Галина Фатеева
Интегрированная НОД для детей старшей группы «Знакомство с элементами женского народного костюма Белгородской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная НОД для детей старшей группы «Знакомство с элементами женского народного костюма Белгородской области и его роспись»
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с элементами старинного женского костюма Белгородской области.
- Выявить связь предметов костюма и орнаментов вышивки с народными обычаями, традициями, природой.
Публикация «Интегрированная НОД для детей старшей группы „Знакомство с элементами женского народного костюма Белгородской области“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Активизировать словарь детей новыми словами и понятиями: понева, сорочка, завеска, запон, подпояска, кичка, сорока.
- Учить детей расписывать элементы женского костюма традиционными узорами: крестик, «козлик», полоска, волна, травка.
Развивающие:
- Развивать интерес к истории образования и развития родного края, представление о культуре и быте предков на примере женского народного костюма.
- Развивать эстетические чувства и вкус.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к малой Родине, гордость и уважение к традициям предков.
Методические приемы: беседа, рассматривание образца, указание, упражнение, поощрение.
Оборудование: кукла в народном костюме Белгородской области, рушники, скатерти с народными вышивками, образец элементов росписи, магнитофон с кассетами записи народных песен Белогорья, кисточки, акварельные краски, стаканчики с водой, салфетки, простые карандаши, листы бумаги, вырезанные в форме платьев.
Предварительная работа: экскурсии в краеведческий музей, рассматривание фотографий, рисунков, с изображением предметов народного костюма, головных уборов.
Рассматривание цветовой гаммы и элементов вышивки на рушниках, скатертях, предметах старинной одежды; установление взаимосвязи элементов вышивки с представлениями далеких предков о природе (семантика узоров).
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед выставкой предметов народного быта. Звучит мелодия народной песни Белогорья.
Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живем? (Белгород).
- Как называются жители, живущие в Белгороде и Белгородской области? (белгородцы).
- К нам в гости пришла белгородка Федора в старинном народном костюме :
У наших воротях, у наших у широких
Стояла Федора – с позументом понева,
С ниткой подпояска, с канителью завеска.
С канителью завеска, строченная кичка,
Строченная кичка, золотая сорочка…
- Много загадок загадала нам Федора, кто поможет отгадать? (ответы детей).
- У нее с позументом понева, что такое понева? (раньше так называли юбку).
- Правильно. Поневы шили из двух полотнищ ткани черного или темно-синего цвета, а праздничные – красного цвета. Украшали поневы вышивкой из полосок, крестиков, лентами.
- У Федоры с ниткой подпояска, что такое подпояска? (ответы детей).
- Правильно, подпояска это пояс. Пояс у костюма был обязательно цветной, украшался кистями, нитками.
- У Федоры с канителью завеска, что такое завеска? (ответы детей).
- Завеска это фартук. Фартуки были высокие – одевались на шею, и короткие, навязывались на талию. Они украшались кружевом, бахромой, вышивкой.
- На голове у Федоры строченная кичка, что такое кичка? (ответы детей).
- Кичка – сложный головной убор, состоящий из нескольких частей: лент, полоски ткани и небольшой твердой шапочки – сороки. Чтобы ее одеть, требовалось немало мастерства и сноровки. Кичку украшали бисером, бусами, блестками.
- На Федоре – золота сорочка, что такое сорочка? (ответы детей).
- Правильно, сорочка – это рубашка или рубаха. Ее шили длинной, состоящей из 2-х частей: верхней – из тонкой ткани и нижней – из грубой ткани. На нижнюю часть рубахи надевали поневу – юбку. Рубахи богато украшали блестками, кружевами, нашивками из ткани разного цвета, вышивкой. Украшения пришивали на рукава, вокруг шеи, на манжеты. Мамы шили себе и своим дочкам одежду, украшали ее вышивкой красными нитками, учили вышивать своих дочерей. Образцы вышивок можно посмотреть и на скатертях, рушниках – полотенцах.
(В процессе беседы дети рассматривают одежду на кукле в народном костюме).
- В этих нарядах на праздниках девушки водили хороводы, пели песни и играли.
Становитесь в круг, поиграем в народную игру «Невеста» (дети становятся в круг, в центре «невеста»).
У невесты, у Наташи, (идут по кругу,
Что живет в деревне нашей (останавливаются,
Было семь женихов, было семь соколов.
Вот с такими глазами (показывают,
Вот с такими ушами, (показывают,
Вот такими руками (показывают,
Вот такими ногами (показывают,
Вот такими рогами (показывают).
«Невеста» : - Ах, вы дразниться! (догоняет детей).
Дети садятся за столы.
- Наша Федора очень любит наряжаться. Нарисуйте простым карандашом, где находится подпояска, где понева и завеска. Федора хочет, чтобы вы нарисовали ей новые наряды: украсили рубаху и завеску вышивкой, раскрасили поневу и подпояску.
Работа детей. «Федора» оценивает работы детей, благодарит за «обновки».
Материалы приложения заимствованы из пособия: Продуктивный педагогический опыт. Выпуск 2. – Белгород : ОГАОУ ДПО Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, 2013. – 306 с.