Анжелика Захарченко
Иновационный прект «Экологическая тропинка в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация инновационного проекта
«Экологическая тропинка в ДОУ»
МБДОУ детский сад №18 село Екатериновка Щербиновского района Краснодарского реализует общеобразовательную программу обучения в ДОУ одной из основных задач является экологическое воспитание ребенка (ознакомление его с окружающим миром)
Темочки:
- Природа, планета Земля, экология
- Экологическая тропа в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Лето – самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность увидеть объект в разные отрезки времени.
Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии, целевые прогулки по «Экологической тропинке», наиболее продуктивно решают все поставленные задачи летней работы.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на «Экологической тропинке» можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Проект «Экологической тропинке» нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста в летний период.
Для осуществления воспитательно-образовательной работы в летний период в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.
Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми,работа над развивающей предметно-пространственной средой
Цели и задачи проекта
Цель проекта: обогащать и систематизировать экологические знания у дошкольников с помощью «Экологической тропинки»ДОУ.
Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
Проект «Экологической тропинка» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.
К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
Описание «Экологической тропинки»
Расположена она по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
«Экологической тропинки» имеет разнообразные видовые точки:
отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья и кустарники;
«Старая Туя»
«Цветники»
«Поляна сказок»
«Жасминовая аллейка»
«Речка»
«Огород»
«Озеро»
«Муравейник»
«Зеленая аптека»
«Птичий двор»
Этапы реализации проекта
Таблица № 1
Название этапа Цель этапа Содержание
1 этап – подготовите-льный определение проблем и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропинка»
Создание объекта согласно требованиям:
-ландшафтный дизайн участка объекта «Экологической тропинки»
(доступность, привлекательность, информативность).
- изготовление главного персонажа объекта ( из различных материалов: шины, дерево, фанера, бумага, бросовый материал т. д)
-легенда, история, сказка (персонаж главный герой) о том как персонаж появился на территории детского сада и с какой целью
- основное назначение объекта (описание)
2 этап – основной реализация работы по разработанным
маршрутам -разработка методического материала (информация, беседа и т. д) с целью познакомить детей с объектом и его обитателями, материал должен соответствовать возрастным особенностям детей.
-работа над развивающей предметно-пространственной средой, объекта
«Экологической тропинки» изготовление реквизита, оборудования, конструкций и т. д для разнообразных форм работы с детей:
- учебно-познавательная деятельность;
- экспериментальная и исследовательская работа на тропе;
- природоохранная работа.
3 этап –
итоговый Подведение итогов, анализ результативности выполнения поставленных задач -представление методических разработок, маршрутных листов
- наличие демонстрационного материала (фотоматериалов)
с отчётом за весь период работы объекта «Экологической тропинки»
-презентация объекта «Экологической тропинки»
Перспективный план работы с детьми по знакомству с объектам
«Экологической тропинки»
Таблица №2
Название объекта Цель Хозяин объекта (персонаж,
объекты наблюдения
Объекта №1
«Старая Туя»
-закрепить название деревьев, их строение, внешние признаки;
-учить детей различать деревья по внешним признакам;
-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
-воспитывать бережное отношение к ним «Старичок-Боровичок»
деревья Туи и
растущие рядом лиственные деревья,
план-схема тропинки
Объекта №2
«Цветники»
-многообразие растений и их связь со средой обитания;
-уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;
-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия;
-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название «Ромашка»
многолетние и однолетние
цветущие растения
Объекта №3
«Поляна сказок»
-неживая природа-среда жизни растений, животных, человека
-дети узнают о свойствах воды; воздуха, почвы, получают знания о сезонных явлениях природы;
-познакомить с народными приметами, пословицами, поговорками о природе;
-знакомить детей с экологическими сказками «Кот ученный»
сказочный домик со сказочными персонажами,
дерево береза
Объекта №4
«Жасминовая аллейка»
-закрепить название кустов, их строение, внешние признаки;
-учить детей различать кусты по внешним признакам;
-обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека;
-знакомить детей с многообразием животных и их связь со средой «Медведи»
жасминовая аллейка, грибы,
медведи
Объекта №5
«Речка»
-рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания
-получают элементарные знания, для становления бережного, истинно гуманного отношения к живому и природе в целом «Лягушка»
речка и её обитатели,
мостик
Объекта №6
«Огород»
- знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;
-вызвать интерес к выращиванию овощных культур «Зайка»
плетень, чучело,
грядки с овощными культурами
Объекта №7
«Озеро»
- жизнь растений и животных в сообществе;
-познакомить детей с цепочкой питания (кто что ест и кто кого ест) «Лебедь»
озеро и его обитатели
Объекта №8
«Муравейник»
-углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;
-сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса;
-воспитывать бережное отношение к муравьям;
-познакомить с разными насекомыми, объяснить в чем их польза и вред «Муравей»
муравейник и его обитатели,
а также различные насекомые,
дерево Яблоня
Объекта №9
«Зеленая аптека»
-рассказать детям о том, как человек взаимодействует с природой;
- расширить и закрепить знания
детей о лекарственных растениях;
- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни; «Дятел»
разнообразные лекарственные растения,
куст Рябины
Объекта №10
«Птичий двор»
- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих к кормушке научить их подкармливать;
- познакомить детей с домашними птицами, воспитывать бережное отношение к птицам «Петушок»
плетень, скворечник,
кормушки,
различные птицы
Вывод:
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.
Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.
Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
В результате реализации проекта:
повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам «Экологической тропинки»