.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Будем угощаться баранками.
Все вместе читаем потешку (дети за воспитателем повторяют движения и слова) :
Еду, еду на лошадке.
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
По кочкам, по кочкам.
ЦОК-ЦОК-ЦОК. Приехали.
3. Заключительный этап. Подведение итогов:
Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу. Вам понравилось наше путешествие?
Где мы были в гостях?
Дети: в русской избе
Воспитатель: Вам понравилась русская изба? Что вы там увидели?
Дети: Да! Понравилась! Там была печь, котик, самовар.
Воспитатель: Где прятались секреты и загадки?
Дети: В сундуке
Воспитатель: Про каких животных мы рассказывали потешки?
Дети: про петушка и котика.
Воспитатель: Ребята вам понравилось играть с петушком и котиком?
Дети: да!
Воспитатель: петушок мне сказал, что хочет с вами остаться, что вы сегодня его выручили. Молодцы ребята!
Список используемой литературы.
1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб. : Детство-пресс, 2016
2. «Народное искусство детям» под ред. Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2016
3. «Игрушки изначальные» И. А. Лыкова, В. А. Шипунова. – М. :
Издательский дом «Цветной мир», 2012
4. «Народное искусство в воспитании дошкольников» под редакцией Т. С. Комаровой.
М. :Педагогическое общество России