Марина Ворошилова
Интегрированное мероприятие «Путешествие по родному Усолью»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по родному Усолью»
Старший дошкольный возраст
Учебно-методическое обеспечение: презентация «Хайтинский фарфор», видеоролик «Путешествие по городу Усолье-Сибирское»
Время мероприятия: 35минут
Цель: воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине, ценностное отношение к природе родного края, интерес к русской песне, уважение к культурному наследию своего народа.
Задачи:
Познавательное развитие: расширять представления детей о достопримечательных местах родного края, закреплять названия элементов росписей и народных промыслов.
Публикация «Интегрированное мероприятие „Путешествие по родному Усолью“» размещена в разделах
Речевое развитие: активизировать и обогащать словарь детей названиями зданий, росписей, народных промыслов, формировать грамматический строй речи: правильно согласовывать существительные с прилагательными, развивать связную диалогическую речь в умении поддерживать диалог.
Словарь: хайтинский фарфоровый завод, машиностроительный завод, завод химической промышленности, Комсомольская площадь, здание администрации, мемориал памяти. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь;
Художественно-эстетическое развитие:
совершенствовать у детей умение передавать веселый, шуточный, игровой характер, точно выполнять ритмический рисунок песни: «Где был Иванушка?». Способствовать развитию танцевально-игрового творчества у детей.
Формировать у детей творческие способности через применение элементов росписей, знаний народных промыслов русского народа и их использование в оформлении посуды хайтинского фарфора.
Социально-коммуникативное: вызывать положительные эмоции от встречи с прекрасным через просмотр презентации :«Хайтинсский фарфор» видеоролика «Путешествие по городу «Усолье-Сибирское», использование дидактической игры «Угадай узор».
Воспитывать у детей любовь к родному краю, патриотические чувства и гордость за своих соотечественников, их труд.
Номинация- занятие, ориентированное на сохранение духовного, нравственного здоровья
Ход занятий
Дети входят в зал звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина!» музыка В. Баснера.
Воспитатель: Ребята, вы послушали песню композитора Баснера «С чего начинается Родина?» Что мы называем Родиной? (Место, где мы родились, живём, ходим в детский сад. Место, где живут наши родные наши мамы, папы, дедушки, бабушки, друзья).А как называется город в котором мы живём, где вы родились? (Усолье-Сибирское) Почему он так называется? (потому что братья Михайловы обнаружили соленой источник, и стали добывать соль с 1669 году). Сколько лет нашему городу (345) Вы знаете, что изображено на гербе Усолья?
(Герб представляет из себя щит и разделяет по горизонтали на две части. На верхнем голубом фоне башни и ворота курорта «Усолье», другая часть отделенная белой каймой, - олицетворяет волны Ангары, на берегу которой вырос город. Под волнами на красном фоне зубчатое колесо-символ машиностроения, по левую и правую сторону по два квадрата - серебряный квадрат (символичный знак соли)- указывает на название города и предприятие, связанное с добычей и переработкой соли. Золотой квадрат аллегорически показывает предприятие, занимающиеся лесоперерабатывающим производством.
Задание: соберите картинку в целое изображение, так, чтобы получился герб (дети выполняют задание).
Ребята сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашему родному городу, по родному краю. По нашей малой Родине. На каком транспорте можно путешествовать? (ответы детей :автобус, электричка). Воспитатель обобщает ответы детей и сообщает, что поедут в путешествие на автобусе) (Под музыку «Веселые путешественники» музыка М. Старокадомского)
Первая остановка «Поэтическая»
(Дети пересаживаются на остановке в кружок.) Наша Россия издревле славилась поэтами, которые воспевали в стихах Родину, свой родной край. Каких русских поэтов вы знаете? (А. Пушкин, С. Есенин)
А у нас на нашей малой Родине тоже есть поэты это Н. Баженов, С. Ермолин, В. Горчаков, Юрьева. Дети читают стихи усольских поэтов (приложение 2)
Один из наших поэтов, Юрий Просвирнин, написал стихи и музыку о нашем городе и получился «Вальс об Усолье» (приложение 1). Послушайте его. (Звучит «Вальс»)
Мы почитали стихи, познакомились с усольскими поэтами, а теперь отправляемся дальше, занимайте места в автобусе. (Музыка «Веселые путешественники»)
Вторая остановка «Веселая ярмарка»
(Звучит веселая плясовая.) Ребята мы попали на ярмарку. Родина у каждого человека своя. Она называется малая Родина. Она может быть в городе, а может быть на селе, поселке.
-Скажите, а у кого бабушка живет в деревне или поселке? (Ответы детей) Воспитатель: любили в деревне отдохнуть, да позабавиться после работы. Осенью после сбора урожая, а весной перед посевом, в городах устраивались ярмарки. На ярмарках продавали все, что нужно было крестьянам и горожанам в хозяйстве, в быту. А вот мы сейчас узнаем,что же покупали люди на ярмарке. (Инсценировка «Где был, Иванушка?» русская народная песня, обработка М. Иорданского)
Воспитатель:
-Что еще ты видел, Иванушка, на ярмарке?
Иванушка:
-Посуду расписную!
Воспитатель:
-Какую посуду?
Иванушка:
-Фарфоровую, расписную.
Воспитатель:
- А кто ее расписывает?
Иванушка:
-Мастера из Хайты.
Воспитатель: Что это за Хайта?
Иванушка:
-Поселок, в котором есть фарфоровый завод, где работают мастера и расписывают посуду. (Дети рассматривают посуду Хайтинского фарфорового завода, презентация «Хайтинский фарфор»). Воспитатель обращает внимание детей на элементы узора.
Воспитатель предлагает поиграть в игру, которая называется «Угадай узор»
Дети определяют название каждой росписи : хохлома, гжель, дымка.
Воспитатель: мастера хайтинского завода использовании в украшении посуды элементы разных росписей: гжель, дымка. хохлома.
Ребята, а вы хотите стать мастерами-художниками, и расписывать элементами узора кружки? (Ответы детей). Ну тогда я вам предлагаю украсить кружки элементами росписей по своему желанию.
Работы детей. Индивидуальная помощь в оформлении кружек.
Воспитатель:
Воспитатель предлагает принять участие детям в оформлении узора кружек.
(Дети расписывают кружки под веселую народную музыку)
Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные кружки у вас получились! А какие узоры, цветы. …Но, к сожалению, нам пора возвращаться, в родной город. Занимайте места в автобусе. (Музыка «Веселые путешественники»)
Последняя остановка «Городская»
Вот мы и вернулись в родной город. Вашему вниманию предлагается фотографии-загадки. Задание: Вам нужно отгадать, какие достопримечательные места вы узнали на фотографии. (Вниманию детей предлагается видеоролик (Путешествие по городу Усолье- Сибирское)
Приложение 1. «Вальс об Усолье» (музыка и слова Юрия Просвирнина)
Над рекой прозрачной, над рекой Ангарой.
За широкой падью, за высокой горой.
Город мой, город мой, город милый, родной.
Город мой, город мой, город милый, родной.
Этот город у соли
Вырос очень давно.
Это наше Усолье,
Посмотрите за окно.
Там у яблонь цветущих
Песня тихо звучит.
На кварталах растущих
Детство смехом звенит.
Пусть тебе уж за триста,
Не позволим стареть
Ты не стар, ты плечистый,
Так и хочется петь.
Приложение 2. Стихи усольских поэтов
Сталий Ермолин
Николай Баженов
Родной уголок
Мимо окон старенького дома
С шумом пробегают поезда.
Сердцу это мило и знакомо:
Огороды, речка, лебеда.
Жизнь моя, как речка, протекает
В городе над быстрой Ангарой.
Только всё равно порою тянет
В мой далекий уголок родной.
Вновь купив билет на скорый поезд,
Уезжаю в милые места.
Мучаюсь, волнуюсь, беспокоюсь-
Хоть, по сути, наша жизнь проста.
Мимо окон старенького дома
С шумом пробегают поезда.
Многое забудется с годами,
Место, где родился, - никогда.
***
Мне по нраву Сибири приволье
С берегами ангарской реки.
С Днем рождения, город Усолье!
С Днем рождения, мои земляки!
Здесь нам каждая тропка знакома:
Красный остров – начало начал
И дорога, ведущая к дому,
И соленый родник, и причал.
Нет, пенатов своих не забудем,
Даже если от них далеки.
Здесь наш дом и прекрасные люди.
С Днем рождения, мои земляки!
Владимир Горчаков
***
Лихо этажи растут.
Ай, да Привокзальный!
Побывайте же раз тут –
Уголок не дальний.
Все продумано вперед.
И по той системе
Курс микрорайон берет
Направленьем к Тельме.
Стихотворная строка –
Добрая примета,
И в домах, наверняка,
Будет много света.
Станут жить-поживать
Люди-новоселы.
Остается пожелать
Им судьбы веселой
Валерий Шипицын
***
Это место святое,
Здесь наш город возник,
И названье ему
Дал соленый родник.
Казаки Михалевы
Основали его –
В нашем крае сибирском
Вдруг возникло село…
Из села небольшого
Родился город мой,
В Прибайкалье суровом
Со студеной водой.
Химики, солевары
Живут крепкой семьей.
Свою жизнь славный город,
Мы связали с тобой.
Помнишь ты
Звон кандальный,
Тот, что плыл над рекой?
Это шли каторжане
За своею судьбой.
И тяжелое время
Не прошло стороной –
Гордо выстоять смог ты,
Милый город, родной.
И столетья меняют
Жизнь, уклад, образ твой,
Ты стоишь величаво
Над рекой Ангарой.
И паришь, словно птица,
Над сибирской землей.
Мы тобою гордимся –
Добрый город родной.
Список литературы://Лирические тетради. Избранное. Сборник стихов усольских поэтов. Составители: Лидия Юрьева, Инна Коноплева.