Tамара Пономаренко
Инновационный проект «Толерантность — дорога к миру»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД № 1
Пономаренко Т. И. Старший воспитатель МАДОУ №31 Представляю инновационный проект «Толерантность – дорога к миру»
СЛАЙД №2
«Толерантность делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира»
. В одном из выступлений генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, призывал обучать и воспитывать подрастающее поколение в духе толерантности.
Публикация «Инновационный проект „Толерантность — дорога к миру“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
СЛАЙД №2 - 8
МАДОУ центр развития ребенка – детский сад № 31 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края отличается тем, что на протяжении многих лет работает в экспериментальном режиме. Коллектив детского сада - высококвалифицированные, творческие люди, в совершенстве владеющие секретами педагогического мастерства. Педагоги ДОУ успешно апробируют и внедряют современные педагогические технологии, стали инициаторами инновационных процессов, щедро делятся своим передовым опытом по актуальным педагогическим вопросам. В детском саду созданы комфортные условия для разнообразной детской деятельности, оборудована современная развивающая предметная среда с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, способствующая формированию доброжелательного и уважительного отношения детей к представителям разных народов, проживающих в многонациональном крае.
СЛАЙД № 9
В настоящее время в образовательном пространстве проблема интеркультурного воспитания выходит на первый план, потому что в изменившихся условиях жизни люди сталкиваются с различными проблемами. Особенно остро стоит вопрос подростковой преступности, растет количество молодежных антиобщественных организаций, носящих экстремистский характер.
• Сейчас такое время, когда всем нам очень не хватает толерантности, общественная атмосфера наэлектризована, поэтому происходят конфликты на межнациональной почве от недостатка информации друг о друге.
• На бытовом уровне подспудно насаждается чуждая общечеловеческим ценностям идеология корпоративного, в том числе и этнического эгоизма.
• Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
• Среди подростков виден рост преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.
Слайд № 10
Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.
Однако:
• Педагоги подчас не могут решить проблемы, возникающие из-за несформированности у детей толерантности или уже сформированной интолерантности.
• В дошкольной педагогике уже накоплен опыт в рамках интернационального воспитания, но сегодня появилась необходимость в поиске новых форм.
• Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, и не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми.
Таким образом, в ходе анализа данной проблемы, были выявлены противоречия, которые представлены на слайде
ПРОТИВОРЕЧИЯ
• социальная востребованность в обществе высокогуманной личности и недостаточное проявление такой личности в реальности;
• понимание воспитателями возможностей народной педагогики в осуществлении гуманного воспитания дошкольников и отсутствие конкретных рекомендаций для работы.
СЛАЙД № 11 АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность проблемы социокультурной толерантности связана с тем, что:
• Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития человечества.
• Каким будет наше общество, и как будут решаться экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается еще в детском возрасте.
• Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.
Исторически так сложилось, что Кубань - огромный полиэтничный край. Издавна заселенный представителями разных национальностей: это русские, украинцы, грузины, немцы, армяне, греки, цыгане, дети от смешанных браков, которые впитали культуру нескольких народов и др.
Представители различных народов привносят в социум свою культуру, обычаи, взгляды на жизненные идеалы, обогащая тем самым, друг друга, формируя общечеловеческие ценности
Практически любое образовательное учреждение города или села поликультурно, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей.
За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, данная позиция ведет в ущерб социально-личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общения, становлению образа “Я” и самооценки.
Поэтому вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Поэтому вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.
СЛАЙД № 12
Осознавая значимость данной проблемы, нами был разработан проект «Толерантность - дорога к миру». главная идея и цель представлены на слайде:
ИДЕЯ:
Воспитание детей старшего дошкольного возраста строится на принципах толерантного отношения к представителям различных национальностей, уважительного отношения к языку, культуре и истории различных народов в различных видах деятельности.
ЦЕЛЬ:
Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя. Формирование понимания детьми индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права.
СЛАЙД № 13
Основные задачи, решаемые внедрением проекта:
• Создать условия в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.
• Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.
• Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей на родном языке.
• Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности;
• Помочь каждому ребенку независимо от его национальности реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь.
• Найти эффективные формы по взаимодействию ДОУ, родителей и социума в вопросах формирования толерантной культуры.
• Создать в ДОУ тренажерный центра «Движение» с привлечением детей – инвалидов и детей, не посещающих детских сад (в том числе детей из цыганских семей, из семей мигрантов).
• Приобщить дошкольников к музейной культуре, познакомить с историей, обычаями, достопримечательностями родного края, станицы посредством познавательных занятий в историческом музее.
Слайд №14
ЭТАПЫ
Реализация проекта выполняется поэтапно с 20012 по 2014г. на базе МАДОУ№ 31 и организационно включает три этапа.
Информационно – подготовительный
Основной
Заключительный
В основу разработки положен проектно – исследовательский метод, а также организация познавательных занятий в районном историческом музее.
Основной этап проекта «Толерантность – дорога к миру» подразумевает реализацию подпроекта «Широка страна моя родная», подпроекта «Движение и здоровье» и музейные занятия «Край родной навек любимый».
Предполагается взаимодействие с социальным центром «Росток», районной детской поликлиникой и районным историческим музеем.
Слайд №15
Новизна разработки
• Создание условий для успешного вхождения в жизнь детского сада детей разных национальностей, детей с ограниченными возможностями, детей не посещающих детский сад по другим причинам, с тем, чтобы обеспечить право каждого ребенка на качественное образование при полном уважении его культурной самобытности.
• Использование национально-регионального компонента в проекте, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, обеспечит развитие этнической толерантности у детей дошкольного возраста.
• Организация дополнительной секционной работы на тренажерах и по обучению игре серсо, направленной на удовлетворение естественной потребности в движении детей посещающих ДОУ, детей-инвалидов, детей, не посещающих детский сад по разным причинам, а также родителями.
Новизна проекта состоит в
• формировании толерантности у детей дошкольного возраста через организацию различных мероприятий в ДОУ;
• создание в ДОУ тренажерного центра «Движение» с привлечением детей – инвалидов и детей по другим причинам, не посещающих детских сад;
• организации специально разработанных познавательных занятий, бесед, экскурсий и познавательных маршрутов педагогами МАДОУ №31 и сотрудниками исторического музея нашей станицы
Ленинградской
СЛАЙД № 16
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Уточнение структуры процесса формирования толерантности у детей дошкольного возраста;
Конкретизация сущностных характеристик процесса формирования толерантности у дошкольников;
Обоснование последовательности и организации данного процесса;
Выявление критериев и уровней сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость состоит в уточнении структуры процесса, в конкретизации сущностных характеристик, обосновании последовательности и организации процесса формирования толерантности у старших дошкольников.
СЛАЙД № 16
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Проект послужит:
развитию эффективных форм по взаимодействию педагогов ДОУ, родителей неорганизованных детей и детей инвалидов.
началом внедрения новых форм работы с детьми дошкольного возраста не посещающих детский сад
Взаимодействию детского сада, социального центра реабилитации детей «Росток», районного исторического музея.
Проект, реализуемый в ДОУ, позволит организовать совместные занятия детей-инвалидов и их родителей на тренажерах. Даст детям возможность освоения информации об истории Родины через эмоциональное, личностное восприятие, через «переживание» эпохи в процессе музейного занятия.
Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
Диагностический инструментарий
• методики, обладающие комплексными диагностическими возможностями;
• тестовые упражнения «Сказка», целью которых является наблюдение за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями (К. Тейлор);
• игровая диагностическая методика М. И. Лисиной по выявлению уровня развития коммуникативной деятельности дошкольников;
• игровой тест «Секрет» (Я. Л. Коломинский, позволяющий вычислить «уровень благополучия взаимоотношений» в детском коллективе;
• наблюдение;
• контрольный опрос;
• (рисуночная методика «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующие животные» «Моя семья»).
Используемая литература:
Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 7.
Выгодский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский ; под. ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 479 с.
Коломийченко Л. В. “Организация предметно развивающей среды по программе социального развития», Пермь, 2002.
“Конвенция о правах ребенка”. 1989 г.
Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
Шрейдер Ю. А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7—25. С. 8.