Марина Панкратова
Интеграция взаимодействия педагога-психолога и воспитателя по подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка детей к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте всегда была и остается востребованной в дошкольной педагогике и психологии.
Однако тема интеграции взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в этой области остается не достаточно разработанной.
Цель нашей работы: поиск новых эффективных форм работы педагога – психолога по подготовке детей к школе в рамках эффективного взаимодействия с воспитателем.
Публикация «Интеграция взаимодействия педагога-психолога и воспитателя по подготовке детей к школе» размещена в разделах
Создание оптимальных условий для формирования школьной готовности предполагает решение сложного комплекса психолого-педагогических задач.
В этой связи определение роли субъектов психолого-педагогического сопровождения особенно актуально.
Проанализировав литературу по теме, мы рассмотрели компоненты школьной готовности :
Школьная готовность – многокомпонентная структура. Она включает в себя специальную и общую готовность. Общая готовность, в свою очередь, складывается из психологической и физической. При этом, а составляющими психологической готовности являются интеллектуальная и личностная готовность.
Рассматривая школьную готовность, как многоуровневое новообразование старшего дошкольного возраста, мы обнаружили ресурсы оптимизации образовательного процесса.
В нашей работе мы сделали 2 предположения:
Интеллектуальный компонент школьной готовности неразрывно связан со специальным компонентом, следовательно, развитие познавательных процессов в непосредственной образовательной деятельности не только целесообразно, но и необходимо и может осуществляться воспитателем в соответствии с рекомендациями психолога.
Развитие личностной готовности, как сложной взаимосвязанной системы мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной составляющих и самооценки наиболее эффективно осуществлять в условиях специально организованных занятий с психологом.
В соответствии с этими предположениями были разработаны программы:
I. Программа развивающих занятий психолога по подготовке детей к школьному обучению «Хочу в школу!».
Цель: создание условий для успешного формирования личностной готовности.
Эта цель достигалась решением нескольких задач:
Развивать учебную мотивацию и общее положительное отношение к школе.
Формировать позицию ученика (по отношению к себе, к учителю, к одноклассникам).
Развивать произвольность поведения (сосредоточенность, умение работать по правилам, умение работать по образцу).
Развивать адекватность самооценки и уверенность в себе.
Цели и задачи программы развивающих занятий психолога по подготовке детей к школьному обучению «Хочу в школу!» определили составляющие личностной готовности.
Личностная готовность – это совокупность мотивационного (отношение к школе и учению, коммуникативного (отношение к учителю и одноклассникам, эмоционально-волевого (произвольность и умение работать по правилам) и самооценочного (положительное отношение к себе) компонентов.
На развитие данных компонентов были направлены занятия с детьми.
Структура занятия, представляла собой две части:
1. Чтение мотивирующей или коррекционной сказки с элементами драматизации.
2. Выполнение заданий на развитие произвольности.
Так например на занятии «Вертунчики» решались с ледующие задачи:
1. Поиск внутренних волевых ресурсов.
2. Освоение способов эмоционально-волевой регуляции.
3. Развитие умения работать по правилам.
При этом были использованы такие методы и приё мы как:
1. Чтение сказки с элементами драматизации «Верить и стараться»
2. Упражнение «Палочки и крестики».
II. Программа развивающих занятий воспитателя по подготовке детей к школьному обучению.
Цель: создание условий для успешного формирования специальной и интеллектуальной готовности.
Данная цель достигалась решением 2 задач:
1. Развитие навыков, необходимых для освоения навыков чтения письма и счета.
2. Развитие познавательных процессов и общей осведомленности.
Цели и задачи программы развивающих занятий воспитателя по подготовке детей к школьному обучению определили составляющие интеллектуальной и специальной готовности.
Специальную готовность составляют сформированность элементарных математических представлений, подготовка к грамоте и умение проводить звуковой и слоговой анализ слов, готовность руки к письму.
Интеллектуальная готовность – это соответствующий возрасту уровень познавательных процессов и общей осведомленности.
На развитие данных составляющих были направлены занятия воспитателя с детьми.
Структура каждого занятия последовательно сочетала:
1. Задания на развитие навыков чтения, письма и счета (решение программных задач).
2. Задания на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие, воображение)
На непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений решались следующие задачи:
1. Упражнение детей в количественном и порядковом счете, составе числа из двух меньших.
2. Воспитание умения понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
3. Развитие умения классифицировать и обобщать предметы.
Ребята работали с палочками Кюизенера, использовалась игра на обобщение и классификацию с карточками развивающего лото.
Список литературы:
1. Методическое пособие О. Хухлаевой «Хочу быть успешным!» стр. 16.(с собственными изменениями)
2. «Тесты для детей, сборник тестов, развивающих упражнений» составители М. Н. Ильина. Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. Стр. 47.