Анна Полыгина
Интегративные формы познавательно-исследовательской деятельности в процессе ознакомления дошкольников с «Землёй-кормилицей»
▼ Скачать + Заказать документы
А. П. Полыгина, воспитатель
МБДОУ д/с №70 г. Белгорода
«Мы считаем, что земля является нашей собственностью. На самом деле это мы собственность земли, мы ее дети. Мы должны это усвоить, иначе посмотреть на то, что мы делаем с нашей землей».
Е. С. Савченко
Кажется, что сегодня предметом плодотворной дискуссии может стать судьба русской земли. В буквальном, а не переносном значении этого слова - судьба черноземов, богатых и бедных почв. К разговору приглашают политиков, бизнесменов, чиновников, специалистов в надежде, что они нарисуют достоверную картину того, что происходит сегодня с российскими землями и внесут рациональные предложения их сохранения. За свою историю человечество потеряло полтора миллиарда гектаров пашни. Осталось столько же. Нужно помнить: цивилизации гибли по мере того, как истощались их угодья.
Публикация «Интегративные формы познавательно-исследовательской деятельности в процессе ознакомления дошкольников с „Землёй-кормилицей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Всё очень просто - люди не научились пользоваться землей без вреда для нее.
Мы, белгородцы, руководствуясь долгосрочной целевой программой «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области», разработанной в соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, должны, всеми средствами, заботится о здоровье нашего «чёрного золота» - родного чернозёма. Почвенный покров Белгородской области уникален, это главное богатство края – здесь на долю чернозёмных почв приходится около 80% территории. Начинать закладывать чувство ответственности за родную «Землю-кормилицу» необходимо с детства.
Задумываясь о столь важной проблеме как формирование у детей дошкольного возраста ответственности за родную «Землю-кормилицу», нами было определено направление педагогической деятельности – обогащение сознания детей знаниями и представлениями о почвах родного края через интегративные формы работы, на основе познавательно-исследовательской детской деятельности. Социокультурное развитие дошкольников путём включения их в процессы познания и преобразования социально значимой среды Белгородчины.
Для достижения намеченного определили задачи деятельности :
- формировать у дошкольников представления о взаимосвязи плодородия почв и развития сельского хозяйства родного края; о значении, составе и расположении почв Белгородского края; о земледелии края; о выращивании на белгородском черноземе сельскохозяйственных культур и производстве из них продуктов питания;
- активизировать познавательный интерес детей к изучению почв родного края, используя инновационные формы деятельности;
- воспитывать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к труду на земле и его результатам, земледельцам и желание трудиться, участвовать в производстве продуктов питания для себя, других людей и животных зооуголка.
Были выделены и реализованы такие формы работы как :
С дошкольниками.
- создание условий для практической и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в предметно-пространственной среде помещений и на территории ДОУ;
- циклы инновационной непрерывной образовательной деятельности с детьми с учетом сезонных особенностей (первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные);
- организация чудо-экскурсий, целевых прогулок, виртуальных экскурсий;
- наблюдения, беседы;
- включение в образовательную деятельность разнообразных игровых технологий;
- проектно-исследовательская детская деятельность;
- развлечения, праздники, гостевые дни.
- организация мини-музея Белгородского края в ДОУ, НОД музейной педагогики;
- использование малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, народных примет, загадок, афоризмов) по теме;
- создание совместно с детьми сборника художественно-творческих работ и познавательных текстов по теме;
- просмотр видеофильмов: «Сельское хозяйство Белгородчины», «Откуда хлеб пришел?»;
- формирование видеотеки о Белгородском хлебном крае, труде людей в сельском хозяйстве, сделанной силами педагогов, детей, родителей.
- участие детей и взрослых в акциях по защите чернозема,
- решение логических задач, кроссвордов;
- изучение энциклопедической и научно-популярной литературы;
- продуктивная творческая художественно-эстетическая, музыкальная деятельность детей, с использованием стихов, потешек, загадок, поговорок и пословиц, народных примет, занимательного материала, интересных случаев, исторических фактов, придуманных самими тематических кроссвордов, дидактических игр, авторских текстов словесных игр.
С родителями воспитанников:
- включение родителей в активную деятельность по изучению с детьми темы «Земля-кормилица Белгородчины»;
- подборка познавательного консультативного материала по теме;
- проведение информационной деятельности по теме;
- организация тематических выставок;
- организация встреч с представителями сельскохозяйственных профессий;
- включение родителей в работу по экологизации предметно-пространственного пространства ДОУ, создания видеотеки;
- участие в организации и проведении экскурсионной деятельности, сельском туризме по ознакомлению с почвами и сельским хозяйством края;
- открытые просмотры деятельности детей;
- участие в природоохранной деятельности, акциях и проектах;
- создание условий для труда детей на земле и в природе дома.
В рамках ознакомления старших дошкольников с почвами родного белгородского края ввели в образовательную деятельность темы : Чернозем-богатство Белгородчины», «Сельское хозяйство края», «Хлеборобные нивы», «Земля-кормилица», «Белгород- сердце родины моей», «От Белгорода к Белогорью», «Взаимодействие города и села» т. д. Давали общие знания о Белгородском крае и взаимозависимости объектов природы - знакомили детей с рельефом, природными ископаемыми, особенностями климата, географическим расположением, природным ландшафтом родного края. На карте Белгородской области дети учились определять административные территории, водные богатства, залежи полезных ископаемых, расселение диких животных и особенности природы. [4]
Чтобы углубить знания детей по теме «Земля-кормилица Белгородчины» открывали детям секрет, почему не вся почва дает одинаковые урожаи, почему хлеборобство развито не одинаково по всей области. В целенаправленной образовательной деятельности по изучению темы «Земля-кормилица Белгородчины» детей учили определять на карте особенности почв края и развитие разных видов сельского хозяйства в зависимости от качества и плодородия почв.
В исследовательской деятельности дети узнавали, что существует разный состав почв Белгородчины (черноземные, песчаные, меловые, суглинистые). Игровые сказочные образы «Земли-кормилицы», принцессы Черноземки, Песчанки, Глинки, Мелянки, царевны Землянушки способствовали передаче знаний детям в игровой, ненавязчивой форме. Эти персонажи рассказывали о себе, придав почве образ живого существа.
Работая с картой области, обращали внимание детей на преобладание черноземной почвы, рассказывали, что именно этот фактор явился основополагающим в том, что в области развито сельское хозяйство. Устанавливали с детьми цепочку связи: чернозем - сельское хозяйство-труд людей по выращиванию богатых урожаев. Дети понимали, что только благодаря труду земледельцев сельское хозяйство края получило развитие. Раскрывая тему о черноземном богатстве края, старались заронить в души детей частичку гордости за родной край, желание сохранять и преумножать его богатства. Использовали для этого научную информацию и народный фольклор, разъясняли смысл каждой мудрости, давали детям практические навыки. О черноземе говорят, «Оглоблю воткни - телега вырастет», педагоги разъясняли, что «не поклонишься земле, не приложишь к ней руки» - ничего не получишь. Благодаря такой планомерной деятельности дети осознавали, что только труд сельского труженика и богатые почвы приносят хорошие урожаи, таков закон «Земли-кормилицы». Но о ней надо заботиться, оздоравливать её.
Формировали у старших дошкольников знания, что большая часть пахотных земель занята зерновыми - хлебными культурами. Хлеб выращивают не только для области, но и для других городов России. Знакомили с процессом выращивания хлеба. Важную роль отводили экскурсиям, как наглядным, так и виртуальным, которые давали возможность проследить путь зернышка (от посева до доставки на элеватор, а затем и хлеба до стола). Здесь большую помощь оказывали родители.
Психологическая готовность детей данного возраста к аналитической деятельности давала возможность на опытах, в экспериментальной и исследовательской деятельности убедить детей в том, что образованию чернозема способствуют отмершие корни растений, листва, стебли, живые объекты и др., что в почве обязательно присутствует воздух и влага [1]. Так к детям приходило осознание значимости и необходимости этих компонентов для образования «черного золота» края - чернозёмной почвы. Вместе с детьми воспитатели готовили компост, вносили в почву удобрения, тем самым учили заботиться о земле, возрождать чернозем для получения хороших урожаев. [3]
В практической деятельности с землей на опытном участке, на участке поля, огороде и других природных объектах на территории детского сада, дети убеждались в особенностях плодородия чернозёмных почв, способах выращивания сельскохозяйственных культур. Педагоги же в это время решали воспитательно-образовательные задачи по обеспечению социокультурного развития обучающихся путём включения их в процессы познания и преобразования уникальных почв Белгородчины.
Включение в образовательную деятельность с детьми игровых технологий, как нельзя лучше способствовали осмыслению и закреплению знаний и представлений о хлеборобах, принципах работы в сельском хозяйстве. Дети прослеживали цепочки природных взаимосвязей в формировании плодородия почв. [4] После обобщающих бесед создавали предпосылки для развития сюжетно-ролевых игр «Жатва», «Сеем хлеб», «Уборка урожая», «Ферма» и т. д., вводили роли агронома, лаборанта, работников столовой, профессии механизаторов. Дидактические игры давали живое представление о строении, составе чернозёмной почвы, формировании гумуса, взаимосвязей живых организмов, растений с почвой. Игра всегда была основой познания.
Педагоги вовлекали детей и их родителей в проведение природоохранных акций в защиту почвы, поддержанию авторитета сельских тружеников и значимости сельскохозяйственного производства.
Удачной находкой явилось использование такой формы работы как «Жалобная книга природы», дающей возможность не только выразить собственное отношение к обнаруженной проблеме, но и самостоятельно придумать, необходимую форму природоохранной помощи, а затем и поучаствовать в устранении случившейся беды.
Интерес и отклик детей и родителей вызвало создание папки «Копилка добрых дел в рисунках» и совместным речевым творчеством.
Атмосфера жизни и общения в группе сводилась к принципу «Знаю сам – научу другого».
Включение детей в практическую деятельность с «Землёй-кормилицей» в детском саду и дома – важный фактор и предпосылки формирования самостоятельных познавательно-исследовательских умений. Частью предметно-пространственной среды мы организовали мини-лабораторию, в которой было все необходимое для проведения опытов. Дети, работая в ней, чувствовали себя исследователями, первооткрывателями. [3]
Мы уверены, что отсутствие необходимых условий для самостоятельной деятельности детей ведет к ограничению возможностей личности. Поэтому активно включали детей во взаимодействие с предметно-пространственной средой. Постоянно обновляли её, дополняли новыми компонентами, модернизировали для успешного выполнения её развивающей функции.
Организованная и проведенная в нетрадиционной форме поисково – исследовательская деятельность с детьми по всему разработанному циклу тематических мероприятий позволили нам обобщить и систематизировать знания детей о родной «Земле-кормилице», повысить их активность, уверенность в своих силах по сохранению уникальных чернозёмных почв Белгородского края. Мы убедились, что наши воспитанники становятся настоящими маленькими гражданами, которые любят нашу Белгородчину, стремятся узнать её особенности, стараются решить проблемы сохранения уникальных чернозёмных почв.
Список литературы:
1. Дыбина О. В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М., 2005.
2. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – М., 2007.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2004.
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М., 2008.