Получи документы

Интегрированная совместная деятельность в старшей группе

Валентина Нуйкина
Интегрированная совместная деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Народная игрушка - Матрешка»

Интеграция образовательных областей:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".

Программное содержание: Познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой.

Формировать понятие из чего она сделана, как украшена.

Расширять словарный запас.

Развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку разным орнаментом.

Развивать речь детей, мышление.

Публикация «Интегрированная совместная деятельность в старшей группе» размещена в разделах

Словарная работа: матрешка, расписная, народная игрушка, меценат, родовая усадьба, угодья, умелец, токарь, кругозор, утварь, мастер.

Методические приемы:

Словесные (беседа, рассказ, указания, инструкции, загадка, анализ работ).

Наглядные (рассматривание, показ).

Игровые (физминутка, пальчиковая гимнастика).

Материалы к занятию: иллюстрации «Коллекции матрешек»; расписные матрешки - семеновские, Сергиево-посадские, Полхов-майдановские, мордовские, силуэты фартуков, косынок из бумаги, гуашь, кисточки, вода.

Предварительная работа: работа по ИЗО, лепке, аппликации, рассматривание альбома «Народная игрушка», игры с матрешками, заучивание стихов, отгадывание загадок, роспись плоскостных изображений матрешек.

I. Организационный момент (пальчиковая гимнастика).

- Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

II. Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы узнаем много нового и интересного. Надеюсь настроение у вас отличное и вы, несомненно, готовы к новым открытиям.

- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, надо отгадать загадку.

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

III. Знакомство с новым материалом.

1. Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

- Сегодня мы поговорим о матрешке и узнаем о ней много интересного.

Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что, наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

- Есть ли в вашем доме матрешки?

- Что вы знаете о матрешках? (ответы детей) (Матрешке чуть больше 100 лет. Есть разные виды матрешек. Самые основные группы : Сергиево-Посадские, Семеновские, Полхов-Майдановские, Загорские).

-Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? (ответы и предположения детей)

- А на самом деле было так.

2. Рассказ воспитателя о возникновении на Руси матрешки.

- Давным-давно, более 100 лет тому назад, в Москве жили-были богатые купцы Мамонтовы: Савва Иванович и Анатолий Иванович. Савва Иванович слыл меценатом (богатым человеком, помогающим людям науки и исскуства). Он любил театр и давал большие деньги на театральные постановки. Его брат, Анатолий, открыл в родовой усадьбе (это отдельный богатый дом с примыкающими к нему строениями) семьи, в селе Амбрамцеве, под Москвой, магазин-мастерскую «Детское воспитание» по изготовлению и продаже детских игрушек. Здесь работали настоящие умельцы и прекрасные художники. Чтобы расширить их «игрушечный кругозор» (пространство, из разных стран привозили самые разные игрушки. Однажды из Японии была привезена японская деревянная кукла. Это был добродушный узкоглазый старичок Фукуруму - японское божество долголетия и счастья. Фукуруму раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукольные мастера и художники повертели в руках заморскую игрушку, подивились. Понравился им Фукуруму, и решили они выточить такую же русскую куклу и расписать ее. Токарь Василий Звездочкин выточил из березовой заготовки самую маленькую, нераскрывающуюся фигурку. Потом, фигурку побольше раскрывающуюся, потом еще больше - всего 8. Художник Сергей Малютин готовые фигурки расписывал. Самая большая была одета в русский сарафан и платочек. Кукла получилась на удивление красивой. И назвали ее русским именем Матреша. Так и стали новые игрушки Матрешками.

Позднее Матрешки распространились по всей стране, и выпускать их стали везде, где существовали деревянные промыслы. Самыми знаменитыми стали матрешки из Сергиева Посада (подмосковные, из Полхов-Майдана, из города Семенова (поволжские). (показ иллюстраций).

3. Стихи о разных видах матрешек. (рассказывают девочки)

Матрешка из Сергиева Посада.

«Я из Сергиева Посада,

Встрече с вами очень рада,

Мне художниками дан,

Яркий русский сарафан.

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Матрешка из Полхов-Майдана.

«А я, подружки, из Майдана,

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Матрешка семеновская.

«Я из тихого зеленого городка Семенова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых, розовых, бардовых

В подарок принесла.

4. Мордовская матрешка.

- У нас, в Мордовии, тоже стали мастерить народные умельцы эту чудо-игрушку. И расписывали ее наряд мордовским орнаментом. (показ иллюстрации). Наиболее удачным вариантом мордовской матрешки призвана матрешка, производимая в деревне Гавриловка, что в Старошайговском районе. Издавна гавриловские мужики резали из дерева ложки, другую утварь, необходимую в хозяйстве. Их изделия были хорошо известны в округе.

5. Рассказ о изготовлении матрешки. (рассказы детей).

1) Мастер вытачивает из липовой заготовки куклу. Потом она разрезается пополам, вытачивается середина. Сначала точатся головка из сырого материала, затем – донышко из сухого. Это делается для того, чтобы не рассыхалась матрешка.

2) Далее заготовки попадают в цех, где на высоких и широких стеллажах сушатся загрунтованные, безликие куклы. Грунтуют куклы женщины. Они ладонями черпают из миски кисель (клейстер) и смазывают им всю заготовку для того, чтобы не расходились краски, лак не проходил внутрь древесины и краски оставались яркими не расплывались. Три дня проводили здесь матрешки – и три раза их грунтовали.

3) На четвертый день матрешки «оживают». За них берутся художницы, которые «одевают» их в разноцветный наряд. Сначала наносят контур черной тушью, рисуют лицо, глаза и брови, волосы, руки, контуры узора. Другая художница уже красками расписывает головной убор, шейные и нагрудные украшения. Третья художница наносит орнамент. Далее матрешку лакируют, покрывают лаком. И получается очень красивая матрешка.

- Вот такой долгий путь проходит матрешка прежде чем предстать перед нами вот такой яркой и красивой!

Физкультминутка. (читается нараспев с движениями)

«Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

Хороши у нас одежки

Ладушки, ладушки.

Кружимся мы и танцуем,

Ладушки, ладушки.

Хоровод водить мы будем,

Ладушки, ладушки!

- Ребята, у нас сегодня в гостях вот эти матрешки. Но, посмотрите на них. Они какие-то грустные, невеселые, потому что на них не яркие, не красочные.

- Ребята, поможем нашим гостям, разукрасим для них яркими красками фартуки и косынки, чтобы наши гости стали веселыми.

- Итак, вы сегодня будете мастерами-умельцами, будете расписывать разными узорами фартуки и косынки для матрешек.

- Прежде чем приступить к работе, разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

- Итак, приступаем к работе.

IV. Самостоятельная работа детей. (звучит народная мелодия, дети работают).

V. Выставка работ.

(дети прикладывают «одевают» на силуэты матрешек свои работы)

VI. Итог занятия.

- Посмотрите, ребята, какие теперь стали наши гости – матрешки.

- Какие они (ответы детей, анализ).

- И еще они стали веселыми!

- Вы молодцы, помогли матрешкам, сделали их яркими, красочными, нарядными.

Публикации по теме:

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Автор публикации:
Интегрированная совместная деятельность в старшей группе
Опубликовано: 23 апреля 2015 в 11:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированная совместная деятельность в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Нуйкина (УИ 332244) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД