Галина Корыткина
Интегрированная специально организованная деятельность для детей подготовительной группы «Такие разные имена»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Такие разные имена.
Цель: продолжать знакомить детей с историей русского уклада жизни
Задачи:
дать представления о поверьях русского народа
вызвать интерес к историческому прошлому славянского имени
развивать любознательность
активизировать словарный запас детей
снижать утомляемость с помощью кинезиологической гимнастики для глаз
профилактика простудных заболеваний с помощью точечного массажа
Словарь: славяне, славянские имена, домовой, доможия, оберег, колыбелька.
Публикация «Интегрированная специально организованная деятельность для детей подготовительной группы „Такие разные имена“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Предварительная работа: экскурсия в музей русской избы, с целью ознакомления с предметами быта, беседы о жизни русского народа в прошлом, домашнее задание «О чем расскажет твое имя»
Методические приемы: беседа, загадки, поговорки, худ. слово, игровые приемы, рефлексия, кинезиологическая гимнастика, домашнее задание, сюрпризный момент.
I Создание обстановки для занятия.
1. Приветствие гостям.
а) Здравствуйте! - ты скажешь человеку
Здравствуй! - улыбнется он в ответ
И, наверно, не пойдет в аптеку,
а здоровым будет много лет.
б) Кинезиологическая гимнастика (вместе с гостями)
1. качание головой - покачаем головой, неприятности долой.
2. кивки - покиваем головой, чтоб в душе был покой.
Воспитатель: Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказ сейчас начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной страны.
(за печкой «чихает» домовой)
Воспитатель:
- Кто же это может быть? (домовой)
- А кто такой домовой?
- Домой - хозяин в любом доме. Он все время хлопочет по хозяйству: рассказ о домовом см. кн. Виноградовой Н. Ф. «Дошкольникам о родной стране», стр., 48.
- Каким вы себе представляете домового? (опять «чихает)
- Это точно домовой. Нужно сделать ему подарочек - положить горбушку хлеба (кладет)
(из-за печки появляется кукла на палочке - Домовенок)
II. Разговор -беседа об именах
1. Воспитатель - Ах вот кто здесь! Здравствуйте дедушка. (поклон хозяину дома)
Домовой - Чегой-то вы сюда пришли?
Воспитатель - Мы любим знакомится с предметами старины и частенько бываем здесь в русской избе.
Домовой - А что вы здесь не видели еще?
Воспитатель - Да все мы здесь видели, но каждая вещь по-новому рассказывает о себе.
Домовой - опять чихает.
Воспитатель - А что это вы расчихались?
Домовой - Да, простыл.
Воспитатель - А мы сейчас научим тебя, Домовенок, делать точечный массаж в период простудных заболеваний.
Дети делают точечный массаж для профилактики простудных заболеваний
2. - Ой! А я с вами- то не познакомился! (дети называют свои имена, что они означают, как их можно прочесть по-другому)
Воспитатель: Старорусские, т. е. славянские имена (это какие) очень отличались от тех, что сейчас. Наши предки внимательно относились к выбору имен своих детей. им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, милыми. Вот и имена давали такие, например: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, Людмила (людям милая, Надежда, Вера, Любовь (все это древнерусские имена)
(стр. 25 кн. «Воспитание детей на традициях народной культур» «Славянские имена»
- Как вы думаете: называя девочку именем Веселина родители, какой хотели видеть в будущем свою дочь? (Светла, Лада, Забава, Неждана)
А сына: Ждан (долгожданный, Стояк (стойкий, Гордей (гордый)
Домовенок, а Вас дома как зовут шутя или дразня?
Загадка от Домового
- Русская народная загадка
«Без чего человеку жить нельзя?» (дети рассуждают)
Воспитатель - без имени, а почему? (говорят дети)
Воспитатель - Имя - это отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении. (см. стр. 33 Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание»).
III. Игровой момент
Раздается «плач» ребенка
Воспитатель - Кто это плачет в колыбельке? (малыш) Он только родился, такой маленький.
Кинезиологическая гимнастика.
Глазки - чтобы зоркими нам быть - нужно глазками крутить (вращать глазами по кругу по 2-3 сек)
Глазки - нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать (широко открывать, закрывать глаза с интервалом 30 сек).
Воспитатель - Ребята, давайте дадим имя ребенку, но только тмя славянское или старорусское -Егорушка, взрослый - Егор. мы растем и имя наше растет.
Русские поговорки: «Без имени ребенок - чертенок», «С именем - Иван, а без имени - болван»
- Чтоб наш Егор рос здоровым, крепким, мы положим в колыбельку куклу Пеленашку, которая относится к оберегам.
- От чего нужно оберегать малыша? (см. стр. 59 кн. «Мини-музей» в д/с)
IV. Пальчиковая гимнастика (в изостудии)
Посмотрите-ка в саду
Все детишки на виду.
Вот Сережа, Таня, Ваня
И Аленка и Маланья.
Есть Егор, Федор, Забава,
Света и крошечка Любава.
Дети дружно все живут.
Мастерят, стригут, пекут.
V. Продуктивная деятельность (ручной труд)
а) изготовление куклы-обережки «Пеленашка»
б) положить обережку в колыбельку.
Произносим букву Э… В народе он защищает от порчи и сглаза.
VI. Рефлексия
- О чем мы сегодня говорили?
- Что понравилось? А что нет?
Что имя - звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет!
И в именах есть тайна,
И таинство есть имянареченье.