Федулеева Лариса
Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в группах оздоровительной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
В. А. Сухомлинский
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует,
бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!
Жан-Жак Руссо
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
· здоровьесберегающие технологии;
· технологии проектной деятельности
· технология исследовательской деятельности
· информационно-коммуникационные технологии;
· личностно-ориентированные технологии;
· технология портфолио дошкольника и воспитателя
· игровая технология
· технология «ТРИЗ» и др.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Слайд 1
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны.
С учётом того, что возраст наших воспитанников от 1,5 до 3 лет, перед нами возникла задача по укреплению и сохранению здоровья детей.
Сегодня я хочу поделиться опытом работы по данному направлению и представляю вашему вниманию доклад на тему: ….
Слайд 2
Группы оздоровительной направленности созданы для часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс профилактических специальных оздоровительных мероприятий.
В группах оздоровительной направленности осуществляется дошкольное образование детей в соответствии с образовательной программой ДОУ, обязательной и вариативной её части, а также комплекс санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
Слайд 3
Целью работы групп оздоровительной направленности для часто болеющих детей является обеспечение комплексной оздоровительной работы с детьми, сохранности их физического и психического здоровья, применение в воспитательно-образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий, инновационных подходов.
Слайд 4
Первоочередная Задача, которая стоит перед нами - это оказание профилактической, оздоровительной, социально-педагогической поддержки детей на основании диагностики физического развития каждого ребёнка. Разработка оптимальных моделей режима дня и двигательной деятельности, организацию оздоровительных мероприятий с учётом всех видов деятельности детей в образовательном учреждении в течение дня.
Слайд 5 В работе по данному направлению мы используем следующие методики
Используемые методики оздоровительной работы с детьми:
1. профилактические
- закаливание
- гигиенические процедуры
-повышение сопротивляемости и защитных свойств организма
- водные и воздушные процедуры
- физкультурные занятия
Слайд 6
2. физкультурно-оздоровительные
- динамические паузы
- подвижные и спортивные игры
- релаксация
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для профилактики плоскостопия
Слайд 7
3. оздоровительно-технологические
- физкультурные занятия
- физкультурные праздники
- физкультурные развлечения
Слайд 8,9
Целеполагающим в стратегии организации оздоровительной работы
для нас является:
1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
- исследование состояния здоровья детей;
- диагностика физической подготовки дошкольников;
- анализ профессиональной компетенции воспитателей;
- проверка состояния физкультурно-оздоровительной работы;
- анкетирование родителей.
2. Анализ созданных условий в детском саду.
3. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МБДОУ по здоровьесбережению.
4. Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
5. Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.
Слайд 10
Для того, чтобы добиться наиболее эффективных результатов, нами были выделены следующие Направления:
1. Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:
- осмотр детей специалистами детской поликлиники;
- вакцинация против гриппа;
- фитонцидотерапия (чеснок и лук);
- употребление соков и фруктов (второй завтрак);
- кварцевание групп.
Слайд 11
2. Организация двигательной деятельности детей:
- физкультурные занятия;
- самостоятельная двигательная деятельность;
- интегрированные физические занятия с другими видами деятельности;
- праздники и развлечения;
- музыкальная гимнастика;
- гимнастика пробуждения;
- обеспечение двигательной активности детей в течение дня;
- создание необходимой развивающей среды;
- строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
- проведение утренней гимнастики, физкультминуток, динамических пауз;
- музыкальные занятия.
Слайд 12
3. Лечебно-профилактическое:
- постоянный контроль осанки;
- контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
- подбор мебели в соответствии с ростом детей;
- сбалансированное питание.
Слайд 13
4. Система эффективного закаливания:
- босохождение;
- хождение по дорожкам здоровья;
- обширное умывание (до локтя);
- вторая гимнастика после сна;
- Рижский метод закаливания;
- воздушные ванны в облегчённой одежде;
- гимнастика на свежем воздухе в тёплый период года.
Слайд 14
5. Использование практически апробированных и разрешённых методик нетрадиционного оздоровления детей:
- дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой;
- психогимнастика;
- хождение по «дорожкам здоровья» (до сна).
Слайд 15
6. Комплекс психогигиенических мероприятий:
- психодиагностика;
- элементы аутотренинга и релаксации;
- элементы музыкотерапии (музыкальное сопровождение режимных моментов);
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
Слайд 17
7. Реабилитация и коррекционная работа:
- реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим);
- индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
- коррекция психоэмоциональной сферы;
- индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.
Слайд 18
Вывод: Таким образом, работая с детьми раннего возраста, где дети часто и по долгу болеют, мы пришли к выводу: частично, проблемы здоровья детей раннего возраста, можно решать в детском саду, не путем превращения ДОУ в лечебное учреждение, а за счет более широкого включения в воспитательно-образовательный процесс инновационных оздоровительных технологий, позволяющих не просто предупредить болезнь, а гарантировать любому ребенку, посещающему детский сад - здоровье.
Список литературы:
1. Васюкова Н. Е. Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции - Тольятти ТГУ,2002 -Том1,С 44-45 (0,2пл.)
2. Васюкова Н Е, Чехонина О. И. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12) -С 8-14 (0,3 пл.)
3. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
4. Сивцова. А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А. М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С. 65-68.
5. Л. В. Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ//Творческий центр. М. ,2008