Гайдукевич Наталья
Инновационный проект «Мы солдатские песни поём» (о творчестве Ансамбля песни и пляски имени А. В. Александрова)
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта – 3 месяца.
Модель проекта (лэпбук) – бессрочный.
Автор проекта – музыкальный руководитель Гайдукевич Н. С.
Основное направление проекта – художественно-эстетическая, познавательная деятельность.
Участники проекта – педагоги, дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, родители, сотрудники Михайловского исторического музея, участники Михайловского духового оркестра им. В. И. Агапкина, артисты Михайловского Дома Культуры.
Введение
Публикация «Инновационный проект „Мы солдатские песни поём“ (о творчестве Ансамбля песни и пляски имени А, В, Александрова)» размещена в разделах
Приближается 77-летие празднования Победы. 77 лет счастливой мирной жизни, 77 лет страшных воспоминаний, 77 лет гордости за свою любимую Отчизну. Да, это праздник, но праздник, как поётся в великой песне «со слезами на глазах». И мы, взрослые, просто обязаны так организовать работу по патриотическому воспитанию, по преемственности поколений, чтобы и дети осознали свою сопричастность с судьбой Отечества. Об этом подчёркивается в Концепции дошкольного воспитания.
Актуальность
Как музыкальный руководитель, понимаю, что воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, когда рассказываем о людях музыкальных профессий, прославивших не только Рязанский край, но всю нашу Родину. А их роль в годы Великой Отечественной войны бесценна. Знакомя с биографиями, с творчеством великих Рязанцев, с той миссией, которую возложили на себя эти люди, мы создаём условия для гражданского становления личности, воспитания любви к Отечеству, родному краю; вводим ребёнка в мир культуры, являющейся результатом духовного творчества народа.
Воспитание патриота – эта тема всегда будет актуальной, и сегодня, и завтра, и в далёком будущем. Но воспитание гражданина невозможно в одиночку, поэтому видим свою задачу в объединении усилий педагогов, родителей, социума в создании воспитывающей среды и в организации совместной деятельности, формирующей у дошкольников активную гражданскую позицию и уважение к культурному и историческому прошлому своей Родины.
Новизна
Много талантливых людей родила Рязанская земля: это композитор В. И. Агапкин со своим бессмертным маршем «Прощание славянки». Написанный много лет назад, в годы войны он звучал постоянно. Это под него отправлялись солдаты с Красной площади на войну, это под него ежегодно проходят главные Парады Победы. И первая ассоциация с этим произведением у всех нас, россиян, когда мы слышим этот марш – праздник 9 Мая.
А. Г. Новиков, народный артист СССР, автор песен «Смуглянка», «Эх, дороги» и др. Они звучали на войне, мы часто слышим их и сейчас не только на концертах, посвящённых патриотическим мероприятиям, но и в любимых фильмах о войне. Песни Новикова всегда будут востребованными, современными, трогательными.
Данный проект я хотела посвятить композитору А. В. Александрову. Его вклад в российскую культуру огромен: Гимн России; могучая, сильная по энергетике песня «Священная война», которую называют «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны»; довоенные песни; песни, написанные в годы войны, а также обработанные композитором народные песни и песни гражданской войны.
Конечно, мы обязательно рассказываем детям о Гимне России, написанный Александровым, слушаем знаменитую «Священную войну», но в детских садах практически не затрагивается тема создания Александровым военного ансамбля и его роли в годы Великой Отечественной войны; о песнях, исполняемых им, которые помогали выстоять и победить в нелёгкое для всех время, о значении песен военной тематики для современников, а ведь именно они помогают хранить память о событиях 1941-1945 годов.
Огромную роль в развитии ребёнка играет окружающая предметная среда. Чем больше наглядности, тем ребёнку легче усвоить, понять, больше возможности эмоционально прочувствовать ту информацию, которую хотят донести взрослые. В проект я привлекла родителей, сотрудников Михайловского исторического музея, Михайловский духовой оркестр им. Агапкина, артистов Михайловского Дома Культуры, педагогов Школы Искусств. Мы оформили в пространстве детского сада Аллею Славы Рязанского края, в которой портрет композитора Александрова занимает достойное место; лэпбук в форме баяна, представляющий собой мини-музей, в котором отражены факты биографии композитора, истории написания музыки к Гимну России, песни «Священная война», государственные награды композитора, памятники. На другой стороне лэпбука - история ансамбля : создание, годы войны, наши дни. На занятиях, праздниках активно используются ИКТ. Дети могут видеть и слышать на экране великие произведения композитора, песни военного времени в исполнении ансамбля им. Александрова.
Но важно не только познакомить детей с историей ансамбля, важно обязательно научить реагировать на эти знания своими поступками, делами.
Поэтому мы решили создать свой детский ансамбль песни и пляски с очень мирным названием «Ансамбль Василёчков» (по инициалам имени - Александр Васильевич и по названию детского сада). Был создан хор, оркестровая и хореографическая группы. Прекрасно понимаем, что детских коллективов достаточно много, но нам бы хотелось, чтобы именно Ансамбль имени А. В. Александрова служил примером для наших, очень на это надеемся, неравнодушных детей.
Гипотеза
Предположили, что, раскрывая тему проекта, используя традиционные и нетрадиционные формы работы, привлекая к проекту родителей, социум (Михайловский исторический музей, Михайловский духовой оркестр им. Агапкина, артистов Михайловского Дома Культуры, педагогов Школы Искусств) - мы не только значительно расширим кругозор ребёнка, но и разовьём его эмоционально-чувственную сферу.
Главной целью проекта является вовлечение всех участников процесса в единое действие, основой которого стало воспитание патриотизма и формирование будущего гражданина через знакомство с жизнью и творчеством известного композитора Александрова.
Задачи:
• создать условия для продуктивного взаимодействия детей и взрослых;
• познакомить детей и их родителей с биографией и творчеством
Александрова; с детищем композитора – ансамблем им. Александрова, значением концертов для бойцов в годы Великой Отечественной войны;
• формировать у детей, родителей, педагогов интерес к культурным ценностям малой Родины посредством знакомства с творчеством нашего земляка;
• учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
• воспитывать у детей интерес к музыке и ее создателям, прививать любовь к произведениям военных лет, к исполнителям песен;
• воспитать чувство гражданственности, любви и гордости к Родине.
Формы работы
• создание развивающей среды (портрет композитора на Аллее славы Рязанского края в пространстве детского сада, создание лэпбука с биографией и фотографиями композитора, собрание музыкальных произведений, видеофильмов и презентаций);
• тематические занятия;
• беседы о композиторе;
• связь с социумом (экскурсии в Михайловский исторический музей, творческие встречи с духовым оркестром им. Агапкина, исполнение песен артистами Михайловского Дома культуры, помощь в организации ансамбля от Школы Искусств);
• взаимодействие с родителями;
• итоговые мероприятия.
Этапы проекта :
I-ый этап. Подготовительный:
• разработка проекта, формулирование цели и задач;
• создание совместно с родителями и педагогами ДОУ развивающей среды (портрет композитора на Аллее славы Рязанского края в пространстве детского сада, лэпбук, выполненный в форме баяна);
• проведение переговоров с социумом;
• оформление и подбор совместно с родителями и педагогами материалов для дидактических игр)
II -ой этап. Основной, реализация проекта (работа с детьми) :
• занятия (слушание произведений композитора «Гимн России», «Священная война», а также песен рязанских композиторов, русских народных песен, песен других авторов в исполнении военного ансамбля им. Александрова.
• слушание «Гимна России», «Священная война» в исполнении Михайловского духового оркестра им. Агапкина, артистов – певцов, прекрасных исполнителей Михайловского культурного центра, выполнение музыкально-ритмических движений в соответствии с различными жанрами музыки, дидактические игры);
• чтение литературы о композиторе;
• рассказывание познавательных рассказов о жизни и творчестве
Александрова, об истории ансамбля;
• рассматривание картин, иллюстраций с военной тематикой:
• подбор и просмотр презентаций и видеороликов по теме;
• посещение музея, творческие встречи с Михайловским духовым оркестром им. В. И. Агапкина, с местными певцами и хореографическими коллективами.
III – ий этап. Заключительный:
• создание ансамбля «Ансамбль Василёчков», выступления перед родителями, гостями, а также на районном методическом объединении.
• презентация проекта, оформление лэпбука;
• анализ результатов реализации проекта;
• обработка и оформление материалов проекта.
Описание работы
Патриотическое воспитание является приоритетным направлением развития нашего детского сада «Василёк» г. Михайлова, где весь образовательный процесс строится с опорой на региональные особенности края и взаимосвязь знаний разных областей.
Это - создание развивающей среды: Аллея славы рязанского края
На вышеупомянутой Аллее Славы Рязанского края среди известных музыкантов находится портрет нашего земляка профессора Московской консерватории им. П. И. Чайковского, народного артиста СССР, композитора, генерала-майора А. В. Александрова (родился Александр Васильевич в селе Плахино Михайловского уезда, ныне это Захаровский район Рязанской области).
Мне, как музыкальному руководителю, в преддверии 77-летия празднования Победы, очень хотелось, как можно раньше рассказать детям о личности, творчество которого стало известно на всю Россию, на весь мир.
С этой целью был разработан проект «Мы солдатские песни поём» (о творчестве Дважды Краснознамённого Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, состоящий из интегрированных мероприятий, которые обогатили процесс познания и воспитания, побуждая детей к разнообразной творческой деятельности. Данный материал мы используем на занятиях, а также к празднованию Дня Победы, ко Дню защитников Отечества, Дню России, Дню освобождения Михайлова от фашистских захватчиков, так как песни, которые исполнял коллектив, всегда, и в годы войны, и в мирное время, олицетворяют героизм, мужество наших воинов, мощь и славу русского оружия. А музыка к Гимну России, к песне «Священная война» являются неотъемлемой частью величия Российской культуры.
Данный проект реализует такие принципы, декламируемые ФГОС, как содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Знания, полученные от данного проекта, закрепляем, используя все образовательные области.
В рамках данного проекта успешно решается задача организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, их вовлечения в образовательный процесс. Родители получили возможность предварительной работы с детьми (собрать материал о биографии композитора, организовать экскурсии в Михайловский исторический музей). Вовлеченность родителей в эти мероприятия оказалась очень высокой, их активность и заинтересованность направлена на выполнение задач, поставленных в проекте.
Проект «Мы солдатские песни поём» обусловлен простотой и доступностью. У детей сформировалось эмоционально-ценностное восприятие произведений музыкального искусства композитора и музыканта, дирижёра и руководителя огромного коллектива, уроженца Михайловского уезда на 1883г., а значит, нашего земляка, профессора Московской консерватории им. П. И. Чайковского, народного артиста СССР, композитора, генерала-майора А. В. Александрова.
Проект развивает ценностные ориентации и социализацию дошкольников, включая не только уважительное отношение к творчеству нашего земляка, но и чувство гордости за свою малую родину.
Надеемся, что знания о нашем земляке А. В. Александрове, останутся у детей в памяти надолго. Слушая гимн России, «Священную войну», смотря и слушая выступления легендарного ансамбля, дети ещё ярче, острее будут воспринимать эти произведения, будут гордиться своим земляком, что очень важно в воспитании патриотизма, в формировании будущего гражданина.