Мария Войтович
Интегрированная совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя с детьми «Музыкальный урок здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
-Использовать музыку как интегральную основу для организации межфункционального тренинга организма ребё нка: гармонизированной работы внутренних органов, мозга, для сохранения естественности психического развития;
-Формировать позицию признания ценности здоровья; мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни;
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыкальное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
-Повышать эмоциональный интеллект ребёнка и общий уровень здоровья ребёнка при помощи вокально-речевых упражнений, используя весь ряд функциональных нагрузок: зрительных, слуховых, дыхательных, двигательных, психоэмоциональных;
-Продолжать развивать стойкий интерес к музыкальному искусству;
-Продолжать знакомить с песенками о здоровье;
-Совершенствовать навыки детей во всех видах музыкальной деятельности, развивать творчество
Оборудование: фланелеграф, цветовая музыкальная лесенка, цветоустановка, аудиозапись музыкальных произведений о временах года, атрибуты оформления центральной стены: цветные полотна, цвета времён года (холодный и теплые, элементы признаков зимы, зимнее дерево, костюм Почтальона Печкина и Зимы.
Структура музыкального урока здоровья.
1. Музыкальное приветствие
2. Вокально-двигательный фрагмент- «Приветствие парами» - двигательно-речевая гимнастика, сопровождаемая целым рядом функциональных нагрузок.
3. Дыхательно-музыкальная гимнастика
4. Цветомузыкальный фрагмент с использованием слушания
5. Психогимнастический этюд для рук «Снег кружится»
6. Цветозвуковая гимнастика с элементами ознакомления со звукорядом «Музыкальный калейдоскоп»
7. Вокально-речевой фрагмент-песня по желанию детей.
8. Методика «Лечение танцами в кругу» - танцевальная игра «Музыкальный поезд»
9. Музыкальное прощание
Сценарий музыкального урока здоровья
Музыкальное приветствие
Песенное приветствие «Здравствуйте, ребята!»
(Дети, воспитатель и музыкальный руководитель приветствуют друг друга под импровизацию музыкального руководителя)
Музыкальный руководитель : Сегодня у нас необыкновенное занятие – музыкальный урок здоровья и я пригласила к нам на урок Почтальона Печкина.
Почтальон Печкин: Здравствуйте! Дети, а вы знаете что обозначает это слово? (Ответы детей). Правильно, слово «Здравствуй», исконно русское слово. Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья.
Как вы думаете, для чего нужно быть здоровым? (ответы детей). Я с вами согласен. Человеку нужно быть здоровым, чтобы долго жить, радоваться всему на свете, делать что-то интересное и полезное для себя и других людей: изобретать умные машины-компьютеры, роботов, которые помогают человеку; рисовать картины, сочинять музыку и многое другое.
О своем здоровье человек должен заботиться сам. Ребята, а вы знаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей)
Почтальон Печкин: Совершенно верно! Но есть ещё полезное средство – музыка. Оказывается, когда мы слушаем хорошую музыку, поём и танцуем, мы тоже укрепляем своё здоровье. А что помогает человеку говорить, петь, слушать, двигаться? (ответы детей).
Правильно. У человека есть органы слуха, зрения, речи, дыхания, движения. И, когда наши органы здоровы и дружно работают, мы можем мелодично петь и красиво танцевать.
Музыкальный руководитель : Ребята, вы согласны с Почтальоном Печкиным? Я думаю, что сейчас вам нужно поприветствовать свои глазки, ушки, язычки, ручки, ножки, чтобы они всегда были здоровы и помогали нам петь и танцевать.
Вокально-двигательный фрагмент – «Приветствие парами»
(Дети стоят парами в кругу лицом друг ко другу. В разных тональностях и диапазонах, задаваемых музыкальным руководителем, дети пропевают слова приветствия, обращаясь к сверстнику по имени: «Здравствуй, Даша!». При этом дети «здороваются ладошками» - тактильный контакт. Затем, стоящие по внутреннему кругу переходят к другой паре и продолжают приветствовать своих товарищей.
Почтальон Печкин: Ребята, а что вы больше всего любите делать на музыкальном занятии? (Ответы детей) Это замечательно. А знаете ли вы, ка нужно правильно петь (Ответы детей). Правильно, нужно слушать музыку, друг друга, петь без напряжения, не кричать. Нужно беречь голос и слух. Очень громкое пение и музыка вредны для здоровья.
А что вы считаете главным в пении (голос, слух, ритм).
Давайте попросим Марию Александровну помочь нам в этом разобраться
Музыкальный руководитель : Очень важно иметь хороший слух и голос. Но самое главное в пении – это дыхание. Мы можем убедиться в этом на примере музыкального инструмента. Как он называется? (Дудочка). Что есть у дудочки? (кнопочки-отверстия). Правильно! Музыкант дышит и выдувает воздух, при помощи кнопочек-отверстий, которые воспроизводят звуки. (показ музыкального руководителя). Стоит взять дыхание, подуть в дудочку и она начинает звучать. Так и у человека. Без дыхания, мы не смогли бы ни говорить, ни петь. Для того, чтобы красиво петь, нужно правильно дышать.
Вот сейчас мы и поучимся это делать.
Дыхательная гимнастика
«Послушай своё дыхание»
Упражнение 1. Вдох и выдох. И. П. стоя, ноги врозь, руки «лодочкой» на уровне диафрагмы. Вдыхая и выдыхая дети следят за расширением диафрагмы.
Упражнение 2. «Шарик» И. П. стоя, ноги врозь, руки перед грудью. Делая вдох, разводят руки в сторону на звук «С», слушают своё дыхание и выдох, соединяя обратно руки на звук «Ш».
Упражнение 3. «Ау» И. П. произвольно, на вдох дети поют звук «А», на выдох «У»
Почтальон Печкин: Ребята, я всегда очень волнуюсь за ваше здоровье. Особенно сейчас. Пришла зима. Вы все любите зимние забавы: играть в снежки, кататься на санках и коньках. Но, к сожалению, именно зимой чаще всего болеют как дети, так и взрослые. Вы знаете, как можно уберечь себя, чтобы этого не случилось? (Ответы детей)
Я с вами согласен!
Во-первых: Нужно тепло одеваться и меньше разговаривать на улице. Ни в коем случае не петь и не кричать
Во-вторых: Я вычитал в газете, что советуют не кушать зимой мороженое на улице, не пить напитки; и тем более не стоит пробовать на вкус снег и сосульки. Очень полезно в зимнее время пить морсы, соки, какао, чаи из трав, шиповник. И тогда вы никогда не заболеете и будете радоваться красавице-зиме.
Музыкальный руководитель : Я с вами согласна, Почтальон Печкин. Зима- чудесное время года. Красоту зимы предают художники в своих картинах. Композиторы сочиняют о зиме музыку. Сейчас мы прослушаем произведение, которое написал композитор П. И. Чайковский
Слушать музыкального произведения
П. И Чайковский «Зимние грёзы»
(включается цветоустановка, на мультимедийном проекторе показываются зимние пейзажи, подобранные по характеру музыки, с различными эффектами появления). Дети слушают музыку и просматривают слайды. После прослушивания дети определяют жанр музыкального произведения, характер музыки и придумывают ему название. Определяют, какому цвету соответствует данное произведение. Выбирают предметы: снежинки, снежки, шарфы по выбранному цвету. Выкладывают на ковре свою музыку.
Музыкальный руководитель : (задает вопросы детям)
Какого характера это произведение? Придумайте своё название этому произведению. Если бы вы были художниками, какими цветами вы бы изобразили эту музыку. Ну что ж, ваши названия близки к настоящемю.
И цвета вы подобрали правильно.
Почтальон Печкин: Дети, а что больше всего вам нравится в зиме. А я очень люблю смотреть как идё т снег: белый. Пушистый, как кружатся снежинки в воздухе, как скрипит снег под ногами….
Музыкальный руководитель : Ребята, а давайте нарисуем Почтальону Печкину картину снегопада под музыку.
Психогимнастический этюд для рук «Снег кружится»
П. И. Чайковский «Вальс»
Под плавную танцевальную музыку дети импровизируют в танце, отдавая предпочтение движениям рук. Представляют, какие снежинки нежные, волшебные, как они кружатся плавно, медленно, словно, танцуя в воздухе.
Но вот снежинка коснулась земли….и замерла, словно уснула
Почтальон Печкин: Спасибо, ребята, порадовали. Действительно, зима –красивое время года, но красота её холодная. Зима-это царство белого цвета.
Музыкальный руководитель : Почтальон Печкин, посмотрите, как мы вместе с детьми сделали портрет зимы. Мы назвали эту картину «Скоро зима». Ведь зима уже на пороге и она скоро вступит в свои законные права. У каждого времени года есть свои краски. У зимы- холодные ( ответы детей: голубой, синий, фиолетовый)
Скоро зима нам принесёт нам много снега, который покроет землю белым покрывалом. Давайте с вами споём песенку про зиму.
Вокально-речевой фрагмент – песня по желанию детей.
(Дети выбирают понравившуюся песню, слушая аудиозапись фрагментов ранее разученных песен и в свободном движении исполняют ее)
Почтальон Печкин: Замечательная песня. Спасибо. И пели вы её очень выразительно, без напряжения голоса, мелодично, слушали музыку и друг друга. А вы знаете, ребята, что цвет может вылечить человека, если у него плохое настроение и даже если у него что-то болит. Как вы думаете, почему для детей делают красочные игрушки, книги? Шьют яркую одежду и обувь? (ответы детей) Правильно, яркие краски поднимают нам настроение, придают больше сил, а значит приносят нам здоровье.
Музыкальный руководитель : Я знаю ещё один секрет здоровья, связанный с цветом. У каждого цвета может быть своя песенка. Посмотрите на эту цветную музыкальную лесенку. На каждой ступеньке этой лесенки живёт свой цвет и у него есть свой звук. Вы уже знаете буквы, которыми обозначаются звуки. Поэтому, вам будет несложно пропеть их вместе со мной. Итак, гимнастика для голоса.
Цвето - звуковая гимнастика «Музыкальный калейдоскоп».
Методика Кулешова.
Для гимнастики используется любое пособие «Цветная радуга». Детям предлагается пропеть на заданную цветную нотку гласный звук. Цвета расположены в порядке стихотворения о цветах радуги:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
Музыкальный руководитель предлагает вспомнить стихотворение о цветах радуги. Затем пройти по цветной лесенке к радуге с помощью звуков
Цветовой тон нота звук
красный до о
оранжевый ре у
жёлтый ми ы
зелёный фа э
голубой соль а
синий ля и
фиолетовый си я
белый до ю
Почтальон Печкин: Интересная гимнастика. Хотя я обычно предлагаю всем делать зарядку для всех частей тела: рук, ног, для туловища, для шеи (показывает). Есть такая поговорка: «Движение – это жизнь!»
Музыкальный руководитель : Вы знаете, Почтальон Печкин, а ребята знают такую зарядку. Правда она музыкально- танцевальная. Мы приглашаем вас к нам в круг. Слушайте внимательно, смотрите и повторяйте.
Методика «Лечение танцами в кругу» танцевальная игра «Праздничный поезд».
Дети становятся друг за другом, держась за руки в кругу. Впереди всех – водящий. Звучит музыка, все начинают двигаться за водящим. Повторяя за ним движения, которые он делает произвольно, добавляя фразы: «Лево, руля!» (повернуть налево, «Право руля!» (повернуть направо, «Горы!» (подняться на носочки, «Тоннель!» (присесть и наклониться, «Остановка!» (меняется ведущий)
Почтальон Печкин: Дорогие ребята, я был очень рад с вами познакомиться. Буду ждать вашего приглашения на следующий урок здоровья.
Музыкальный руководитель : Ребята, а давайте мы про нашего гостя споем песенку
Песня Е. А. Гомонова «Про почтальона Печкина»
Почтальон Печкин: Как здорово! Молодцы ребята, хорошую песенку про меня спели. Кстати, спасибо, что напомнили, письма надо разносить, меня уже заждались адресаты….
Будьте здоровы! До скорых встреч!