Анна Бегман
Инновационный проект «Экологическое воспитание детей в ДОУ» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей в ДОУ.
- наличия базы, создание условий для работы по экологическому воспитанию;
- использование самых разнообразных форм работы и решении задач экологического воспитания;
- работе с родителями, т. к. без родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей дошкольного возраста.
-экспериментальная деятельность у детей дошкольного возраста.
Публикация «Инновационный проект „Экологическое воспитание детей в ДОУ“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Задача педагога-вырастить здорового ребенка, знающего и защищающего природу, по – хозяйски распоряжаться ее богатствами.
Формы работы:
С дошкольниками: С родителями:
- занятия;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- проведение экологических викторин, праздников;
- выставки детских работ;
- организация конкурсов.
- консультации;
- викторины;
- папки-передвижки;
- конкурсы, выставки.
Особенности технологии:
- формирование у дошкольников активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;
- активизация интеллектуально - познавательной деятельности и творческого самовыражения.
Ожидаемые результаты:
-внедрение в практику работы ДОУ инновационных технологий, предпосылок для более высокого уровня профессиональной деятельности и самореализации педагогов;
-сформированность у детей уважительное отношение к природе родного края через интеграцию всех видов деятельности.
Моя технология состоит из двух разделов.
1. «Эколого - оздоровительная работа».
Задача - формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, выработка навыков здорового образа жизни.
Взаимодействовать с окружающей средой (лес, луг, озеро) и погодно – климатическими факторами (мороз, ветер, дождь, жара) дошкольники учатся во время походов, экскурсий, прогулок, специальных занятий (физкультурный уголок в зле, оснащенные различным спортивным инвентарем). При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм, укрепляется здоровье.
2. «Эколого – развивающая среда в ДОУ».
Задача- развитие познавательных способностей средствами окружающего пространства.
Особое значение приобретает организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, где дети проводят большую часть времени
Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду, но и специально созданную предметно-развивающую среду в детском саду, которая поможет в процессе целенаправленного воздействие сформировать начало экологической культуры –осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Создание эколого – развивающей среды в ДОУ – одно из условий экологического воспитания детей. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в ходе за ними под руководством педагога. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.
Эколого-развивающая среда ДОУ включает организацию уголка природы в группах с подбором комнатных растений, лабораторно –исследовательские уголки для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой.
Огород, сад, цветник используется для наблюдения и ухода за растениями.
В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции.
В состав видовых точек экологической тропы включены те объекты, которые есть на территории детского сада: различные виды деревьев и кустарников, мхи, грибы, муравейник, цветущие растения, места регулярного скопления насекомых.
На экологической тропе проводятся комплексные занятия, игры, организация практической и исследовательской деятельности, что способствовать развитию у детей эмоционально-положительного отношения к природным объектам, правильному поведению в природе.
Таким образом, ознакомление детей с природой в детском саду проходит через постоянное непосредственное «живое» общение с ней. Одним из условий, обеспечивающим это, является экологизация развивающей среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного. Правильная организация эколого-развивающей среды предполагает понимание работниками дошкольного учреждения экологического подхода к содержанию растений и животных, осознание необходимости их использования в эколого-педагогическом процессе
Результатом работы в данном направлении стала самопрезентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, создание информационной базы.
Итог.
Работа по данной технологии позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, работать в системе и творчески, что станет залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителям экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Характерными особенностями совместной деятельности являются:
Контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
Понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
Наличие руководителя, который организует совместную деятельность распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
Возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.
Основной вид деятельности:
Деятельность, как создание и поддерживание условии для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения. Методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно-взрослыми и детьми.
Совместно организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с различной степенью включенности и участие как взрослых, так и детей. Дошкольники способны встать участниками этой деятельности тремя способами:
-слушая рассказ воспитателя о разных делах и событий в ДОУ;
-наблюдая за деятельностью взрослых;
-практически участвуя в ней.
Какие формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.
Педагогическое общение – это процесс взаимодействие людей с целью достижения общего результата. Наибольшее значение имеет личностно ориентированное общение, которое может принимать форму делового взаимодействия.
Цели:
a) Демонстрация воспитателем, образца (эталона) взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.
b) Демонстрация способов общение с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ними.
c) Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по ходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма
d) Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.
e) «Развитие наблюдательности, формирования понимания причинно-следственных связей в природе».
В младшем дошкольном возрасте:
Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников изменяются, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю-вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах».
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы.
Обучение дошкольников в процессе создания необходимых условий для растений и животных происходит косвенно-как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а вам помогают, покажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.
Труд детей какого бы объема он не был, становится осмысленным, экологически целесообразным: если прослеживается зависимость жизни и состояние растений и животных от условий, в которых они находятся; если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддерживание необходимых условий для всех живых существ, находятся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания-методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.