Вера Калашникова
Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция – (латинское - целый) – означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое. Интеграция – понятие теорий и систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных систем в целое, или процесс, ведущий к этой связанности.
Интегрировать – значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя, иногда добавляя или удаляя элементы или части.
Интегрированная деятельность построена по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей.
Публикация «Интеграция образовательной области „Художественное творчество“ с другими образовательными областями» размещена в разделах
Художественная деятельность в детском саду является частью общего педагогического процесса и при правильной организации этого процесса использование принципа интеграции становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива. Интеграция в образовательном процессе – особо выстроенный структурный процесс, направленный:
•На обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;
•Развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;
•Формирование способности самостоятельно проводить посильные творческие исследования;
•Развитие желания выражать себя в какой – либо деятельности.
Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов : личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.
Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планирование деятельности по теме, общей для всех образовательных областей (тематическое планирование). При этом педагоги имеют возможность решить несколько задач развития одновременно.
Интеграция разнообразных видов деятельности на равноправной основе дополняет друг друга и отличается от традиционной использованием межпредметных связей.
Использование интегрированного подхода к деятельности дошкольников имеет определенные преимущества:
•Повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что способствует повышению уровня обучения и воспитанности учащихся.
•Способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
•Способствует развитию изобразительных, двигательных, музыкальных способностей, навыков и умений;
•Позволяет систематизировать знания;
•Способствует развитию эстетического восприятия, художественно – образного воображения, творческого мышления детей.
•Позволяет избежать перенапряжения, перегрузки утомляемости детей, вовлечение их в активную работу на каждой минуте деятельности.
•Способствует повышению, росту профессионального мастерства педагога, так как требует от него владение методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса.
Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного - воспитательного процесса, специальной подготовке детей к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы, формирование у ребят понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом. (Т. С. Комарова)
Объединяя в нужной пропорции элементы коммуникаци, изодеятельности, физического развития, познания, музыкальной деятельности одной темой педагог может удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет близкие для себя темы.
Взаимодействие специалистов. Интеграция— важнейшая часть системы межпредметных связей. Материал такой деятельности показывает единство процессов, происходящих в окружающем мире, позволяет воспитанникам видеть взаимозависимость различных наук. Поэтому основной и первоначальной деятельностью ДОУ по осуществлению культурологического подхода в интеграции образования являются интеграция и координация деятельности специалис-тов и педагогов ДОУ, а это возможно только при правильной организации взаимодействия между членами педагогического коллектива (Т. Н. Симонова, А. А. Ушаков).
Сущность такого подхода: работа должна быть организована так, чтобы каждый педагог для решения стоящих перед ним задач мог использовать потенциальные возможности программного обеспечения других специалистов, усиливая тем самым воздействие на формируемые у него функции, навыки или процессы. Задачи развития детей соответствуют общей стратегии развития повышая эффективность комплексного психолого –педагогического процесса, что выражается в тематическом планировании. Это также касается и использование методического обеспечения – программ, литературы, пособий. (Использование имеющихся подборок картотек, игр, упражнений, наличие подвижных)
Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности с другими образовательными областями в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять и дополнять другими видами деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).
Сейчас я на одном из примеров хочу рассказать, как можно проследить процесс интеграции художественного творчества с другими образовательными областями в нашей группе.
Первым этапом стала непосредственная образовательная деятельность - рисование с темой «Поезд». Елена Дмитриевна предложила детям нарисовать вагончики к уже готовому паровозу, показала приёмы рисования, которые необходимо использовать при работе. Второй этап – это опять же непосредственная образовательная деятельность, но уже Познание (Формирование целостной картины мира, тема «Транспорт», на котором закрепили имеющиеся знания о видах транспорта, но особое внимание уделили поезду, выяснили, какое значение он имеет в жизни людей, познакомились с профессией машиниста. Дальше мы организовали сюжетно – ролевую игру «Путешествуем на поезде», в ходе которой дети проявили не только игровые навыки, но и познакомились с правилами поведения, во время поездки на поезде.
Интеграция дает возможность детям для самореализации и самовыражения, творческого подхода к организации воспитательно - образовательной работы педагогам.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как :
1. «Познание». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.
2. «Коммуникация». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
3. «Безопасность». Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
4. «Чтение художественной литературы». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
5. «Труд». Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.
6. «Физическая культура». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
7. «Музыка». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.