Валентина Нуйкина
Интегрированная совместная деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Народная игрушка - Матрешка»
Интеграция образовательных областей:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".
Программное содержание: Познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой.
Формировать понятие из чего она сделана, как украшена.
Расширять словарный запас.
Развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку разным орнаментом.
Развивать речь детей, мышление.
Публикация «Интегрированная совместная деятельность в старшей группе» размещена в разделах
Словарная работа: матрешка, расписная, народная игрушка, меценат, родовая усадьба, угодья, умелец, токарь, кругозор, утварь, мастер.
Методические приемы:
Словесные (беседа, рассказ, указания, инструкции, загадка, анализ работ).
Наглядные (рассматривание, показ).
Игровые (физминутка, пальчиковая гимнастика).
Материалы к занятию: иллюстрации «Коллекции матрешек»; расписные матрешки - семеновские, Сергиево-посадские, Полхов-майдановские, мордовские, силуэты фартуков, косынок из бумаги, гуашь, кисточки, вода.
Предварительная работа: работа по ИЗО, лепке, аппликации, рассматривание альбома «Народная игрушка», игры с матрешками, заучивание стихов, отгадывание загадок, роспись плоскостных изображений матрешек.
I. Организационный момент (пальчиковая гимнастика).
- Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
II. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы узнаем много нового и интересного. Надеюсь настроение у вас отличное и вы, несомненно, готовы к новым открытиям.
- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, надо отгадать загадку.
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
III. Знакомство с новым материалом.
1. Беседа о возникновении и видах русской матрешки.
- Сегодня мы поговорим о матрешке и узнаем о ней много интересного.
Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что, наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
- Есть ли в вашем доме матрешки?
- Что вы знаете о матрешках? (ответы детей) (Матрешке чуть больше 100 лет. Есть разные виды матрешек. Самые основные группы : Сергиево-Посадские, Семеновские, Полхов-Майдановские, Загорские).
-Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? (ответы и предположения детей)
- А на самом деле было так.
2. Рассказ воспитателя о возникновении на Руси матрешки.
- Давным-давно, более 100 лет тому назад, в Москве жили-были богатые купцы Мамонтовы: Савва Иванович и Анатолий Иванович. Савва Иванович слыл меценатом (богатым человеком, помогающим людям науки и исскуства). Он любил театр и давал большие деньги на театральные постановки. Его брат, Анатолий, открыл в родовой усадьбе (это отдельный богатый дом с примыкающими к нему строениями) семьи, в селе Амбрамцеве, под Москвой, магазин-мастерскую «Детское воспитание» по изготовлению и продаже детских игрушек. Здесь работали настоящие умельцы и прекрасные художники. Чтобы расширить их «игрушечный кругозор» (пространство, из разных стран привозили самые разные игрушки. Однажды из Японии была привезена японская деревянная кукла. Это был добродушный узкоглазый старичок Фукуруму - японское божество долголетия и счастья. Фукуруму раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукольные мастера и художники повертели в руках заморскую игрушку, подивились. Понравился им Фукуруму, и решили они выточить такую же русскую куклу и расписать ее. Токарь Василий Звездочкин выточил из березовой заготовки самую маленькую, нераскрывающуюся фигурку. Потом, фигурку побольше раскрывающуюся, потом еще больше - всего 8. Художник Сергей Малютин готовые фигурки расписывал. Самая большая была одета в русский сарафан и платочек. Кукла получилась на удивление красивой. И назвали ее русским именем Матреша. Так и стали новые игрушки Матрешками.
Позднее Матрешки распространились по всей стране, и выпускать их стали везде, где существовали деревянные промыслы. Самыми знаменитыми стали матрешки из Сергиева Посада (подмосковные, из Полхов-Майдана, из города Семенова (поволжские). (показ иллюстраций).
3. Стихи о разных видах матрешек. (рассказывают девочки)
Матрешка из Сергиева Посада.
«Я из Сергиева Посада,
Встрече с вами очень рада,
Мне художниками дан,
Яркий русский сарафан.
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Матрешка из Полхов-Майдана.
«А я, подружки, из Майдана,
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Матрешка семеновская.
«Я из тихого зеленого городка Семенова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых, розовых, бардовых
В подарок принесла.
4. Мордовская матрешка.
- У нас, в Мордовии, тоже стали мастерить народные умельцы эту чудо-игрушку. И расписывали ее наряд мордовским орнаментом. (показ иллюстрации). Наиболее удачным вариантом мордовской матрешки призвана матрешка, производимая в деревне Гавриловка, что в Старошайговском районе. Издавна гавриловские мужики резали из дерева ложки, другую утварь, необходимую в хозяйстве. Их изделия были хорошо известны в округе.
5. Рассказ о изготовлении матрешки. (рассказы детей).
1) Мастер вытачивает из липовой заготовки куклу. Потом она разрезается пополам, вытачивается середина. Сначала точатся головка из сырого материала, затем – донышко из сухого. Это делается для того, чтобы не рассыхалась матрешка.
2) Далее заготовки попадают в цех, где на высоких и широких стеллажах сушатся загрунтованные, безликие куклы. Грунтуют куклы женщины. Они ладонями черпают из миски кисель (клейстер) и смазывают им всю заготовку для того, чтобы не расходились краски, лак не проходил внутрь древесины и краски оставались яркими не расплывались. Три дня проводили здесь матрешки – и три раза их грунтовали.
3) На четвертый день матрешки «оживают». За них берутся художницы, которые «одевают» их в разноцветный наряд. Сначала наносят контур черной тушью, рисуют лицо, глаза и брови, волосы, руки, контуры узора. Другая художница уже красками расписывает головной убор, шейные и нагрудные украшения. Третья художница наносит орнамент. Далее матрешку лакируют, покрывают лаком. И получается очень красивая матрешка.
- Вот такой долгий путь проходит матрешка прежде чем предстать перед нами вот такой яркой и красивой!
Физкультминутка. (читается нараспев с движениями)
«Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки
Ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем,
Ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем,
Ладушки, ладушки!
- Ребята, у нас сегодня в гостях вот эти матрешки. Но, посмотрите на них. Они какие-то грустные, невеселые, потому что на них не яркие, не красочные.
- Ребята, поможем нашим гостям, разукрасим для них яркими красками фартуки и косынки, чтобы наши гости стали веселыми.
- Итак, вы сегодня будете мастерами-умельцами, будете расписывать разными узорами фартуки и косынки для матрешек.
- Прежде чем приступить к работе, разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
- Итак, приступаем к работе.
IV. Самостоятельная работа детей. (звучит народная мелодия, дети работают).
V. Выставка работ.
(дети прикладывают «одевают» на силуэты матрешек свои работы)
VI. Итог занятия.
- Посмотрите, ребята, какие теперь стали наши гости – матрешки.
- Какие они (ответы детей, анализ).
- И еще они стали веселыми!
- Вы молодцы, помогли матрешкам, сделали их яркими, красочными, нарядными.