Нина Шолмова
Инновационный проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
Содержание:
I. Целевой раздел
1. Аннотация
1.1 Пояснительная записка. Актуальность работы.
Темочки:
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
1.2 Цель и задачи проекта
1.3 Принципы и подходы к организации образовательного процесса
2. Планируемые результаты освоения проекта
II.Содержательный раздел
2.1 Календарно-тематическое планирование
III.Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение проекта
I. Целевой раздел
1. Аннотация.
Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми и родителями по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего поселка, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родного поселка, страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.
1.1 Пояснительная записка. Актуальность работы.
Вид проекта : воспитательно-образовательный для детей дошкольного возраста.
Продолжительность проекта : долгосрочный (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группа).
Участники проекта : старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, руководитель изо-студии, родители и дети группы.
Воспитание патриотического чувства подрастающего поколения одна из самых сложных и актуальных задач нашего времени.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогический усилий по патриотическому воспитанию дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, к природе и культуре малой Родины. Мир ребёнка – это его дом, семья, двор, улица, парк, в который он ходил гулять, ближайший лес, речка, поле – Всё то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС).
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Актуальность проблемы заключается и в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Чувство Родины … Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе …
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающая в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении патриотизма.
Но патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление социального опыта жизни своего посёлка, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием своего родного посёлка.
Знакомясь с родным посёлком, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временный период, в определённых этнокультурных условиях и в тоже время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры. Любить можно то, что хорошо знаешь. На основе знаний о своём посёлке зарождается любовь к родным местам и постепенно формируется эмоционально – положительное отношение к жизни, воспитывается начала патриотизма.
Воспитывая у детей любовь к родному посёлку, необходимо подвести их к пониманию, что они живут в прекрасной стране – России, где его маленький родной посёлок является частицей России.
Любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду решалась раньше традиционно, но необходимо сделать эту работу содержательной.
Поиск содержания, средств, методов в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников привёл нас к созданию этого проекта.
Первый этап работы – это диагностико - аналитическая деятельность по данной проблеме, обработка педагогической, научно – популярной и нормативно – правовой литературы, работа с интернет ресурсами, анализ парциальных программ и технологий: «Истоки», «Наследие», «С чего начинается Родина»,
Полученные результаты позволили определить цели, задачи и содержание процесса патриотического воспитания и пути его реализации.
Проект предназначен для работы с детьми от 3 до 7 лет и является инновационным дополнением к “Программе воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М. А. Васильевой.
Проект «Моя малая Родина» вписывается в общую систему воспитательно-образовательной работы с детьми, пронизывая все её направления, предполагает активное участие родителей, детей, педагогов.
Проект рассчитан на 4 учебных года, объём в часах индивидуален для каждой группы, в зависимости от восприятия данной темы воспитанниками.
1.2 Цели и задачи проекта
Цели:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родному посёлку.
Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Формирование любви к родному посёлку и интерес к прошлому и настоящему.
Развитие эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, улице.
Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в посёлке.
Развитие бережного отношения к посёлку (достопримечательности, культура, природа).
Формирование умение ориентироваться в ближайшем окружении и отражать это в своей деятельности.
Целевая аудитория: воспитанники ДОУ, родители (законные представители)
Сроки реализации проекта : 2018-2021 гг.
1.3 Принципы и подходы к организации образовательного процесса
1. Принцип историзма.
Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к 2-ум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удалённость тех или иных событий.
2. Принцип индивидуального подхода.
При проведении и организации занятий учитывается индивидуально психологические особенности детей, уровень их реальных возможностей
3. Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
4. Принцип «позитивный центризм».
Отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста.
5. Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе усвоения знаний о своём посёлке с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
6. Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
7. Принцип добровольной активности.
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
8. Принцип последовательности.
Содержательные задачи решаются методом усвоения материала от близкого – к далёкому, от малого – к великому (мой дом – моя улица – мой посёлок – моя страна – моя планета).
9. Принцип социальности.
Использование социального опыта прошлых поколений (национальные и семейные традиции).
10. Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем. Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным посёлком может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности
Воспитание у дошкольников патриотического чувства – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным посёлком станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
• Ознакомление дошкольников с родным посёлком должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
• Введение этого материала с учетом постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого, к менее близкому – культурно – историческим фактам.
• Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни посёлка, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладываем предпосылки развития способности ребёнка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В. И. Слободчиков)
• Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного посёлка, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству детского сада и посёлка.
• Привлечение детей к посещению и участию в поселковых праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселью, познакомиться с творческими людьми посёлка- носителями социокультурных традиций в области ремёсел, песни, танца.
• Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным посёлком, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
• Создание развивающей среды в группе и ДОУ, (мини-музеи русского быта, предметы декоративно - прикладного искусства, фольклор, музыка) позволяет «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразование его по законам добра и красоты». (Р. М. Чумичёва)
• Организация работы с родителями под девизом : их знания и любовь к посёлку должна передаваться детям (совместные творческие работы детей и родителей)
Система и последовательности работы по ознакомлению дошкольников с родным посё лком представлена следующим образом:
Семья
Д/С
Родная улица, район Родной поселок
Занятия по ознакомлению с посёлком проводятся один – два раза в месяц.
Модель «Знакомство дошкольников с родным посёлком»
1. Труд взрослых.
2. Отдых жителей посёлка.
3. Природа родного посёлка.
4. Культура поведения в посёлке.
5. Защитники посёлка.
6. Знаменитые земляки.
7. История посёлка.
8. Достопримечательности посёлка.
При работе с моделью учитывается, что «круг тем» подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания посёлка ребёнком за счёт рассмотрения дома, улицы, района, посёлка с новых позиций и установления новых связей с тематическими блоками путём обогащения их новым жизненным опытом ребёнка. При повторном возвращении к материалу краеведческое содержание постепенно наполняется новыми понятиями, смыслами и ценностями.
2. Планируемые результаты освоения проекта
(в соответствии с целевыми ориентирами)
Условия реализации
Для эффективной реализации проекта необходимо соблюдать определё нные условия:
- В семье надо создать и развивать свои традиции;
- Семья не должна существовать изолированно;
- Родителям желательно владеть воспитательными методами педагогики;
- Дети в условиях дома должны выполнять посильную работу, выработать систему правил и норм поведения, участвовать в посильном общественном труде, помощи другим людям;
- Члены семьи должны постоянно обращаться к истокам национальной культуры, а педагоги и психолог детского сада оказывать им постоянную поддержку в этой работе.
- Родители должны стать единомышленниками воспитателей, а для этого необходимо организовать разнообразную совместную, деятельность педагогов, детей и родителей, в которую входили:
- Оснащение групповой комнаты предметами русского народного быта, иллюстрации достопримечательностей посёлка, записи песен, видео фильмы о посёлке, стихи местных поэтов, фотоальбомы.
- Участия в праздниках и развлечениях;
- Организация экскурсий по посёлку, в музеи и т. п. ;
- Совместные выставки работ детей и родителей;
- Конкурсы совместных работ детей и родителей;
- Совместные субботники;
- Эмоционально благополучная атмосфера дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и людьми построена на основе доброжелательности и взаимоуважения, ребёнок чувствует себя желанным и защищённым;
- Соблюдение прав ребёнка на игру, досуг, национальную самобытность, свою территорию, а также уважение права на собственность;
- Бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности детей;
- Побуждение детей к выполнению общественно значительных заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребёнка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам. Взаимодействие семьи и педагога должно быть построено на доверительном общении. Общее ценностное пространство на основе доверительного общения даёт возможность решать все воспитательные задачи.
Прогнозируемый результат:
- расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности;
- регулярное участие родителей в организации образовательного процесса, проявление искреннего интереса к жизни группы, эмоциональная поддержка своего ребенка, участие в праздниках и развлечениях, проектной деятельности;
- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса детского сада.
- создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей.
II. Содержательный раздел
2.1 Календарно-тематическое планирование
Тематическое планирование по блокам для всех возрастных групп
2-ая младшая группа
1-ый блок «Мой дом – моя семья»
№
п/п Познавательные занятия Сроки выполнения
1
2
3
4
5
6 «Мама, папа, я - вместе дружная семья»
«Труд взрослых»
«Моя любимая игрушка»
«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».
«Мамы есть у всех»
«Бабушки и дедушки» Сентябрь, октябрь
Ноябрь, декабрь
Январь, февраль
Март
Апрель
Май
1
2
1
2
3
4 Развитие речи
«Спорт – это сила»
«Улыбка милой мамы»
Аппликации, лепка, рисование. Подарки для пап.
«Для мамы цветочек я нарисую – порадую милую, дорогую»
«Моя семья – моя крепость»
«Для любимой бабушки испеку оладушки»
Февраль
Март
Февраль
Март
Апрель
Май
1
2
3
4
5 Беседы. Ситуации
«Я и моя семья»
«Мои братья и сёстры» (с использованием фотографий)
«Я учусь у дедушки …»
«О том, как нужно вести себя с мамой и папой»
«Как утёнок маму искал»
Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
1
2
3
4
5
6
7
8
Сюжетно - ролевые игры
Дом
Семья
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Разучивание песенок, потешек
Праздники и развлечения
«Мамин праздник»
«На бабушкином дворе»
«Бабушка – загадушка» (по мотивам русского фольклора)
Октябрь
Январь
Сентябрь
В течение года
В течение года
Средняя группа
1-ый блок «Мой дом – моя семья»
№ Познавательные занятия Сроки выполнения
1
2
3
4
5
6
7
8 «Мы вместе»
«Такие разные профессии»
«Вместе веселее»
«Давайте познакомимся»
«Как мы друг другу в семье помогаем»
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
«Те кто меня любят»
«Портрет семьи» Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
май
1
2
3
4 Развитие речи.
«Для меня всегда Герой- самый лучший папа мой»»
«Вот какая мама, золотая прямо!»
«Бабушка рядышком с дедушкой»
«Изба детьми весела»
Февраль
Март
Апрель
Май
Аппликации, лепка, рисование.
1
2
3
4 «Моя семья»
«Портрет моей мамы»
«Сундучок для бабушки»
«Поселок и село» Сентябрь
Март
Апрель
Май
Беседы. Ситуации.
1
2
3
4
5
6 «Это моя семья»
«Самые милые, самые родные»
«Пусть всегда будет мама»
«Лучше мамы не найти»
«Очень с папой мы похожи»
«Для чего нужно знать домашний адрес» Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Март
Февраль
Апрель
Сюжетно - ролевые игры.
Дом. Семья.
Разучивание песенок, потешек.
Рассматривание иллюстраций
Праздники и развлечения.
«Бабушкины сказки»
«8 Марта»
«День защитника Отечества»
2-ой блок «Мой любимый детский сад»
№ Познавательные занятия Сроки выполнения
1
2
3
4 «Мой любимый детский сад»
«Хорошо у нас в детском саду»
Целевые экскурсии по детскому саду и знакомство с трудом его сотрудников
Наша группа «Ладушки» Сентябрь
Октябрь
В течение года
Ноябрь
Развитие речи.
1 «Детский сад второй наш дом» Декабрь
Беседы.
1
2
3
4 «Детский сад, детский сад- это радость для ребят»
«Я и друзья»
«Что такое хорошо, что такое плохо»
«Определи настроение»
В течение
года
Сюжетно – ролевая игра.
Экскурсия по микрорайону, где находиться детский сад.
Старший дошкольный возраст
1-ый блок «Моя семья»
№ Познавательные занятия Сроки выполнения
1
2
3
4
5
6 «Святая троица земли: ребёнок, мать, отец»
«Мамочки и дочки»
Викторина «Мама папа и я – благовещенская семья»
«Моя мама лучше всех»
Квест «Поможем бабушке и дедушке найти Колобка»
Беседа «Что такое генеалогическое древо»
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Беседы.
1
2
3
4
5
6
7
8
9 «Семейный альбом»
«Напишу письмо любимой бабушке»
«Традиции и любимые занятия моей семьи»
«Вместе не страшны и тучи»
«Выходной день в нашей семье»
«Как я провёл лето» (рассматривание фотографий)
Обсуждение ситуаций из жизни семьи
Чтение стихов о братишке и сестрёнке
Работа над понятием «Родня» (чтение «Домовёнком Кузей стихотворения Я. Акима «Моя родня»)
В течение года
Сюжетно – ролевая игра
«Семья»
2-ой блок «Мой любимый детский сад»
№ Познавательные занятия Сроки выполнения
1
2
3
4 Наша группа «Ладушки»
«Детский сад наш так хорош – лучше «Журавушки» не найдешь»
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников
Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду Март
Март
Апрель
Май
Беседы.
1
2
3
4
5
6
7
8
«Что я знаю о детском саду»
«Труд сотрудников в нашем детском саду»
«Наш детский сад летом, весной, зимой, осенью»
«Детский сад – наш второй дом»
Труд на территории детского сада.
Изготовление поделок из природного материала в подарок детям младшей группы.
Пение песен и чтение стихов о детском саде
Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»
В течение года
3-й блок «Мой район, моя улица»
№ Познавательные занятия Сроки выполнения
1
2
3
4
5
6
7 Экскурсия по посёлку «на автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям)
План – схема «Мой микрорайон» (В центре прямоугольные здания, линией улицы. Когда схема готова, предложить детям показать, как дойти от д/с до дома, от школы до д/с)
«Улица нашего села»
Улицы имени … (рассказ из книги «Моя Благовещенка»)
Д/и «Я не заблужусь»
Создание макета «Наш микрорайон» из коробок
Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и д/с) Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
4-й блок «Родной посёлок – знай и люби»
Любить – значит знать
№ Познавательные занятия Сроки выполнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11 «Возвращение к истокам» (история возникновения посёлка)
Творческий проект «Любимый посёлок Благовещенка» (достопримечательности посёлка)
Игра – путешествие «Что мы родиной зовём?»
Гостиная «Знаменитые земляки»
(с приглашением В. М. Балабаева)
Беседа «Что мы знаем о нашем посёлке?»
Показ видеофильма «Благовещенка – ты России кусочек земли»
Экскурсия в краеведческий музей
Целевая прогулка к памятнику погибшим в Великую Отечественную войну солдатам 1941 – 45 годов
Беседа «Спасибо Деду за Победу»
Составление творческого рассказа на тему «Защитники Отечества»
Обобщающая беседа «Я живу в Благовещенке» (письмо другу) Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Май
Май
Февраль
Апрель
Подготовительная к школе группа
1-й блок «Моя семья»
№ Познавательные занятия Сроки выполнения
1
2
3
4
5
6 «Мама, папа, я – счастливая семья»
«Мужчины и женщины в семье»
«Семья- начало всех начал»
«Отцы и дети»
«Сердце мамы лучше солнца греет»
Викторина «Что мы знаем о своих родителях?» Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Февраль
Март
Декабрь
Беседы.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
«Я и моя семья» (с использованием семейных фотографий)
«Самые любимые, самые родные»
«Визитная карточка семьи»
«Удивлю мамочку свою»
«Кем и каким я буду когда вырасту»
Круглый стол «Семейные традиции»
Разгадывание ребуса «7Я» (работа над понятием семья)
Изготовление панно «Моя семья»
Выставка «Семейные газеты»
Составление рассказов на тему «За что я люблю своих родителей. Как я помогаю им».
Семейные посиделки «Дружная семейка»
Копилка мудрых мыслей (пословицы и поговорки о семье)